Нижний Новгород |
|
14 мая 2020 г. |
Дело N А82-14830/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от третьих лиц: Смурнова С.Н. (удостоверение от 26.03.2019 N 233403),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления муниципальной собственности Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2020
по делу N А82-14830/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Май"
(ИНН: 7608012605, ОГРН: 1067608021690)
к Управлению муниципальной собственности Администрации города Переславля-Залесского Ярославской области, Администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области
о признании недействующими постановлений Администрации городского округа города Переславля-Залесского N ПОС.03-0767/18 от 21.06.2018, N ПОС.03-2544/19 от 31.10.2019 в части имущества с кадастровыми номерами 76-76-06/022/2012-325, 76-76-06/022/2012-326 и об исключении этого имущества из Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Прокуратура Ярославской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Май" (далее - ООО "Май", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципальной собственности администрации города Переславля-Залесского Ярославской области (далее - Управление), администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области с требованиями о признании незаконными отказов главы городского округа города Переславля-Залесского N ИХ 03.01-0092/19, ИХ 03.01-0093/19 от 16.01.2019 и об исключении из Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемого Обществом имущества, включенного в перечень на основании постановления администрации городского округа города Переславля-Залесского N ПОС.03-0767/18 от 21.06.2018. Делу присвоен номер А82-9682/2019.
При рассмотрении дела суд выделил в отдельное производство с присвоением ему номера А82-14830/2019 требование Общества об исключении из перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), арендуемого Обществом имущества, включенного в Перечень на основании постановления администрации городского округа г. Переславля-Залесского N ПОС.03-0767/18 от 21.06.2018.
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Ярославской области.
Определением от 19.11.2019 в порядке статьи 49 АПК РФ судом принято уточнение заявленных требований, в котором Общество дополнило требования и просит признать недействующими постановления администрации городского округа города Переславля-Залесского от 31.10.2019 N ПОС.03-2544/19 "Об утверждении перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18 "О внесении дополнений в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", в части включения в перечень имущества, арендуемого заявителем.
Определением Переславского районного суда Ярославской области от 09.09.2019 по делу N 9а-203/19 ООО "Май" на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отказано в принятии административного искового заявления к администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, Управлению о признании недействующим постановления администрации N ПОС.03- 0767/18 от 21.06.2018.
Определением Переславского районного суда Ярославской области от 09.01.2020 по делу N 9а-3/2020 на основании пунктов 2 и 5 части 1 статьи 129 КАС РФ Обществу возвращено административное исковое заявление к администрации городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, Управлению о признании недействующим постановления администрации N ПОС.03- 2544/19 от 31.10.2019
Решением от 15.02.2020 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав недействующими постановления Администрации городского округа города Переславля-Залесского от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18 "О внесении дополнений в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", от 31.10.2019 N ПОС.03-2544/19 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в части включения в Перечень имущества с кадастровыми номерами 76-76-06/022/2012-325, 76-76-06/022/2012-326. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Управление не согласилось с принятым судебным актом (в части удовлетворенного требования) и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что суд неполно выяснил обстоятельства дела, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 159-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон 209-ФЗ). Включение имущества в Перечень само по себе не может рассматриваться как воспрепятствование реализации преимущественного права выкупа имущества, предоставленного Законом N 159. Судом при рассмотрении дела не учтено постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Прокуратура в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Общество и Управление ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление (далее - арендодатель) и ООО "Май" (далее - арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества от 28.04.2014 N 587, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) для общественно-деловых целей муниципальное имущество: магазин, назначение нежилое, одно этажный, общей площадью 31 квадратный метр, инв. N 4653, лит. А, расположенный по адресу: город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4а, кадастровый (условный) номер 76-76-06/022/2012-325 с земельным участком категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей (эксплуатации магазина), общая площадь 42 квадратных метра адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4а, с кадастровым номером 76:18:010802:0047.
Согласно пункту 1.3 договора указанное имущество сдается на срок с 28.04.2014 по 27.04.2024.
Стороны заключили договор аренды муниципального имущества от 28.04.2014 N 588, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) для общественно-деловых целей (размещение специализированного рынка) муниципальное имущество: нежилое здание (рынок), площадью 518,9 квадратного метра, инв. N 4652, лит. АА1, кадастровый (условный) номер 76-76-06/022/2012-326, расположенный по адресу: город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4б, с земельным участком категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей (размещение продовольственного рынка), общая площадь 636 квадратных метров, адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4б, с кадастровым номером 76:18:010802:0038.
Согласно пункту 1.3 договора указанное имущество сдается на срок с 28.04.2014 по 27.04.2024.
Постановлением администрации города Переславля-Залесского Ярославской области от 13.07.2016 N ПОС.03-0935/16 утвержден Перечень, который указан в приложении к постановлению.
