Нижний Новгород |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А29-10728/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от третьего лица: Мотовиловой К.В. (доверенность от 12.05.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица -
некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020
по делу N А29-10728/2019
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
к обществу с ограниченной ответственностью "Шкалик"
(ИНН: 1103028634, ОГРН: 1031100673119)
о взыскании задолженности, пеней,
о расторжении договора и
об изъятии арендованного имущества,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018), Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ИНН: 1101160250, ОГРН: 1181101000190),
и установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шкалик" (далее - ООО "Шкалик") о взыскании задолженности по договору аренды муниципального недвижимого имущества (помещения) от 10.03.2016 N 107 за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года в сумме 375 000 рублей, расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года в сумме 15 747 рублей 10 копеек, пеней в сумме 90 050 рублей, начисленных с 11.01.2018 по 08.04.2019 за просрочку внесения арендной платы за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года, пеней в сумме 3113 рублей 81 копейки, начисленных с 11.01.2018 по 08.04.2019 за просрочку возмещения расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общедомового имущества за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года, о расторжении договора аренды муниципального недвижимого имущества (помещения) от 10.03.2016 N 107, об изъятии нежилых помещений, расположенных по адресу: город Воркута, улица Тиманская, дом 8Б, цокольный этаж, помещения Н-1 N 1-17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд капитального ремонта) и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020, требование Комитета о расторжении договора аренды муниципального недвижимого имущества (помещения), входящего в состав казны, от 10.03.2016 N 107 оставлено без рассмотрения. В остальной части исковые требования удовлетворены частично:
с ООО "Шкалик" в пользу Комитета взыскана арендная плата в сумме 375 000 рублей, расходы на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества в сумме 12 423 рублей 04 копеек и пени в сумме 92 998 рублей 36 копеек.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части применения минимального размера взноса на капитальный ремонт с 01.01.2019, Фонд капитального ремонта обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить в данной части.
Кассатор полагает, что до момента вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 взносы на капитальный ремонт общедомового имущества должны рассчитываться исходя из тарифа, установленного постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы" (далее - Постановление N 508.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу указало на обоснованность доводов заявителя, просило осуществить перерасчет взысканных взносов на капитальный ремонт исходя из размера минимального взноса 8,85 рубля за квадратный метр, установленного в Постановлении N 508.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу сослался на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просил оставить их без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайство Министерства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзывов на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 575 минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Воркуте составлял 2 рубля 80 копеек за квадратный метр.
Постановлением Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 (в первоначальной редакции) для города Воркуты на 2018, 2019, 2020 годы утвержден тариф в размере 2 рублей 95 копеек за квадратный метр.
Постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы" с 2019 года тарифы увеличены втрое - до 8 рублей 85 копеек на квадратный метр для города Воркуты.
Комитет (арендодатель) и ООО "Шкалик" (арендатор) 10.03.2016 заключили договор аренды муниципального имущества (помещения), входящего в состав казны, N 107 (далее - договор), по условиям которого арендатору на срок с 10.03.2016 по 09.03.2021 переданы в пользование помещения общей площадью 281,7 квадратного метра, расположенные по адресу: город Воркута, улица Тиманская, дом 8Б, цокольный этаж, помещения N 1 - 17.
В соответствии с пунктом 3.1 договора арендная плата составляет 25 000 рублей в месяц и вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 договора арендатор обязан возмещать арендодателю затраты на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома исходя из тарифов, утвержденных Правительством Республики Коми. Арендатор считается уведомленным об изменении тарифа на капитальный ремонт с момента официального опубликования соответствующего нормативно-правового акта.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено право арендодателя на взыскание неустойки в размере 0,1 процента от суммы долга за каждый день просрочки.
Истец 19.04.2019 направил в адрес ответчика претензию от 08.04.2019 N 02-386 о погашении задолженности по арендной плате по договору и по взносам на капитальный ремонт.
Неисполнение ответчиком обязательств по договору послужило основанием для обращения 02.08.2019 Комитета в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением по настоящему делу.
Как следует из расчета, истец просит взыскать с ответчика задолженность по расходам на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества в размере 15 747 рублей 10 копеек, применив при расчете размер минимального взноса на капитальный ремонт за январь и февраль 2019 года 8,85 рубля за квадратный метр.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 постановление Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 г. N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы" признано недействующим со дня вступления в законную силу данного судебного акта (20.09.2019).
Предметом кассационного обжалования является несогласие заявителя с принятыми судебными актами в части взыскания с ответчика расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества в сумме 12 423 рублей 04 копеек, Фонд капитального ремонта просит принять по делу новое решение об удовлетворении искового требования о взыскании расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества в полном объеме в размере 15 747 рублей 10 копеек, применив размер минимального взноса на капитальный ремонт за январь и февраль 2019 год в размере 8,85 рубля за квадратный метр, действовавший до 20.09.2019, поэтому на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется только в данной части.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, стороны в договоре от 10.03.2016 N 107 согласовали обязанность арендатора (ООО "Шкалик") возмещать арендодателю (Комитет) затраты на капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома исходя из тарифов, утвержденных Правительством Республики Коми (пункты 3.6, 3.7 договора).
Сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт определена истцом исходя из минимальных размеров взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома:
в декабре 2017 года - 2,80 рубля в месяц за один квадратный метр согласно постановлению Правительства Республики Коми от 20.02.2017 N 119 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 575 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми", в 2018 году - 2,95 рубля в месяц за один квадратный метр согласно постановлению Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018-2020 годы", в январе, феврале 2019 года - 8,85 рубля в месяц за один квадратный метр согласно постановлению Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 02 октября 2017 года N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 - 2020 годы".
Расчет задолженности проверен судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно признан неверным в части применения в январе, феврале 2019 года минимального размера взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома - 8,85 рубля в месяц за один квадратный метр. При этом суды правомерно отклонили довод Фонда капитального ремонта о применении при расчете взносов указанного тарифа до вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 в силу следующего.
Частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Судами установлено, что решением Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 Постановление N 508 признано недействующим со дня вступления в законную силу данного судебного акта. Решение Верховного Суда Республики Коми вступило в законную силу 20.09.2019.
Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10).
Таким образом, Постановление N 508 с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 является недействующим и не должно применяться при расчете задолженности независимо от периода ее возникновения. Иной подход приводил бы к нарушению прав неопределенного круга лиц и возложению на собственников обязанности по внесению платы за капитальный ремонт исходя из незаконно установленных завышенных тарифов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил размер долга ответчика по взносам на капитальный ремонт общедомового имущества за период с января 2018 года по февраль 2019 года исходя из тарифа 2,95 рубля в месяц за один квадратный метр согласно постановлению Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 - 2020 годы", в связи с чем удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общедомового имущества частично, в размере 12 423 рублей 04 копеек.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 по делу N А29-10728/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2020 г. N Ф01-10763/20 по делу N А29-10728/2019