Нижний Новгород |
|
22 апреля 2020 г. |
Дело N А17-4045/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Чигракова А.И.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А17-4045/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" (ОГРН; 1073701000867; ИНН 3721008266)
о признании незаконным и об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
третье лицо - акционерное общество "Объединенные электрические сети",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергетик" (далее - ООО "Энергетик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) от 15.05.2019 N 11.1-971-Пс/52-2019 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2017 требование ООО "Энергетик" удовлетворено, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
Апелляционный суд рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; привлек к участию в деле к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество "Объединенные электрические сети" (далее - АО "ОЭС"); отменил решение суда первой инстанции; признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
АО "ОЭС" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), заявитель считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, ООО "Энергетик" является виновным в нанесении ущерба собственнику поврежденных электрических сетей и подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.7 КоАП РФ. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Управление в отзыве просит отменить обжалуемый судебный акт.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление из МО МВД России "Родниковский" на рассмотрение по подведомственности поступили протокол об административном правонарушении от 04.04.2019 N 37А 170541/191900533 и иные материалы проверки по факту совершения ООО "Энергетик" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.7 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу 21.02.2019 в результате схода снега и наледи с кровли многоквартирного дома N 5 по улице Кирова села Каминский Родниковского района Ивановской области произошел обрыв двух проводов воздушной линии электропередач от опоры N 22 ВЛ-0,4 кВ ф. 2 от КТП-106 до приемной траверсы многоквартирного дома, принадлежащих ОАО "ОЭС". В протоколе указано, что данный дом находится под управлением ООО "Энергетик" (договор от 31.12.2015), на которого в силу пункта 16 Правил N 491) возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома. Общество не обеспечило выполнение требований пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы административного дела, Управление вынесло постановление от 15.05.2019 N 11.1-971-Пс/52-2019 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество обжаловало названное постановление в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, статьей 161 ЖК РФ, Правилами N 491, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд рассмотрел спор по правилам суда первой инстанции, руководствовался этими же нормами права, отменил решение суда и признал незаконным оспариваемое постановление административного органа в связи с недоказанностью Управлением совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступает обеспечение энергетической безопасности, нормальной и бесперебойной эксплуатации электрических сетей напряжением до 1000 вольт (воздушных, подземных и подводных кабельных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств). Объективную сторону правонарушения составляют действия, бездействия, повлекшие повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт, в том числе вводных и распределительных устройств.
Как видно из материалов дела, 21.02.2019 в результате схода снега (наледи) с крыши многоквартирного дома N 2 по улице Кирова села Каминский Родниковского района Ивановской области произошел обрыв двух проводов воздушной линии электропередач от опоры N 22 ВЛ-0,4 кВ ф.2 от КТП-106 до приемной траверсы названного дома.
Лицом, ответственным за содержание общего имущества указанного многоквартирного жилого дома является ООО "Энергетик" по договору от 31.12.2015 на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома. В оспариваемом постановлении Общество признано управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать установленным обязательным требованиям.
В части 2.1 статьи 161 ЖК РФ определено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами. Указанные лица несут также ответственность перед собственниками помещений в соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
В Минимальный перечень работ входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, к которым, в том числе отнесена проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи (пункт 7).
В подпункте "г" пункта 2 Минимального перечня установлено, что перечень услуг и работ из числа включенных в названный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в том числе в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ.
Таким образом, законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Юридически значимым обстоятельством в рассмотренном случае является квалификация правоотношений, сложившихся между собственниками помещений указанного многоквартирного дома и заявителем, в рамках представленного в материалы дела договора от 31.12.2015 на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Из протокола общего собрания от 22.11.2015 следует, что собственниками помещений в спорном доме выбран непосредственный способ управления жилым домом, в качестве организации, оказывающей услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, выбрано Общество.
Протоколом общего собрания собственников помещений названного многоквартирного дома от 22.11.2018 оформлены решения о продлении срока действия договора на выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома с ООО "Энергетик" на 2019 год.
Названные решения общего собрания не оспорены, недействительными не признаны.
В пункте 1.1 договора от 31.12.2015 определен предмет договора, по которому Общество, как исполнитель, обязуется выполнять согласованные с собственниками помещений в таком доме за плату работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Приложением N 3 к договору.
В состав общего имущества многоквартирного дома входит, в том числе, крыша (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 2.1.3 договора исполнитель обязуется проводить осмотры общего имущества с составлением актов. На основании актов осмотра определять необходимость выполнения работ по ремонту общего имущества и иных работ и услуг, о чем информировать собственников помещений с вынесением данной информации на общее собрание собственников помещений, согласование необходимых объемов работ по текущему ремонту многоквартирного дома и оплате данных расходов.
Собственники обязуются сообщать исполнителю обо всех аварийных ситуациях и прочих работах, необходимых для поддержания надлежащего технического и санитарного состояния общего имущества дома; не требовать от исполнителя выполнения работ, не предусмотренных в Приложении N 3 к договору и не обеспеченных денежными средствами лицевого счета жилого дома (пункты 2.3.4 и 2.3.9 договора).
Цена договора определяется как сумма платы за работы и услуги, указанные в Приложении N 3 договора.
В Приложении N 3 к договору от 31.12.2015 приведен перечень обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также их стоимость. В названном перечне отсутствует такая услуга как проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно посчитал, что стороны договора от 31.12.2015 согласовали определенный объем своих обязанностей и порядок взаимодействия при их исполнении (обязанность собственников сообщать исполнителю о необходимости проведения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома).
Из материалов дела не следует, что в период до 21.02.2019 от жителей спорного дома в адрес Общества поступали заявки на проведение очистки крыши от снега и наледи. Соответствующих доказательств ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал не доказанным вывод Управления о признании Общества обязанным лицом в отношении работ по проверке и при необходимости очистке кровли спорного дома от скопления снега (наледи).
Исследовав обстоятельства дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не установил в действиях (бездействии) Общества наличие состава вмененного ему административного правонарушения, в том числе вины Общества в рассматриваемом нарушении.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа от 15.05.2019.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных этим судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены постановления апелляционного суда в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А17-4045/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
А.И. Чиграков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
...
В подпункте "г" пункта 2 Минимального перечня установлено, что перечень услуг и работ из числа включенных в названный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в том числе в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ.
...
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2020 г. N Ф01-10187/20 по делу N А17-4045/2019