Нижний Новгород |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А17-3491/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кинешемский"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.10.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020
по делу N А17-3491/2019
по иску межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кинешемский" (ИНН: 3703004692, ОГРН: 1033700401008)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области"
(ИНН: 3702679220, ОГРН: 1123702024258)
о взыскании задолженности
и установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кинешемский" (далее - МО МВД России "Кинешемский") обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Ивановской области") о взыскании задолженности в сумме 86 940 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 28.10.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МО МВД России "Кинешемский" обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор настаивает, что ответчик в силу пункта 2.4.4 государственного контракта от 18.12.2017, пункта 2.2.2 договора безвозмездного пользования, положений действующего законодательства обязан возместить истцу расходы на проведение капитального ремонта помещений в сумме 86 940 рублей. Обязанность ответчика компенсировать расходы, связанные с содержанием вещи, вытекает из экономического содержания правоотношении по безвозмездному пользованию.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "УВО ВНГ России по Ивановской области" сослалось на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просило оставить их без изменения.
Суд округа удовлетворил ходатайство ответчика о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителя в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, МО МВД России "Кинешемский" на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание, общей площадью 1090,1 квадратного метра, инвентарный номер 24:405:002:000029100, литера Б, расположенное по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.06.2012.
МО МВД России "Кинешемский" (ссудодатель) и ФГКУ "УВО ВНГ России по Ивановской области" (ссудополучатель) 11.05.2017 заключили договор безвозмездного пользования имуществом N 160/17, в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество - нежилые помещения, общей площадью 47,2 квадратного метра (помещения N 19, 20, 21, 22, 23), расположенные в здании, находящемся по адресу: 155800, Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4, для размещения подразделения лицензионноразрешительной работы.
В соответствии с пунктом 1.2 договора фактическая передача имущества оформляется актом приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (приложение 1).
Ссудодатель 11.05.2017 сдал, а ссудополучатель принял по акту приема-передачи помещения, расположенные в здании по адресу: 155800, Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4.
Согласно пункту 2.2.2 договора ссудополучатель обязан поддерживать имущество, полученное в безвозмездное пользование в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести расходы по его содержанию.
В пункте 2.2.9 стороны согласовали, что ссудополучатель обязан заключить с 01.01.2017 договор на компенсацию коммунальных, эксплуатационных и иных административно-хозяйственных расходов, компенсацию оплаты земельного налога, иных платежей.
Договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения фактически сложившиеся с 01.01.2017, и действует по 31.12.2017. В случае если в срок не позднее 10 дней до окончания срока договора ни одна из сторон письменно не заявит о нежелании продлить настоящий договор, действие последнего автоматически продлевается каждый раз на следующий календарный год (пункт 5.1 договора).
Соглашением сторон от 02.07.2018 договор расторгнут с 01.01.2018, 02.07.2018 сторонами подписан акт приема-передачи.
Во исполнение пунктов 2.2.2 и 2.2.9 договора 18.12.2017 сторонами заключен государственный контракт N 467/17, согласно пункту 1.1 которого исполнитель (истец) оказывает заказчику (ответчик) услуги, в том числе по содержанию и ремонту нежилых помещений общей площадью 47,2 квадратного метра, понумерованных на поэтажном плане под N 19, 20, 21, 22, 23, находящихся по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4, для размещения сотрудников подразделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Ивановской области, услуги по водо-, газо-, тепло и энергоснабжению, по вывозу твердых бытовых отходов, а заказчик обязуется возмещать данные расходы в размерах и в сроки, указанные в главе 3 контракта.
Согласно пункту 1.2 государственного контракта услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений, услуги по водо-, газо-, тепло- и энергоснабжению, по вывозу твердых бытовых отходов передаются исполнителю ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями по заключенным договорам (государственным контрактам) и оказываются исполнителем заказчику как лицу, пользующемуся нежилыми помещениями исполнителя.
