Нижний Новгород |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А43-34563/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Козловой С.В. (доверенность от 27.12.2019 N 12119)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества фирма "Строймеханизация-5" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А43-34563/2019
по заявлению закрытого акционерного общества фирма "Строймеханизация-5"
к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области
о признании незаконными действий по досрочному прекращению права пользования недрами, а также решения от 02.07.2019 N 1194
и установил:
закрытое акционерное общество фирма "Строймеханизация-5" (далее - Общество, ЗАО фирма "Строймеханизация-5") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) о признании незаконными действий по досрочному прекращению права пользования недрами, а также решения от 02.07.2019 N 1194.
Решением суда первой инстанции от 15.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), заявитель считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, досрочное прекращение права пользования недрами в рассматриваемом случае является чрезмерной мерой ответственности, не соответствующей тяжести выявленного нарушения. ЗАО фирма "Строймеханизация-5" указывает, что не извещалось Министерством о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу в соответствии с лицензией НЖМ N 00126 ТЭ. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО фирма "Строймеханизация-5" выдана лицензия на право пользования недрами НЖМ N 00126 ТЭ от 28.01.2009 с целью разведки и добычи русловых песков. Срок действия лицензии до 28.01.2024.
В соответствии с пунктом 2.2 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии, ЗАО фирма "Строймеханизация-5" обязано представлять годовые формы федерального статистического наблюдения: N 5-гр "сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 15 января (постановление Госкомстата России от 18.06.1999 N 44); N 2-лс "сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" - в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 20 января (постановление Госкомстата России от 01.12.2003 N 106).
Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10852/2013 от 10.10.2013 ЗАО фирма "Строймеханизация-5" признано банкротом, конкурсным управляющим утвержден Скородумов А. В.
Определением от 06.04.2016 Скородумов А.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден Помелов Н. А.
Министерство направило в адрес конкурсного управляющего ЗАО фирма "Строймеханизация-5" Помелова Н.А. уведомление от 26.02.2019 N 319-0724-19 о допущенных нарушениях при пользовании недрами, а именно: непредоставление годовых форм федерального статистического наблюдения по форме N 5-ГР и N 2-ЛС за 2018 год, которое получено названным лицом 27.02.2019.
В трехмесячный срок со дня получения уведомления Обществом допущенные нарушения не устранены, годовые отчеты в уполномоченный орган не представлены.
Дополнительно Министерство направило в адрес конкурсного управляющего Общества Помелова Н.А. письмо от 15.06.2019 N Исх-319-132076/19 с запросом сведений о том, направлялись ли в адрес Министерства за подписью конкурсного управляющего Помелова Н.А. или за подписью иного уполномоченного им лица формы статистической отчетности ЗАО фирма "Строймеханизация-5" за 2019 год.
В письме от 24.06.2019 N 127 конкурсный управляющий Общества Помелов Н.А. указал, что формы статистической отчетности ЗАО фирма "Строймеханизация-5" за 2018 год за подписью конкурсного управляющего в адрес Министерства не направлялись. Полномочия по подготовке и сдаче отчетности иным лицам не предоставлялись.
02.07.2019 состоялось заседание Комиссии по недропользованию, результаты которого зафиксированы и по итогам которого принято решение о досрочном прекращении действия лицензии НЖМ N 00126 ТЭ от 28.01.2009 на право пользование недрами с целью разведки и добычи русловых песков на участке, расположенного 947,0 - 948,0 км реки Волги на территории Кстовского района Нижегородской области (Протокол от 02.07.2019 N 319-78/19-пр) и вынесено решение N 1194 о досрочном прекращении права пользования недрами.
Не согласившись с действиями Министерства по досрочному прекращению права пользования недрами, а также с решением от 02.07.2019 N 1194, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Закона о недрах, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований и исходил из того, что Министерство доказало правомерность своих действий, а также законность оспариваемого ненормативного акта.
Суд апелляционный инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 Закона о недрах).
В пункте 6 статьи 10.1 Закона о недрах определено, что основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензионное соглашение является приложением к лицензии, ее неотъемлемой составной частью, поэтому условия, непосредственно прописанные в лицензионном соглашении, признаются существенными условиями лицензии.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Законом о недрах и Положением N 3314 на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 2 пункта 15.2 Положения N 3314 и с учетом статьи 23 Закона о недрах при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе при нарушении пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена в статье 21 Закона о недрах, а также пункте 15.4 Положения N 3314.
Согласно названным правовым нормам решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как видно из материалов дела, ЗАО фирма "Строймеханизация-5" выдана лицензия на право пользования недрами НЖМ N 00126 ТЭ от 28.01.2009 с целью разведки и добычи русловых песков. Срок действия лицензии установлен до 28.01.2024.
Неотъемлемой частью лицензии НЖМ N 00126 ТЭ является лицензионное соглашение об условиях добычи полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 2.2 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии, Общество обязано представлять годовые формы федерального статистического наблюдения: N 5-гр "сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 15 января (постановление Госкомстата России от 18.06.1999 N 44); N 2-лс "сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" - в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 20 января (постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 106).
Вместе с тем суды установили, что Общество в установленный срок условие лицензии, предусмотренное пунктом 2.2 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии, не выполнило.
