Нижний Новгород |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А79-7732/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
администрации Моргаушского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019
по делу N А79-7732/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
Агропромышленная фирма "Колос" (ИНН: 2112390190, ОГРН: 1072136000419)
о признании незаконным решения администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Лукиянов Михаил Алексеевич, администрация Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Агропромышленная фирма "Колос" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации Моргаушского района Чувашской Республики (далее - Администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 21:17:2800701:101. Общество просит обязать Администрацию в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность без проведения торгов, а в месячный срок - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его Обществу.
Заявленные требования основаны на статьях 264, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьях 1 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статье 6.2 Закон Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике". Они мотивированы тем, что решение Администрации, по мнению Общества, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лукиянов Михаил Алексеевич и администрация Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019, удовлетворил заявленные требования. В качестве восстановительной меры суд первой инстанции обязал Администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу в собственность спорного земельного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи. Суды пришли к выводу об обоснованности требований заявителя.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, суды двух инстанций неправильно применили подпункт 89 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет только 30.03.2017 и не находился в аренде Общества в течение трех лет. Кассатор также указывает, что обжалованные судебные акты приняты о правах и обязанностях Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, в компетенции которых находятся полномочия по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу Администрации - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Определением от 22.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы на основании пункта 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, на основании постановления Администрации от 02.02.2010 N 49 "О предоставлении земельного участка в аренду" и заявления Лукиянова М.А. от 20.01.2010, Администрация и Лукиянов М.А. 02.02.2010 заключили договор N 41 аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 21:17:280701:64, площадью 11 067 квадратных метров. Земельный участок расположен по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Шатьмапосинское сельское поселение, в северо-западной части кадастрового квартала 21:17:280701, и предназначен для сельскохозяйственного производства. Срок аренды - с 02.02.2010 по 31.01.2059. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании договора от 20.06.2011 Лукиянов М.А. передал права и обязанности по спорному договору аренды Обществу. Согласно данному договору новый арендатор приобретает все права и обязанности, включая обязанность по оплате арендной платы, начиная с 20.06.2011, и становится ответственным лицом по упомянутому договору. Прежний арендатор утрачивает все права и обязанности по договору с 20.06.2011. Данный договор зарегистрирован в установленном порядке.
Администрация постановлением от 14.02.2017 N 113 утвердила схему расположения земельного участка в связи с его образованием путем раздела с сохранением в измененных границах участка 21:17:280701:64 на кадастровой карте территории кадастрового квартала 21:17:280701, площадью 2653 квадратных метра, с тем же назначением. При этом Лукиянову М.А. рекомендовано обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
В результате проведенных кадастровых работ 30.03.2017 на кадастровый учет поставлен образованный из состава земельного участка с кадастровым номером 21:17:280701:64 новый земельный участок с кадастровым номером 21:17:280701:101, общей площадью 2653 квадратных метра, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства".
Общество 20.05.2019 подало в Администрацию заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:17:280701:101 в собственность без проведения торгов. Администрация в письме от 18.06.2019 N 2745 сообщила Обществу решение об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов названного земельного участка, ссылаясь на пункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 21:176280701:64, который был предоставлен Лукиянову М.А., общая площадь которого не изменялась, и дополнительные соглашения к договору в связи с разделом земельного участка не заключались.
Общество, посчитав, что решение Администрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и заинтересованного лица, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов и исходил при этом из следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1).
В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2).
В статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, которое отвечает требованиям, предъявленным этой статьей (пункты 1, 2). В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий (пункт 5):
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 этого кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно подпункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка, если испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве аренды, за исключением случаев, если с заявлением обратился обладатель данных прав или оно подано в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 кодекса.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется данным кодексом и названным законом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1). Лицо, которому такой участок предоставлен в аренду и в отношении которого отсутствует информация о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка, вправе приобрести его в собственность в случае и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение Администрации, изложенное в письме от 18.06.2019 N 2745, не соответствует закону.
Суды верно исходили из того, что договор от 20.06.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 02.02.2010 N 41 зарегистрирован в установленном законом порядке. Образование земельного участка с кадастровым номером 21:17:280701:101 из земельного участка с кадастровым номером 21:17:280701:64 не прекратило права аренды в отношении этих земельных участков.
Так, в силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном его Президиумом 27.11.2019, указано следующее.
Данное положение направлено на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства. Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно пункту 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
При этом ни положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Таким образом, суды двух инстанций справедливо отклонили довод Администрации об отсутствии права приобретения в собственность спорного участка без нового договора аренды.
Ссылка заинтересованного лица на недостижение трехлетнего срока с момента постановки спорного участка на кадастровый учет, судом округа не принимается во внимание. Вопреки позиции кассатора на спорный участок распространяются права и обязанности арендатора, существующие в отношении исходного земельного участка, в том числе право арендатора на приобретение в собственность земельного участка, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации. Право заявителя на приобретение в собственность спорных земельных участков основано не на факте постановки участка на кадастровый учет, а на договоре аренды земельного участка от 02.02.2010 N 41, права и обязанности по которому перешли к Обществу 20.06.2010.
Аргумент заявителя о том, что обжалованные судебные акты приняты о правах и обязанностях Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, в компетенции которых находятся полномочия по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, противоречит закону. В силу статьи 5 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 N 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" к компетенции органов местного самоуправления в области регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения относится управление и распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 1).
Иных доводов кассационная жалоба Администрации не содержит.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.02.2020 о приостановлении исполнения судебных актов на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать утратившим силу.
Руководствуясь статьями 283 (часть 4), 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А79-7732/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Моргаушского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.10.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 по делу N А79-7732/2019, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.02.2020.
Возобновить исполнение судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном его Президиумом 27.11.2019, указано следующее.
Данное положение направлено на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства. Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно пункту 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
При этом ни положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
...
Ссылка заинтересованного лица на недостижение трехлетнего срока с момента постановки спорного участка на кадастровый учет, судом округа не принимается во внимание. Вопреки позиции кассатора на спорный участок распространяются права и обязанности арендатора, существующие в отношении исходного земельного участка, в том числе право арендатора на приобретение в собственность земельного участка, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации. Право заявителя на приобретение в собственность спорных земельных участков основано не на факте постановки участка на кадастровый учет, а на договоре аренды земельного участка от 02.02.2010 N 41, права и обязанности по которому перешли к Обществу 20.06.2010."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июня 2020 г. N Ф01-9051/20 по делу N А79-7732/2019