Нижний Новгород |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А43-30243/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А43-30243/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток" (ОГРН: 1105259004212, ИНН: 5259090138)
об отмене постановления Административной комиссией Сормовского района города Нижнего Новгорода от 03.07.2019 N 491/8/19
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - Общество, ООО "Исток") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.07.2019 N 491/8/19, вынесенного Административной комиссией Сормовского района города Нижнего Новгорода о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 05.09.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 решение суда отменено, постановление Комиссии признано незаконным.
Административный орган не согласился с постановлением Первого арбитражного апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Административная комиссия, ссылаясь на пункты 1.2 и 4.1.2 договора на оказание услуг по транспортировке ТКО на территории Сормовского района г.о.г. Нижний Новгород от 09.07.2018, считает, что весь мусор находящийся возле контейнеров по адресам: улица Коминтерна, 181, улица Замкнутая, 20, должно вывозить ООО "Исток", поскольку с ним региональный оператор заключил договор на вывоз мусора. Кроме того, административный орган считает, что жалоба Общества не подлежит рассмотрению Арбитражным судом.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов заявителя.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в ходе ежедневного мониторинга чистоты и порядка, внешнего благоустройства 3 июня в 13 часов 11 минут, 4 июня в 13 часов 53 минуты и в 15 часов 46 минут, 5 июня 2019 года в 13 часов 11 минут по адресам: город Нижний Новгород улица Коминтерна, 181, улица Замкнутая, 20, установлено, что ООО "Исток" не приняло все от него зависящие меры по вывозу крупногабаритных отходов и отходов спила деревьев с контейнерных площадок, расположенных по указанным адресам, в результате чего был нарушен график вывоза мусора. В соответствии с графиком вывоза ТКО и КГО вывоз мусора с контейнерных площадок по указанным адресам, осуществляется ежедневно: будние дни с 07 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, выходные дни с 10 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Однако с 13 часов 11 минут 03.06.2019 до 13 часов 11 минут 05.06.2019 КГО и отходы спила деревьев не были вывезены, что привело к нарушению части 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
По результатам проверки составлены акты обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 04.06.2019 N 710, от 05.06.2019 N 722.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса, должностное лицо Администрации составило протокол об административном правонарушении от 13.06.2019 N 491/8.
Административный орган, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 03.07.2019 N 491/8/19 о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь частью 1 статьи 3.2 Кодекса, статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд апелляционной инстанции отменил решение суда.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 3.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-З) регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Статьей 9 Закона N 144-З установлены требования к состоянию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн.
Согласно части 3 статьи 9 Закона N 144-З допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных, уборочных работ. Порядок временной установки контейнеров и бункеров-накопителей определяется органом местного самоуправления.
Количество, вместимость (объем), местонахождение, сроки размещения, график вывоза строительного мусора должны быть согласованы лицами, производящими строительные и ремонтные работы, с лицом, на которое возложены предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории предполагаемого размещения таких контейнеров и бункеров-накопителей.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона N 144-З запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, пешеходных дорожках, газонах и в проходных арках домов.
Частью 7 статьи 9 Закона N 144-З предусмотрено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием (часть 8 статьи 9 Закона N 144-ФЗ).
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период (часть 14 статьи 9 Закона N 144-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 144-3 субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Частью 6 статьи 9 Закона N 144-3 установлено, что сбор крупногабаритного мусора должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для складирования крупногабаритного мусора. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями.
Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона N 144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг 7 контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 144-З собственники, владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями.
Лица, на которые возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке (часть 3 статьи 10 Закона N 144-З).
В силу Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В пункте 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В Правилах N 1156 определено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на 8 контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Также пунктом 148 (26) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Согласно подпункту 1, пункта 3 статьи 12 Закона N 144-3 на территории Нижегородской области запрещается складирование (выброс) и (или) временное хранение мусора, скопление мусора, а также сброс и (или) складирование мусора, отходов спила деревьев, листвы, снега вне специально отведенных мест. Количество специально отведенных мест определяется администрациями муниципальных образований Нижегородской области.
Как установил суд, соглашением, заключенным Региональным оператором АО "Управление отходами-НН" (с которым у ООО "Исток" заключен договор на транспортирование отходов с территории Сормовского района) и Министерством экологии и природных ресурсов, установлено, что бремя содержания специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов на территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно (пункт 2.1.16. соглашения).
Пунктом 1.2 договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сормовского района от 03.06.2019, заключенного Региональным оператором и ООО "Исток", установлено, что накопление ТКО в зоне деятельности Исполнителя может производиться в местах накопления отходов в контейнеры и бункеры, установленные на специально оборудованную контейнерную площадку, в контейнеры и бункеры, которые не установлены на специально оборудованную контейнерную площадку, а также посредством пакетированного вида сбора.
Таким образом, из приведенных положений Закона N 144-3, Правил N 1156, а также договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сормовского района от 03.06.2019, заключенного Региональным оператором и ООО "Исток", следует, что региональный оператор обеспечивает сбор и вывоз мусора из установленных на контейнерных площадках бункеров и контейнеров для сбора мусора.
Вместе с тем обязанность по содержанию территории вокруг контейнерных площадок на оператора по транспортированию, а также и на регионального оператора названными нормами не возложена.
При таких обстоятельствах факт складирования около спорных контейнерных площадок КГО и спила деревьев не позволяет достоверно установить, что лицом, ответственным за данное нарушение, является именно ООО "ИСТОК".
Из материалов дела следует, что обнаруженные должностным лицом Администрации КГО складированы на территории, прилегающей к контейнерным площадкам.
При этом из представленных в материалы дела фотографий, являющихся приложением к актам мониторинга от 04.06.2019 N 710, от 05.06.2019 N 722, следует, что сами контейнеры не переполнены, данное обстоятельство свидетельствует о том, что вывоз ТКО из контейнеров, производится надлежащим образом.
Административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерным площадкам, являются специально отведенными площадками для КГО, ответственность на надлежащее содержание которых возложена на ООО "Исток", а также не представлены доказательства неисполнения Обществом обязанностей по вывозу мусора.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно посчитал, что входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельства Комиссией надлежащим образом и в полном объеме не установлены.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что у административного органа в данном случае отсутствовали достаточные основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в связи с чем правомерно отменил оспариваемое постановление Административного органа.
Ссылка заявителя жалобы на то, что дело не подлежит рассмотрению Арбитражным судом, окружным судом отклоняется.
Подведомственность споров определяется субъектным составом и характером правоотношений и по этим критериям рассматриваемый спор между юридическими лицами вытекающий из предпринимательских правоотношений правомерно рассмотрен арбитражным судом.
Оснований для отмены постановления апелляционного суда с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А43-30243/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Также пунктом 148 (26) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
...
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2020 г. N Ф01-10339/20 по делу N А43-30243/2019