Нижний Новгород |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А43-22180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Семенчева Н.В., доверенность от 18.05.2020,
от ответчика: Щелиной Н.Ю., доверенность от 20.02.2020,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
товарищества собственников недвижимости "Открытого акционерного общества
"Нижегородский промышленный транспорт"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019
по делу N А43-22180/2019
по иску товарищества собственников недвижимости "Открытого акционерного общества "Нижегородский промышленный транспорт" (ИНН: 5256134884, ОГРН: 1145256008963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
об урегулировании разногласий при заключении договора
и установил:
товарищество собственников недвижимости "Открытого акционерного общества "Нижегородский промышленный транспорт" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество, ООО "Нижэкология-НН") об урегулировании разногласий при заключении договора от 29.12.2018 N АК/540/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключении его в редакции, представленной Товариществом.
Решением от 16.08.2019 суд обязал Общество заключить договор от 29.12.2018 N АК/540/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив пункт 15 и раздел I приложения N 1 в редакции ООО "Нижэкология-НН", а именно: пункт 15 "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области", раздел 1 "Объем и место накопления твердых коммунальных отходов" приложения N 1 "Информация по предмету договора" дополнить столбцом N 3 "Количество участников - 242 (членов СНТ)".
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что на основании статьи 19 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), садоводческие товарищества имеют возможность организовывать раздельное накопление твердых коммунальных отходов и осуществлять расчет с региональным оператором исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов. Суд апелляционной инстанции не дал оценки доказательствам, дополнительно представленным истцом.
Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 26.05.2020 (определения Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2020 и 22.04.2020).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.05.2020 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие правовых оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При заключении публичного договора от 29.12.2018 N АК/540/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между Товариществом и региональным оператором возникли разногласия относительно пункта 15 договора и раздела N 1 приложения N 1 к договору - способ учета объема и массы твердых коммунальных отходов, что явилось основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 505, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", статьей 19 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, пунктом 42 постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости производить соответствующие расчеты исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 446 Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
В пункте 3 статьи 19 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан обязаны установить контейнеры и бункеры-накопители на специально оборудованных контейнерных площадках и обеспечить вывоз мусора согласно нормам накопления.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, раздельное накопление твердых коммунальных отходов, образующихся в индивидуальных жилых домах, осуществляется на контейнерных площадках, внесенных в реестр контейнерных площадок, в случае принятия соответствующего решения органом местного самоуправления.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что Товарищество не представило доказательств осуществления раздельного накопления товариществом твердых коммунальных отходов на момент рассмотрения спора.
Дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции доказательства (письма администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2019 "О согласовании места размещения контейнерной площадки", ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 04.10.2019, заключение ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Нижегородской области от 03.10.2019 N 2) свидетельствуют о том, что Товариществу органом местного самоуправления в октябре 2019 года согласованы места размещения контейнерных площадок для раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что в отсутствие на дату принятия судебного акта доказательств раздельного накопления отходов учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 должен производиться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Также суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что в случае применения с октября 2019 года раздельного сбора твердых коммунальных отходов Товарищество не лишено возможности обратиться к Обществу с требованием о внесении соответствующих изменений в договор от 29.12.2018 в порядке, установленном в статьях 451, 452 Кодекса.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019 по делу N А43-22180/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Открытого акционерного общества "Нижегородский промышленный транспорт" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников недвижимости "Открытого акционерного общества "Нижегородский промышленный транспорт".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции доказательства (письма администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2019 "О согласовании места размещения контейнерной площадки", ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 04.10.2019, заключение ТО Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Нижегородской области от 03.10.2019 N 2) свидетельствуют о том, что Товариществу органом местного самоуправления в октябре 2019 года согласованы места размещения контейнерных площадок для раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что в отсутствие на дату принятия судебного акта доказательств раздельного накопления отходов учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 должен производиться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Также суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что в случае применения с октября 2019 года раздельного сбора твердых коммунальных отходов Товарищество не лишено возможности обратиться к Обществу с требованием о внесении соответствующих изменений в договор от 29.12.2018 в порядке, установленном в статьях 451, 452 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2020 г. N Ф01-9240/20 по делу N А43-22180/2019