Факт нарушения Обществом условий лицензионного соглашения подтвержден материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Суды обоснованно посчитали, что Министерством была полностью соблюдена последовательность действий в части, касающейся процедуры досрочного прекращения права пользования недрами. В уведомлении указаны допущенные нарушения и установлен срок для их устранения. Форма сообщения о выполнении необходимых мероприятий значения не имела. С требованиями о разъяснении отдельных положений уведомления заявитель в Министерство не обращался.
Суды правомерно признали несостоятельной ссылку Общества на отсутствие у него обязанности представления отчетности по мотиву отсутствия разработки недр и неосуществления лицензируемой деятельности, поскольку последнее обязано представлять указанную отчетность даже с нулевыми показателями, а невыполнение им лицензионных условий (неосвоение недр) в нарушение лицензионного соглашения и предусмотренных законом требований не является основанием освобождения его от ответственности (применение мер гражданско-правового воздействия) за совершенное нарушение.
Довод заявителя о нарушении со стороны Министерства пункта 2.4. лицензионного соглашения правильно не принят судами во внимание, так как не относится к рассматриваемым правоотношениям.
Ссылка Общества на то, что невыполнение условий лицензионного соглашения не может быть основанием для досрочного прекращения пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, также правильно признана судами несостоятельной.
Министерство в отношении невыполненных лицензионных условий предоставило обществу три месяца на их выполнение, что не нарушает права заявителя по делу.
Как следует из статьи 20 Закона о недрах, право пользования недрами прекращается при наступлении определенных условий - если по истечении трех месяцев недропользователь не устранит нарушения.
Суды верно указали, что поскольку у Министерства имелись правовые и фактические основания направления Обществу уведомления об устранении нарушений, оспариваемые действия уполномоченного органа по досрочному прекращении права Общества пользования недрами, а также решение от 02.07.2019 законны и обоснованны.
При принятии судебных актов суды приняли во внимание, что Министерство в адрес конкурсного управляющего Помелова Н.А. в 2018 году уже направляло уведомления о необходимости представить годовую статистическую отчетность по формам N 5-гр и 2-лс за 2016, 2017 годы и ЗАО фирма "Строймеханизация-5" в лице конкурсного управляющего Помелова Н.А. исполнило свою обязанность.
Названные обстоятельства правомерно признаны судами, как свидетельствующие о систематическом нарушении Обществом условий лицензионного соглашения о своевременном предоставлении статистической отчетности.
Применение в отношении Общества такой крайней меры административного принуждения, как досрочное прекращение права пользования недрами, не является чрезмерным, соответствует требованиям соразмерности ограничения прав недропользователя.
Кроме того, как следует из материалов дела, экспертной комиссией по государственной экспертизе запасов общераспространенных полезных ископаемых Министерством 23.03.2010 проведена государственная экспертиза "отчета по разведке руслового месторождения строительных песков "Нижне-Безводненское" на участке 947,0-948,0 км реки Волга в Кстовском районе Нижегородской области, выполненного Инновационным геологическим центром в 2009 году" и принято решение об утверждении запасов месторождения строительных песков "Нижне- Безводненское" в количестве 2465,6 тысячи кубических метров. Проект горного отвода на согласование и утверждение в Минэкологии Нижегородской области от ЗАО фирма "Строймеханизация-5" не поступал. По информации Волжско-Окского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Общество не обращалось к ним по вопросу оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода относительно участка недр, а также с какими либо другими юридически значимыми действиями относительно участка недр по лицензии НЖМ N 00126 ТЭ. По сведениям отдела водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ЗАО фирма "Строймеханизация-5" имело право пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью разведки и добычи полезных ископаемых, зарегистрированного в государственном водном реестре (ГВР) за N 52-08.01.04.003-Х-РДБК-Т-2011-00651/00 от 11.10.2011. Место пользования - Чебоксарское водохранилище (р. Волга 947,0 - 948,0 км судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ РФ т. 5 изд. 2004 г., МПИ "Нижне-Безводненский перекат"). Срок водопользования - до 11.10.2014. В настоящее время право пользования водным объектом в ГВР не зарегистрировано.
С учетом изложенного на сегодняшний день Общество не имеет право осуществлять добычные работы на участке, расположенном 947,0-948,0 км реки Волги на территории Кстовского района Нижегородской области.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые действия и решение Министерства соответствовали закону и не нарушали права и законные интересы Общества, и обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей по чеку-ордеру от 19.03.2020 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А43-34563/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества фирма "Строймеханизация-5" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей отнести на закрытое акционерное общество фирму "Строймеханизация-5".
Возвратить закрытому акционерному обществу фирме "Строймеханизация-5" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 19.03.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.2 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии, Общество обязано представлять годовые формы федерального статистического наблюдения: N 5-гр "сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 15 января (постановление Госкомстата России от 18.06.1999 N 44); N 2-лс "сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" - в Министерство и в ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по ПФО" до 20 января (постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 106).
...
Ссылка Общества на то, что невыполнение условий лицензионного соглашения не может быть основанием для досрочного прекращения пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, также правильно признана судами несостоятельной.
...
Как следует из статьи 20 Закона о недрах, право пользования недрами прекращается при наступлении определенных условий - если по истечении трех месяцев недропользователь не устранит нарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2020 г. N Ф01-10641/20 по делу N А43-34563/2019