Постановлением Администрации городского округа города Переславля-Залесского N ПОС.03-0767/18 от 21.06.2018 внесены дополнения в Перечень, утвержденный постановлением от 13.07.2016 N ПОС.03-0935/16, путем включения в него объектов:
- магазин, одно этажный, общей площадью 31 квадратный метр, кадастровым (условным) номером 76-76-06/022/2012-325, адрес: город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4а,
- нежилого здания (рынок), одно этажный, общей площадью 518,9 квадратного метра, кадастровый (условный) номер 76-76-06/022/2012-326, адрес: город Переславль-Залесский, переулок Кривоколенный, дом 4б.
ООО "Май" является арендатором внесенных в Перечень магазина и нежилого здания (рынка) по договорам аренды муниципального имущества от 28.04.2014 N 587, 588.
Постановлением администрации N ПОС.03-2544/19 от 31.10.2019 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" утвержден обобщенный перечень имущества. Приложение к постановлению содержит перечень муниципального имущества, в который включено и имущество, находящееся в аренде у заявителя. Данным постановлением признаны утратившими силу ранее принятые постановления, в том числе и постановление от 13.07.2016 N ПОС.03-0935/16 с изменениями и дополнениями.
Постановление опубликовано в газете "Переславская неделя" и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Переславля-Залесского в сети "Интернет".
Общество 17.12.2018 обратилось к Главе городского округа города Переславля-Залесского с заявлениями о реализации предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого по договорам N 587 и 588 от 28.04.2014 имущества (магазин, нежилое здание (рынок)).
Письмами Администрация от 16.01.2019 N ИХ 03.01-0092/19, ИХ 03.01-0093/19 отказала в реализации преимущественного права со ссылкой на включение арендуемого Обществом имущества в Перечень постановлением от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18 и отсутствием в связи с этим совокупности условий для реализации преимущественного права на приобретение имущества.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями, закона N 159-ФЗ и N 209-ФЗ, принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 2 пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции признал недействующими постановления Администрации от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18, от 31.10.2019 N ПОС.03-2544/19 в части включения в Перечень арендованного имущества, удовлетворил заявленное требование в данной части.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества установлены положениями закона N 159-ФЗ.
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества_" (в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом заявления) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, определенном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом законодатель установил, что такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням).
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права выкупа спорных объектов недвижимости заявитель владел данным имуществом непрерывно в течение двух и более лет, как это предусмотрено пунктом 1 указанной статьи, а в данном случае - более четырех лет.
Судом установлено, что на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права выкупа спорных объектов недвижимости заявитель владел данным имуществом непрерывно в течение двух и более лет, как это предусмотрено пунктом 1 указанной статьи, в данном случае - более четырех лет.
Пунктом 4 статьи 18 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Согласно положениям части 1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. Действующая редакция закона устанавливает обязанность органов местного самоуправления утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц. Следовательно, с учетом предусмотренных Законом N209-ФЗ назначения соответствующих перечней и включенного в них имущества, иное его использование для решения вопросов местного значения, помимо поддержки малого и среднего предпринимательства, исключается.
Судом установлено, что арендуемое Обществом имущество включено в Перечень от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18 после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и на момент включения в данный Перечень помещение уже находилось в аренде у заявителя.
В этой связи суд правомерно признал, что такие действия Управления не отвечают целям и задачам Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также создают предпринимателю препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд верно счел, что оспариваемые постановления, противоречат Закону N 159-ФЗ и нарушают права Общества, как следствие, обоснованно удовлетворил заявленные требования в виде признания недействующими в части включения в Перечень имущества с кадастровыми номерами 76-76-06/022/2012-325, 76-76-06/022/2012-326ю.
Ссылку Управления на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П суд округа не принял во внимание, как противоречащую установленным Арбитражным судом Ярославской области в решении выводам об отсутствии доказательств необходимости включения спорного имущества в вышеназванный Перечень для решения муниципальным образованием вопросов местного значения или муниципальных нужд и, соответственно, неприменимости требований указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации к спорной ситуации.
Доводы Управления, повторно заявленные в суде кассационной инстанции, рассмотрены в процессе разбирательства по делу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку заявитель в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.02.2020 по делу N А82-14830/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Переславля-Залесского Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что арендуемое Обществом имущество включено в Перечень от 21.06.2018 N ПОС.03-0767/18 после опубликования Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и на момент включения в данный Перечень помещение уже находилось в аренде у заявителя.
В этой связи суд правомерно признал, что такие действия Управления не отвечают целям и задачам Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а также создают предпринимателю препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд верно счел, что оспариваемые постановления, противоречат Закону N 159-ФЗ и нарушают права Общества, как следствие, обоснованно удовлетворил заявленные требования в виде признания недействующими в части включения в Перечень имущества с кадастровыми номерами 76-76-06/022/2012-325, 76-76-06/022/2012-326ю.
Ссылку Управления на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П суд округа не принял во внимание, как противоречащую установленным Арбитражным судом Ярославской области в решении выводам об отсутствии доказательств необходимости включения спорного имущества в вышеназванный Перечень для решения муниципальным образованием вопросов местного значения или муниципальных нужд и, соответственно, неприменимости требований указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации к спорной ситуации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2020 г. N Ф01-10560/20 по делу N А82-14830/2019