Пунктом 2.4.4 контракта установлена обязанность заказчика своевременно за свой счет производить текущий ремонт помещений, принимать долевое участие в текущем и капитальном ремонте здания, иных работ. В случае производства текущего ремонта, иных работ, в том числе по установке узлов (приборов учета) обособленного помещения, переданного в пользование заказчику, оплачивать стоимость произведенных работ конкретно по данному помещению.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 цена контракта составляет 606 898 рублей 29 копеек и включает в себя стоимость следующих услуг: поставка электрической и тепловой энергии, подача холодной питьевой воды, газоснабжение, вывоз и размещение ТБО, уборка территории и помещений, услуги по опрессовке системы отопления здания, услуги по дератизации и дезинсекции, услуги по техническому обслуживанию и восстановительному ремонту систем АПС, систем оповещения о пожаре и систем охранной сигнализации, услуги по техническому обслуживанию газопровода и газового оборудования. Сторонами подписано приложение 1 к государственному контракту, содержащее расчет затрат по возмещению расходов по помещениям, находящимся по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4.
По условиям пункта 6.1 контракт вступает в силу с даты его подписания и распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2017, действует до 31.12.2017 (включительно), а в части оплаты - до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Истец выполнил капитальный ремонт здания, а именно произвел замену оконных блоков, о чем в материалы дела представлен государственный контракт от 30.10.2017, заключенный между МО МВД России "Кинешемский" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "АрСо" (подрядчик).
В приложении 2 к государственному контракту от 30.10.2017 N 45 сторонами согласовано техническое задание на капитальный ремонт оконных блоков в здании ГИБДД по адресу: город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4.
Соглашением сторон от 25.12.2017 государственный контракт от 30.10.2017 N 45 расторгнут, сумма государственного контракта при расторжении составила 495 494 рубля.
Сторонами государственного контракта от 30.10.2017 N 45 подписан акт о приемке выполненных работ от 08.12.2017 N 1 на сумму 495 494 рубля 00 копеек.
Платежным поручением от 20.12.2017 N 840027 МО МВД России "Кинешемский" перечислил подрядчику 495 494 рубля, в назначении платежа указано: "капитальный ремонт оконных блоков в здании ГИБДД, акт о приемке выполненных работ N 1 от 08.12.2017, ГК 45 от 30.10.2017".
По расчету истца исходя из занимаемой ответчиком площади здания возмещению подлежит 86 940 рублей в счет стоимости капитального ремонта оконных блоков.
Истец 13.12.2018 предъявил ответчику претензию с требованием возместить затраты по капитальному ремонту оконных блоков в здании ГИБДД в размере 86 940 рублей.
Неисполнение ответчиком претензионных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (пункт 1).
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения могут вступать в договорные отношения только посредством заключения контракта.
В соответствии с указанными нормативными положениями и во исполнение пункта 2.2.9 договора от 11.05.2017 N 160/17, согласно которому ссудополучатель обязан заключить договор на компенсацию с 01.01.2017 коммунальных, эксплуатационных и иных административно-хозяйственных расходов, компенсацию оплаты земельного налога и иных платежей, между истцом и ответчиком был заключен государственный контракт от 18.12.2017 N 467/17 о возмещении коммунальных, эксплуатационных и иных административно-хозяйственных расходов.
Вместе с тем в предмет данного контракта не входило условие о возмещении расходов на капитальный ремонт оконных блоков в здании, расположенном по адресу: Ивановская область, город Кинешма, улица Георгия Дудникова, дом 4. Отдельный контракт о возмещении затрат по капитальному ремонту оконных блоков сторонами не заключался.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, требование о проведении ремонта по замене оконных блоков истцом ответчику не направлялось, доказательств согласования с ответчиком проведения данного вида работ истцом в материалы дела не представлено, при этом договор ссуды не предусматривает обязанности ответчика возмещать любые затраты истца, в том числе произведенные с целью улучшения имущества, переданного ответчику по договору.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отдел МО МВД России "Кинешемский" освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2020 по делу N А17-3491/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кинешемский" (ИНН: 3703004692, ОГРН: 1033700401008) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса (пункт 2).
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения могут вступать в договорные отношения только посредством заключения контракта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2020 г. N Ф01-10408/20 по делу N А17-3491/2019