Нижний Новгород |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А79-7575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019
по делу N А79-7575/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод"
(ИНН: 2130181577, ОГРН: 1162130069749)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области
о признании незаконным и отмене предписания от 16.05.2019 N 03/08-ЧР
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод" (далее - ООО "Чебоксарский городской молочный завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 16.05.2019 N 03/08-ЧР.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что вынесенные судебные акты являются незаконными и необоснованными в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права, настаивает на непринятии судами во внимание неисполнимости предписания административного органа. По мнению суды не учли, что действие декларации ЕАЭС N RU Д-БШ.АК02.В.00194/19 от 15.02.2019, помимо исследуемого образца продукции, распространяется на иную продукцию, производимую Обществом: коктейли молочные ультрапастеризованные с массовой долей жира от 0,5 до 3,5 процента ароматизированные (с ароматом или со вкусом), с цикорием, с какао и другими компонентами и без них, торговой марки "Добрая Буренка" и других торговых марок. Общество указывает, что предписание подлежит отмене, так как Управлением недостоверно проведены анализы по обнаружению продукции нарушающей законодательство, и применена методика не подлежащая применению.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве возразило относительно доводов жалобы, посчитав вынесенные решение и постановление законными и обоснованными.
Управление и Общество ходатайствовали о рассмотрении жалоб в отсутствие представителей.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.03.2020 произведена замена судьи Чигракова А.И. на судью Башеву Н.Ю. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества, поступившего в электронной форме через публичный интерфейс информационной системы "Цербер" от 01.04.2019 N GZ27285 (вх. N 1804 от 03.04.2019), которое намеревалось поставлять вырабатываемую продукцию в страны - члены ЕАЭС проведено ветеринарно-санитарное обследование.
Обследование проводилось комиссией, с участием представителей Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, специалистов Управления и представителей Общества в целях подтверждения соответствия предприятия и выпускаемой продукции законодательству Евразийского экономического союза и Российской Федерации, а именно: на соответствие Единым ветеринарным (ветеринарносанитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 N 317; на соответствие Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N27; на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) (далее - требования TP ТС 033/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N67; на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) (далее - требования TP ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880; на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.
Отбор пробы молочного коктейля ультрапастеризованного со вкусом "ваниль" с массовой долей жира 2,5 процента ТУ 10.51.56-040-00419785-2018, торговой марки "Добрая буренка", в индивидуальной потребительской упаковке Tetra Рак (далее - молочный коктейль), осуществлен специалистами Управления в ходе указанного обследования в рамках Плана федерального государственного мониторинга. В соответствии с требованиями ГОСТ 26809.1-2014 с участием представителей Управления (старшим государственным инспектором Димитриевой Н.П. и государственным инспектором Утяшевой С.Н.) в присутствии начальника СКК ООО "Чебоксарский городской молочный завод" Бесчастновой Т.Н. от партии 9200 килограммов, выработанной 27.03.2019.
Отобранная проба молочного коктейля была направлена для лабораторных исследований в ФГБУ "Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Татарская МВЛ") с целью подтверждения соответствия продукции по показателям качества и безопасности требованиям технических регламентов Таможенного союза, что предусмотрено в рамках законодательства ЕАЭС.
В результате лабораторных исследований в ФГБУ "Татарская МВЛ" выявлено несоответствие молочного коктейля производства ООО "Чебоксарский городской молочный завод" 27.03.2019 по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, Мясокомбинатский проезд, дом 6, по показателям качества, а именно, обнаружен b-ситостерин, что не соответствует составу, заявленному на маркировке продукта, то есть информация о содержании указанного компонента на потребительской упаковке молочного продукта отсутствовала. Выявление b-ситостерина в молочном коктейле выработанном ООО "Чебоксарский городской молочный завод" 27.03.2019 при нормативном значении - не допускается, является несоответствием продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (TP ТС 033/2013) и требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), то есть законодательства в области технического регулирования.
Старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Димитриевой Н.П. по результатам рассмотрения протокола лабораторных испытаний от 08.05.2019 N В3559АПП, поступившего от ФГБУ "Татарская МВЛ", выдано предписание от 16.05.2019 N 03/08-ЧР об устранении нарушения законодательства.
Оспариваемым предписанием Управление обязало Общество приостановить действие декларации о соответствии ЕАЭС N RU ДRU.АК02.В.00194/19 от 15.02.2019 в отношении молочного коктейля ультрапастеризованного со вкусом "ваниль" с массовой долей жира 2,5 процента ТУ 10.51.56-040-00419785-2018, на три месяца с даты получения предписания.
Не согласившись с вынесенным предписанием и полагая что оно не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Чебоксарский городской молочный завод" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 АПК РФ, положениями Федерального законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), требованиями TP ТС 033/2013 и TP ТС 021/2011, нормами Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 (далее - Положение N 94), суд первой инстанции признал оспариваемое предписание законным и не нарушающим права Общества и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Закона 29-ФЗ фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из содержания статьи 2 Закона N 184-ФЗ следует, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В силу положений Закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента (статья 34). Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия (статья 39).
