Нижний Новгород |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А82-12350/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019
по делу N А82-12350/2019
по заявлению муниципального автономного учреждения города Ярославля
"Дирекция спортивных сооружений"
(ИНН: 7606076748, ОГРН: 1107606000831)
о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства
по Ярославской области от 05.06.2019 N 71-14-02/34/1753
и установил:
муниципальное автономное учреждение города Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" (далее - МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по Ярославской области, Управление) от 05.06.2019 N 71-14-02/34/1753.
Решением суда от 08.10.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оплата Учреждением работ по демонтажу конструкций и натурального травяного покрытия стадиона "Славнефть" в сумме 425 659 рублей 23 копеек за счет средств федерального бюджета является нецелевым расходованием бюджетных средств. Оспариваемое предписание от 05.06.2019 N 71-14-02/34/1753 соответствует форме, утвержденной приказом Казначейства России от 29.07.2016 N 12н, содержит указание на нарушение и перечень документов, подтверждающих его, в связи с чем, по мнению заявителя, неоднозначности в его толковании не имеется. Кроме того, Управление полагает, что суд первой инстанции неправомерно отнес на него расходы Учреждения по уплате государственной пошлины, поскольку УФК по Ярославской области, являющееся государственным органом, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Управления, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Учреждение и Управление заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство спорта Российской Федерации и Правительство Ярославской области заключили соглашение от 17.05.2017 N 165 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, связанные со строительством или реконструкцией тренировочных площадок (в редакции дополнительных соглашений от 23.10.2017 N 1, от 16.03.2018 N 2, от 19.09.2018 N 3).
Предметом соглашения является предоставление Министерством спорта Российской Федерации в 2017 - 2018 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Ярославской области на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу, связанных со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок, стадионов и тренировочных комплексов, предназначенных для проведения предсоревновательных тренировок, и тренировочных площадок, стадионов и тренировочных комплексов в местах размещения баз команд, в том числе, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, приобретение оборудования, осуществление технологического присоединения к инженерным сетям, строительный контроль, и иные мероприятия, предусмотренные утвержденной проектно-сметной документацией, в размере 208 580 000 рублей (в редакции соглашения от 16.03.2018 N 2).
В рамках реализации мероприятий по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации на финансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и субъекта Российской Федерации в части реконструкции тренировочной площадки - стадиона "Славнефть" через Управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля были направлены межбюджетные трансферты.
Управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля и МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" заключили соглашение от 31.03.2017 (в редакции дополнительных соглашений от 22.06.2017 N 1, от 05.07.2017 N 2, от 04.08.2017 N 3, от 01.09.2017 N 4, от 15.11.2017 N 5, от 10.01.2018 N 6, от 26.01.2018 N 7, от 31.01.2018 N 8, от 28.04.2018 N 9) о предоставлении субсидии из бюджета города Ярославля на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности.
В соответствии с условиями указанного соглашения Управление по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля, как главный распорядитель бюджетных средств, предоставляет МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" субсидию в размере 408 450 000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу (далее - Программа).
В порядке реализации мероприятий, предусмотренных Программой, ООО "Новые спортивные технологии", ООО "АРТ-СТ" и ООО "БАМАРД" разработана проектная документация по строительству объекта "Площадка стадиона "Славнефть" с инженерными коммуникациями, предусматривающая выполнение работ в три этапа:
- первый: строительство павильона тренировочной площадки, строительство павильонов КПП N 1 и КПП N 2, строительство павильона с помещением для хранения запрещенных для проноса предметов, строительство внутриплощадочных сетей инженерно-технологического обеспечения, устройство комплекса инженерно-технических средств охраны, благоустройство территории;
- второй: переустройство спортивного ядра на период проведения чемпионата мира по футболу, строительство насосной станции автоматического орошения игрового поля стадиона, устройство инженерных систем поверхностного водоотвода, устройство электроосвещения футбольного поля, модульные контрольно-пропускные пункты, блок контейнер с помещением для хранения запрещенных для проноса предметов, мобильные биотуалеты заводского изготовления;
- третий: демонтаж плодородного грунта с натуральным газоном, демонтаж искусственной травы, экструдированного пенополистирола, крупнозернистого асфальтобетона, монтаж искусственной травы.
В соответствии с Программой МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" проведены мероприятия по реконструкции стадиона "Славнефть".
МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" (заказчик) и ООО "СтройДор" (подрядчик) заключили контракт от 15.10.2018 N 14/114, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по организации реконструкции тренировочной площадки стадиона "Славнефть" с инженерными коммуникациями (третий этап), сдать результат заказчику в установленный контрактом срок, а заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их.
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составила 1 212 225 рублей 80 копеек.
В рамках третьего этапа произведена разборка мембраны, разборка грунта вручную, погрузка и перевозка грунта, демонтаж травяного покрытия.
По платежным поручениям от 27.11.2018 N 365921 МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" перечислило подрядчику 60 200 рублей 17 копеек (за счет средств городского бюджета), от 24.12.2018 N 391892 - 726 366 рублей 40 копеек (за счет средств областного бюджета), от 24.12.2018 N 391893 - 425 659 рублей 23 копейки (за счет средств федерального бюджета).
Управление провело выездную проверку МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" предоставления и использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, связанных со строительством и (или) реконструкцией тренировочных площадок; с поставкой, монтажом, демонтажем строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
В ходе проверки Управление пришло к выводу о нецелевом использовании Учреждением бюджетных средств, направленных на оплату обязательств по контракту от 15.10.2018 N 14/114. По мнению проверяющих, выполненные ООО "СтройДор" работы по контракту от 15.10.2018 N 14/114 должны быть выполнены в рамках иной программы - Концепции наследия чемпионата мира по футболу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.07.2018 N 1520-р и предусматривающей мероприятия по адаптации тренировочных площадок.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.04.2019.
По итогам проверочных мероприятий Управление выдало Учреждению предписание от 05.06.2019 N 71-14-02/34/1753, которым обязало последнего произвести возврат средств в сумме 425 659 рублей 23 копеек в доход федерального бюджета в срок до 01.10.2019.
МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" не согласилось с предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о недоказанности факта использования Учреждением бюджетных средств не по целевому назначению и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 69, 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.01.2014 N 7, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В абзаце пятом статьи 69 БК РФ установлено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 78.2 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 78.2 БК РФ принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
На основании подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, а также обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.01.2014 N 7 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок (далее - Правила).
В пункте 3 Правил установлено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения между Министерством спорта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, которое заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
На основании пункта 18 Правил иные межбюджетные трансферты в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что проектная документация по строительству объекта "Площадка стадиона "Славнефть" предусматривала выполнение работ в три этапа: первый этап - строительство здания павильона, предназначенного для размещения вспомогательных помещений тренировочной площадки; второй этап - устройство фундаментов с установкой мачт освещения, устройство системы полива футбольного поля, устройство основания футбольного поля; третий этап - демонтаж плодородного грунта с натуральным газоном, демонтаж искусственной травы, экструдированного пенополистирола, крупнозернистого асфальтобетона, монтаж искусственной травы.
Суммы на производство работ по каждому этапу отражены в смете на строительство объектов капитального строительства, также являющейся частью проектной документации.
Суды установили, что проектная документация прошла государственную экспертизу, по ее результатам выдано положительное заключение экспертизы от 03.02.2017 N 76-1-1-3-0012-17.
Работы в рамках первого и второго этапов завершены в мае 2018 года; объект введен в эксплуатацию. Работы по третьему этапу проведены после завершения Чемпионата мира по футболу 2018 года, как определено проектной документацией.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание, что Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу не предусматривала перечень работ, которые следует произвести в отношении спортивных площадок; проектно-сметная документация по строительству объекта "Площадка стадиона "Славнефть" прошла согласование с Министерством спора Российской Федерации, как главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на мероприятия по проведению Чемпионата; соглашение от 17.05.2017 N 165 предусматривало выделение средств на мероприятия, выполненные в рамках третьего этапа работ, суды пришли к выводу, что выделенные Учреждению бюджетные средства были использованы в соответствии с условиями их предоставления.
Вывод судов материалам дела не противоречит и не подлежит переоценке судом округа.
Кроме того, суды приняли во внимание, что из оспариваемого предписания невозможно установить, в чем именно выражено вмененное в вину Учреждению нарушение бюджетного законодательства; в акте проверки факт нецелевого использования бюджетных средств не отражен.
С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемое предписание Управления недействительным.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отнесении на него расходов МАУ г. Ярославля "Дирекция спортивных сооружений" по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежит отклонению, поскольку возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшая сторона государственным органом.
Иные доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А82-12350/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, а также обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.01.2014 N 7 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2020 г. N Ф01-9579/20 по делу N А82-12350/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9579/20
03.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10227/19
08.10.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12350/19
05.07.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12350/19