Нижний Новгород |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А43-19585/2018 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Ермошина Д.А. (доверенность от 28.01.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019
по делу N А43-19585/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международная строительная компания" (ИНН: 7743709618, ОГРН: 5087746238465)
о признании недействительным приказа Министерства строительства Нижегородской области от 03.05.2018 N 119-од,
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего", общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего К4", закрытое акционерное общество "Штрабаг", администрация города Нижнего Новгорода,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Международная строительная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства строительства Нижегородской области (далее - Министерство) от 03.05.2018 N 119-од "О прекращении действия разрешения на строительство N 52-RU52303000-27/2664р-2017".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего" (далее - Компания), общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего К4" (далее - ООО "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего К4"), закрытое акционерное общество "Штрабаг", администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 отказано в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.10.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно истолковали пункт 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому исключительно расторжение договора может служить основанием для прекращения действия разрешения на строительство.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество поддержало позицию Компании.
Администрация и Министерство ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Определением от 13.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09 часов 00 минут 02.06.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация и Общество заключили договор о развитии застроенной территории от 24.02.2009 N 039/06, предметом которого является развитие застроенной территории, расположенной на участке в границах улицы Ильинская, переулка Плотничный, улицы Архитектора Харитонова в Нижегородском районе, площадью 6,73 гектара.
В рамках исполнения договора Общество разработало Проект планировки и межевания территории в границах улицы Ильинская, переулка Плотничный, улиц Добролюбова, архитектора Харитонова, Малая Покровская в Нижегородском районе.
Указанный проект утвержден постановлением Администрации от 25.03.2011 N 1149 с учетом изменений, утвержденных постановлением Администрации от 06.07.2017 N 3241.
Администрация выдала Обществу разрешения на строительство жилых домов 34, 35 от 28.09.2016 N 52-RU 52303000-27/2246р-3-8 со сроком действия до 30.06.2020 года; разрешение на реконструкцию сооружения (ливневый коллектор) от 19.07.2017 N 52-RU52303000-27/2664р-2017.
Одновременно в связи с обращением Администрации от 17.04.2018 N 05-492/18-ис приказом от 03.05.2018 N 119-од Министерство прекратило действие разрешения от 19.07.2017 N 52-RU52303000-27/2664р-2017.
Общество, полагая, что приказ от 03.05.2018 N 119-од является незаконным обратилось в суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 46.2, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление Правительства Нижегородской области от 31.08.2015 N 543 "Об утверждении Положения о министерстве строительства Нижегородской области" (далее - Постановление N 543) предусматривает, что Министерство строительства Нижегородской области является уполномоченным органом на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в пределах предоставленных полномочий.
Основными задачами и функцией Министерства являются, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с предоставленными полномочиями (пункты 2.5 и 3.1 Постановления N 543).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Согласно части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из материалов дела следует и установили суды, что при издании оспариваемого приказа Министерство руководствовалось пунктами 1 и 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющейся у Администрации информации, из земельного участка с кадастровым номером 52:18:0000000:13866 образованы два земельных участка с номерами 52:18:0000000:14191 и 52:18:0000000:14192.
При этом земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:14191 находится в собственности ООО "Жилой комплекс "Сердце Нижнего К4", земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060056:357 - в собственности Компании.
В настоящее время в Арбитражном суде Нижегородской области рассматривается дело N А43-10063/2018 о признании недействительной сделки о внесении земельного участка в уставный капитал, прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060056:357, дело N А43-9979/2018 о признании недействительной сделки по внесению земельного участка (кадастровый номер 52:18:0060054:918) в уставный капитал ООО "Жилой комплекс "Сердце Нижнего К4" и применении последствий недействительности этой сделки в виде прекращения права собственности ООО "Жилой комплекс "Сердце Нижнего К4" на земельный участок (кадастровый номер 52:18:0060054:918), а также о прекращении прав собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060054:918, дело N А43-10057/2018 о признании недействительной сделки о внесении земельного участка в уставный капитал, прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:14191, дело N А43-9978/2018 о прекращении права собственности и права залога на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:14192.
В силу статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о развитии застроенной территории) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора являются, в том числе, обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства с пунктом 4 настоящей части, максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, максимальные сроки осуществления строительства; обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В ходе рассмотрения обращения от 17.04.2018 N 05-492/18-ис Министерство установило, что на основании части 9 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрация в одностороннем порядке приняла решение о прекращении договора.
Основанием для прекращения договора послужило истечение срока действия договора, а также неисполнение Обществом обязательств, предусмотренных договором от 24.02.2009 N 039/06; неисполнение Обществом решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-13306/2015.
Законность принятия Администрацией одностороннего решения о прекращении договора являлась предметом рассмотрения в Арбитражном суде Нижегородской области в рамках дела N А43-15701/2018.
По данному делу суд установил, что договор прекращен в связи с истечением срока его действия, а также неисполнение Обществом обязательств, предусмотренных договором, а именно: не выполнение в полном объеме обязанности по передаче в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии; по внесению денежных средств в размере цены права на заключение договора.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что у Министерства имелись основания для издания приказа о прекращении действия разрешения на строительство в силу пунктов 1 и 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А43-19585/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс "Сердце Нижнего" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора являются, в том числе, обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства с пунктом 4 настоящей части, максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, максимальные сроки осуществления строительства; обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; срок договора; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В ходе рассмотрения обращения от 17.04.2018 N 05-492/18-ис Министерство установило, что на основании части 9 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрация в одностороннем порядке приняла решение о прекращении договора.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что у Министерства имелись основания для издания приказа о прекращении действия разрешения на строительство в силу пунктов 1 и 3 части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2020 г. N Ф01-9054/20 по делу N А43-19585/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9054/20
28.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8475/18
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19585/18
20.11.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8475/18
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-19585/18