Согласно подпункту "в" пункта 116 Положения N 94 отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления усиленного лабораторного контроля безопасности подконтрольных товаров (продукции), произведенных предприятием, в случае обнаружения нарушения соответствующих требований Таможенного союза (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для обращения на таможенной территории Таможенного союза).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отбор пробы молочного коктейля специалистами Управления осуществлен комиссией в рамках Плана федерального государственного мониторинга. В соответствии с требованиями ГОСТ 26809.1-2014 с участием представителей Управления в присутствии начальника СКК ООО "Чебоксарский городской молочный завод" от партии 9200 килограммов, выработанной 27.03.2019.
Таким образом, при выдаче предписания от 16.05.2019 N 03/08-ЧР в силу его ускоренного защитного и обеспечительного характера и с учетом достаточности документов, полученных посредством использования федеральных государственных информационных систем от ФГБУ "Татарская МВЛ", объективно не требовалось проведения проверки деятельности Общества.
В результате лабораторных исследований в ФГБУ "Татарская МВЛ" выявлено несоответствие молочного коктейля производства ООО "Чебоксарский городской молочный завод" 27.03.2019 по адресу: 428024, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, Мясокомбинатский проезд, дом 6, по показателям качества, а именно, в связи с обнаружением b-ситостерин, что не соответствует составу, заявленному на маркировке продукта, то есть информация о содержании указанного компонента на потребительской упаковке молочного продукта отсутствовала.
Выявление b-ситостерина в молочном коктейле, выработанном ООО "Чебоксарский городской молочный завод" 27.03.2019, при нормативном значении - не допускается, является несоответствием требованиям TP ТС 033/2013 и TP ТС 021/2011, то есть законодательства в области технического регулирования.
В предписании от 16.05.2019 N 03/08-ЧР об устранении нарушения законодательства имеются конкретные требования к заявителю о приостановлении действия декларации о соответствии ЕАЭС N RU ДRU.АК02.В.00194/19 от 15.02.2019 в отношении молочного коктейля. Оспариваемое предписание выданное Управлением в рамках проведения государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, одной из целей которого согласно положением абзацев 10 и 13 статьи 1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяется, в том числе Закон N 184-ФЗ.
Обществу направлены предписание от 16.05.2019 N 03/08-ЧР, протокол испытаний от 08.05.2019 NВ3559АПП и срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм, от 08.05.2019 N В3559АПП, в которых имеется информация о несоответствии исследуемого образца требованиям TP ТС 033/2013 и TP ТС 021/2011.
Таким образом, установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия в связи с нарушением требований технического регулирования (технических регламентов) носит ускоренный защитный и обеспечительный характер, является незамедлительной мерой по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда.
Доводы заявителя о том, что Управлением не принято во внимание то обстоятельство, что действие декларации от 15.02.2019 ЕАЭС N RU Д-RU.AK02.B.00194/19, помимо исследуемого образца продукции, распространяется на иную продукцию производимую Обществом коктейли молочные ультрапастеризованные с массовой долей жира от 0,5 до 3,5 процента ароматизированные (с ароматом или со вкусом), с цикорием, с какао и другими компонентами и без них, торговой марки "Добрая Буренка" и других торговых марок, данным предписанием Обществу введен запрет производить и реализовывать иную продукцию, проверка которой не проводилась и качество которой соответствует всем действующим нормам, отклоняется судом округа в силу следующего.
В предписании от 16.05.2019 N 03/08-ЧР об устранения нарушений законодательства указано требование к Обществу о приостановлении действия декларации о соответствии от 15.02.2019 ЕАЭС N RU Д-RU.AK02.B.00194/19 в отношении только молочного коктейля ультрапастеризованного со вкусом "ваниль" с массовой долей жира 2,5 процента ТУ 10.51.56-040-00419785-2018 до 11.09.2019.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным предписания Управления от 16.05.2019 N 03/08-ЧР об устранении выявленных нарушений.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Аргументы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Иные доводы содержащиеся в кассационной жалобе, в частности доводы о том, что оспариваемое предписание неисполнимо, а требования, изложенные в предписании, не конкретизированы, фактически сводятся к иной, чем у судов, оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенных и обоснованно отклоненных судами, и не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 24.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А79-7575/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский городской молочный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отбор пробы молочного коктейля специалистами Управления осуществлен комиссией в рамках Плана федерального государственного мониторинга. В соответствии с требованиями ГОСТ 26809.1-2014 с участием представителей Управления в присутствии начальника СКК ООО "Чебоксарский городской молочный завод" от партии 9200 килограммов, выработанной 27.03.2019.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяется, в том числе Закон N 184-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2020 г. N Ф01-9120/20 по делу N А79-7575/2019