Нижний Новгород |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А79-6616/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников недвижимости "Монолит"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.11.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020
по делу N А79-6616/2019
по иску товарищества собственников недвижимости "Монолит"
(ИНН: 2124042430, ОГРН: 1162130059794)
к обществу с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр"
(ИНН: 2130132322, ОГРН: 1142130001430)
о понуждении заключить договор,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
Чувашской Республики (ИНН: 2128016103, ОГРН: 1022101141765),
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
(ИНН: 2128039728, ОГРН: 1022101141700),
администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики
(ИНН: 2124009899, ОГРН: 1022100913130),
и установил:
товарищество собственников недвижимости "Монолит" (далее - ТСН "Монолит", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - ООО "МВК "Экоцентр", Общество) о понуждении заключить договор от 21.01.2019 N ДПУО-397 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 в редакции исполнителя ТСН "Монолит":
- "пункт 5.1. Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3).
- пункт 5.2. исключить.
- пункт 5.3. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при раздельном накоплении сортированных отходов рассчитывается по формуле Pi = Ni / N x V x Tотх где: Ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; N - расчетное количество граждан, использующих место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов; V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период; Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
- пункт 5.4 исключить".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.10.2019 урегулированы разногласия, возникшие между Товариществом и Обществом при заключении договора от 21.01.2019 N ДПУО-397 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 договора от 21.01.2019 N ДПУО-397 приняты в редакции Общества, а именно:
"5.1. Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-м многоквартирном доме Исполнителя и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
5.2. Расчет количества твердых коммунальных отходов Исполнителя, осуществляется по следующей формуле: Q тко исп = L Q тко j, где:
Q тко j - количество ТКО за расчетный период в j-многоквартирном доме Исполнителя, определяемое по формуле, предусмотренной п. 5.3. настоящего Договора, м3.
5.3. Количество твердых коммунальных отходов в каждом j-многоквартирном доме Исполнителя Q тко j рассчитывается по формуле: Q тко j = L Q тко i, где:
Q тко i - количество ТКО за расчетный период в i-м жилом помещении в j-многоквартирном доме, определяемое по формуле, Q тко i = Ni x NHi / 12 x Тотх, где:
Ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; NHi - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
5.4. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения".
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактические обстоятельства дела. По его мнению, ссылка судов на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 N 1036, которым утверждена Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, является необоснованной, поскольку на данной схеме не указываются места для сбора накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) по жилым домам. Заявитель настаивает на том, что на территории Чувашской Республики осуществляется реализация "пилотного" проекта раздельного сбора ТКО, целью которого является отработка механизма раздельного сбора ТКО и оценка готовности населения к переходу на него. Товарищество также считает, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, поскольку в отсутствие встречного искового заявления урегулировал спор и утвердил спорные пункты в редакции ответчика.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ООО "МВК "Экоцентр" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Товарищество и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 28.05.2020.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.05.2020 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Шутикову Т.В. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО "МВК "Экоцентр" (региональный оператор) заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 27.04.2018, по условиям которого ООО "МВК "Экоцентр" обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения вступает в силу с даты его подписания и действует в течение 10 лет.
В силу пункта 3.4.1 в течение срока действия соглашения региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на территории Чувашской Республики, а также законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Согласно пункту 3.4.3 соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения статусом регионального оператор направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект та-кого договора.
ТСН "Монолит" осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Первомайская д. 51.
Общество направило Товариществу проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 21.01.2019 N ДПУО-397.
Истец не согласился с предложенной редакцией договора и направил ответчику протокол разногласий.
Ввиду недостижения сторонами договоренности по пунктам 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 договора от 21.01.2019 N ДПУО-397 Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 13.3, 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора от 21.01.2019 N ДПУО-397, путем принятия спорных пунктов договора в редакции, предложенной Обществом.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточнены в Правилах N 354.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае введения раздельного накопления сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 09.12.2017 N 03/1-03/886 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Чувашской Республики, которым предусмотрено следующее:
4.1. Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
4.2. Раздельное накопление ТКО организуют потребители, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - операторы по обращению с ТКО), региональный оператор в соответствии с настоящим Порядком, законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
4.4. При осуществлении раздельного накопления ТКО используются контейнеры с цветовой индикацией и письменными обозначениями:
- в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются сортированные ТКО (текстиль, бумага, стекло, пластик);
- в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются несортированные ТКО.
4.5. При осуществлении раздельного накопления ТКО могут по необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения.
В силу пункта 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 N 1036 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе c твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике (далее - Территориальная схема).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что по условиям Соглашения от 27.04.2018 региональный оператор обеспечивает поэтапное внедрение раздельного сбора ТКО в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой (пункт 3.4.11).
При этом в Территориальной схеме отсутствуют места раздельного накопления ТКО по адресу: город Новочебоксарск, улица Первомайская дом 51.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание отсутствие установленных законодательством условий для применения предлагаемого истцом порядка учета ТКО - при раздельном накоплении ТКО, суды пришли к правильному выводу о необходимости производить расчеты в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема и правомерно принял спорные пункты договора в редакции ответчика.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований (в связи с отсутствием встречного искового заявления урегулировал спор и утвердил спорные пункты в редакции ответчика) подлежит отклонению, поскольку разрешение судом преддоговорных споров сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501).
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 по делу N А79-6616/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Монолит" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников недвижимости "Монолит".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
...
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований (в связи с отсутствием встречного искового заявления урегулировал спор и утвердил спорные пункты в редакции ответчика) подлежит отклонению, поскольку разрешение судом преддоговорных споров сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2020 г. N Ф01-10376/20 по делу N А79-6616/2019