Нижний Новгород |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А43-37575/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей от ООО"Управляющая компания "Нижегородский Дом": Комшиловой Е.Н. и Гавриковой А.Н. (доверенность от 08.07.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нижегородский Дом" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А43-37575/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нижегородский Дом" (ИНН: 5262252702, ОГРН: 1105262004726)
к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" (ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нижегородский Дом" (далее - Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Гарантирующий поставщик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 10.07.2018 N 5450390.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020, урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения от 10.07.2018 N 5450390 в редакции, изложенной в решении.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.09.2019 и постановление от 23.01.2020 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что изложив пункт 4.1 и приложение 2 к договору энергоснабжения в редакции, представленной Обществом, объем электрической энергии на общедомовые нужды будет рассчитываться как разница между показаниями общедомового прибора учета и показаниями, фактически переданными собственниками недвижимости. При этом не все собственники своевременно и достоверно передают показания индивидуальных приборов учета. При таком способе расчета ответчик будет выставлять счет за электроэнергию, поставленную на цели ОДН, объем которой превышает объем фактически потребленной электроэнергии на общедомовые нужды.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.05.2020 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующим поставщиком в Нижегородской области, Управляющая компания управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, указанных в спорном договоре.
При заключении договора энергоснабжения от 10.07.2018 N 5450390 между сторонами возникли разногласия в отношении условий пунктов 4.1, 5.6 и Приложения 2, которые явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском об их урегулировании.
При рассмотрении кассационной жалобы и проверке законности обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Договор энергоснабжения является публичным (статьи 426 и 539 Гражданского кодекса Российской Федерации), его условия в силу пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предписываются, в частности, рядом специальных нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики и регулирования тарифов.
Согласно пункту 1 статьи 445 и пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, возникшие при заключении публичного договора и оформленные в соответствующем протоколе, могут быть переданы на рассмотрение суда, который определяет условия договора.
Из пунктов 3, 16, 17 и 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее Правила
124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 354 (далее
Правила
354) потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями, как третьими лицами, обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не изменяется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам. Указанная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить ресурсоснабжающей организации весь поставленный коммунальный ресурс.
С 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Соответствующие изменения были также внесены и в иные нормативные правовые акты, касающиеся жилищно-коммунальных отношений. На основании указанного с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случае наличия в многоквартирном доме управляющей организации не могут быть отнесены на ресурсоснабжающую организацию.
Управляющая компания предложила изложить пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Объем электрической энергии, подлежащей оплате исполнителем по договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного КПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц). Перечень точек, по которым производится расчет за отпущенную энергию указан в приложении 2, являющимся неотъемлемой частью договора".
Общество настаивало на том, чтобы пункт 4.1 договора был изложен в следующей редакции: "Объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного КПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Уд = Уодпу Употр, где:
Уодпу - объем электрической энергии, определенный по показаниям КПУ за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем электрической энергии, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае, если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;
б) объем электрической энергии, подлежащий оплате исполнителем по договору в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию КПУ или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле:
УД = Уодн 1, где:
Уодн 1 - объем электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, не оборудованный КПУ, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию КПУ или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях КПУ в сроки, установленные законодательством или договором, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей Гарантирующего поставщика для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию КПУ (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил".
Оценив разногласия сторон относительно редакции пункта 4.1 договора, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно изложили спорный пункт в редакции, представленной гарантирующим поставщиком, как соответствующей пункту 21 (1) Правил N 124.
Относительно редакции приложения 2 к договору позиция Управляющей компании сводилась к тому, чтобы производить расчет объема потребленного ресурса по показаниям приборов учета, установленных в местах общего пользования, а Общество предлагало использовать в расчетах показания общедомовых приборов учета.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 442 (далее
Основные положения
442) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка
потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Объем сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в соответствии с положениями Правил N 354 определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, определенной исходя из показаний общедомовых приборов учета (путем исключения из объема полученного ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, объемов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения домов, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или исходя из среднемесячного потребления (в случае оборудования помещений таковыми) или исчисленных исходя из норматива потребления (в отношении помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), и объемом электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления электроснабжения на общедомовые нужды и площади мест общего пользования многоквартирных домов.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Признав верным приложение 2 к договору, в редакции гарантирующего поставщика, суды отметили, что в нем отражены общедомовые приборы учета, учитывающие потребление многоквартирного дома в целом, что соотносится с формулами для определения потребления электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, указанными в Правилах N 354 и 124.
В редакции Управляющей компании предложенные приборы учета учитывают лишь места общего пользования, а предложенная схема взаимоотношений не учитывает весь объем электрической энергии, поступившей в многоквартирный дом (за вычетом показаний индивидуальных приборов учета) в целях определения ресурса на содержание общего имущества, более того, данные приборы подключены из-под КПУ и приняты сетевыми организациями в качестве контрольных.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали обоснованной, предложенную гарантирующим поставщиком редакцию приложения 2 к договору энергоснабжения.
Суд кассационной инстанции отклонил ссылки Управляющей компании на то, что в ряде многоквартирных домов установлены и введены в эксплуатацию приборы учета потребления электрической энергии мест общего пользования, а ответчик при расчете объема электрической энергии на общедомовые нужды не учитывает факт непередачи всеми собственниками своевременно и достоверно показаний своих индивидуальных приборов учета. Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана контролировать правильность передачи собственниками показаний индивидуальных приборов учета; наличие введенных в эксплуатацию приборов учета потребления электрической энергии мест общего пользования не изменяет объема потребленного коммунального ресурса, зафиксированного общедомовым прибором учета.
Изложенный в кассационной жалобе довод заявителя о том, что гарантирующий поставщик не исполняет обязанность по заключению прямых договоров с владельцами нежилых помещений и не вычитает показания приборов учета в нежилых помещениях из показаний общедомового прибора учета, суд кассационной инстанции во внимание не принимает, поскольку он не заявлялся в качестве разногласий по настоящему делу.
Материалы исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А43-37575/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Нижегородский Дом
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Признав верным приложение 2 к договору, в редакции гарантирующего поставщика, суды отметили, что в нем отражены общедомовые приборы учета, учитывающие потребление многоквартирного дома в целом, что соотносится с формулами для определения потребления электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, указанными в Правилах N 354 и 124."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2020 г. N Ф01-10673/20 по делу N А43-37575/2018