Нижний Новгород |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А39-8997/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А39-8997/2019
по заявлению акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" (ИНН: 1324133676, ОГРН: 1061324010461)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 01.08.2019 N 256-02-ЮЛ
и установил:
акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (в настоящее время - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, далее - Управление, административный орган) от 01.08.2019 N 256-02-ЮЛ.
Решением суда от 11.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.01.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принят новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статьи 24.1, 24.5 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), указывает, что суды неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, не приняли во внимание, что Общество приняло все зависящие от него меры для получения лицензии на пользование недрами, в выдаче которой уполномоченный орган неправомерно отказал; суды не учли, что Общество действовало в состоянии крайней необходимости. Вина Общества в совершении вмененного правонарушения отсутствовала. Кассатор полагает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 03.07.2019 N 256 в целях проверки поступившей информации от администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия уполномоченные должностные лица административного органа провели рейдовое обследование территории скважин на Пишленском участке Саранского месторождения подземных вод (действующие скважины N 3396, 29201/2, 29212/3, 29249/4, 29250/5, 29251/6, 29252/7, 29261/8, 59378/1, 59382/2), в ходе которого установлено пользование Обществом недрами с целью добычи подземных вод без лицензии.
По результатам обследования составлен акт от 05.07.2019 N 256.
Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 23.07.2019 N 256-02-ЮЛ и вынесло постановление от 01.08.2019 N 256-02-ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 2.9, 3.4, 4.1.1, 7.3 КоАП РФ, положениями Водного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушения при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 данного кодекса.
Согласно части 3 статьи 9 и части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с законодательством о недрах возникает право физических и юридических лиц на пользование подземными водными объектами, а равно устанавливается порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 2.3 Закона о недрах разновидностью недр являются участки недр местного значения, к которым относятся, в частности, участки недр, содержащие подземные воды, используемые для целей питьевого водоснабжения с объемом добычи не более 500 кубических метров в сутки.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
В статье 16 Закона о недрах определено, что оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 13.10.2006 основным видом деятельности Общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Общество осуществляло пользование недрами с целью добычи подземных вод на Рузаевском участке Саранского месторождения подземных вод без лицензии на право осуществление такого вида деятельности.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Общество неоднократно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу N А39-8997/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2020 г. N Ф01-10583/20 по делу N А39-8997/2019