Нижний Новгород |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А43-30666/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Пиняковой Е. В. (доверенность от 21.10.2019 N 161),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А43-30666/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" (ИНН: 7728881149, ОГРН: 1147746651898) в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны"
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области от 27.06.2019 N ПП-4/2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление, уполномоченный орган) от 27.06.2019 N ПП-4/2019.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.12.2019 отменил решение суда первой инстанции.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание не содержит список конкретных нормативных правовых актов, на основании которых должен проводиться медицинский осмотр, тем самым является незаконным и неисполнимым; работники Общества, указанные в акте проверки, не относятся к работникам, которым разрешено ношение и применение оружия.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованного постановления.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Определением от 09.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 26.05.2020.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 01.06.2020.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 20.05.2019 N 326 должностные лица Управления в период с 03 по 27 июня 2019 года провели плановую выездную проверку филиала Общества, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 27.06.2019 N П-4/2019.
По окончании проверочных мероприятий Управление выдало Обществу предписание N ПП-4/2019 от 27.06.2019 об устранении выявленных нарушений: в нарушение статьи 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) 12 работников ведомственной охраны не прошли ежегодный профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Общество не согласилось с выданным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ), Федерального закона N 77-ФЗ, удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность предписания.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона N 226-ФЗ, частью 1 статьи 9, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 6 Федерального закона N 77-ФЗ, суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 27.06.2019 N ПП-4/2019.
Исследовав материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, а также в возражениях на нее, суд кассационной инстанции принял постановление исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона N 226-ФЗ к полномочиям войск национальной гвардии отнесено осуществление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу пункта 6 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 660, должностные лица органа государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений подразделением охраны обязательных требований при проведении проверки вправе, в том числе, запрашивать у подразделения охраны документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе учредительные документы, организационно-распорядительные документы (акты), а также гражданско-правовые договоры и иные документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки (с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации); осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Суды установили, что предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий.
В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования, предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляются за счет средств работодателя.
Согласно абзацам второму и третьему статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ на работников ведомственной охраны распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона N 77-ФЗ под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану (абзац первый статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ).
Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (абзац седьмой статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 77-ФЗ работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.
При этом нормами обеспечения служебным огнестрельным оружием и патронами к нему, специальными средствами, право на хранение, ношение и применение которых имеют работники ведомственной охраны организации - собственника Единой системы газоснабжения, стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2015 N 551, установлен перечень должностей работников ведомственной охраны, исходя из которых установлены названные нормы (начальник (заместитель начальника) команды, начальник (заместитель начальника, помощник начальника) караула, отделения, начальник группы, смены, проводник (вожатый) служебной собаки, старший охранник, охранник).
Таким образом, проанализировав названные нормы права, суд первой инстанции обоснованно указал, что под работниками ведомственной охраны применительно к положениям Федерального закона N 77-ФЗ понимаются работники, непосредственно осуществляющие защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, на которых распространяется требование, в частности, абзаца третьего статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ о ежегодном прохождении профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
На обслуживающий и административно-управленческий персонал, не осуществляющий непосредственную защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, названное требование не распространяется.
Указанное согласуется с положениями Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, пунктом 7 которого предусмотрено, что 1 раз в год подлежат медицинскому осмотру (обследованию) работники, выполняющие работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Управление выявило факт непрохождения 12 работниками Общества (согласно списку, являющемуся приложением к акту проверки) ежегодного профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Между тем, доказательств, свидетельствующих о том, что данные работники, состоящие в штате филиала Общества, в соответствии с возложенными на них трудовыми обязанностями осуществляют деятельность по непосредственной защите охраняемых объектов от противоправных посягательств, Управление не представило.
Обществом в суде первой инстанции предоставило сведения в отношении занимаемых каждым из 12 работников, указанных в акте проверки, должностей, согласно которым названные работники занимают должности ведущего специалиста, водителей, специалистов, оперативных дежурных, экономиста, заместителя начальника отдела, не связанных с деятельностью по непосредственной защите охраняемых объектов от противоправных посягательств и не предусматривающих ношение данными работниками оружия и специальных средств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к правомерному выводу что, требование Управления о необходимости обеспечения прохождения данными работниками Общества ежегодных профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов является незаконным и противоречит нормам права.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на абзац 1 статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ.
Между тем данная норма носит отсылочный характер. Правила прохождения работниками ведомственной охраны ежегодного осмотра, предусмотренного статьей 6 Федерального закона N 77-ФЗ, установлены Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2019 N 226н. Указанный Порядок содержит ссылку на перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России о 12.04.2011 N 302н, пунктом 7, которого предусмотрено ежегодное прохождение медицинского осмотра работниками выполняющими работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах и других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение.
Следовательно, у апелляционного суда отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленных требований Общества, поэтому постановление апелляционного суда подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В силу названных обстоятельств суд кассационной инстанции полагает жалобу Общества подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением дела в суде кассационной инстанций в сумме 1500 рублей, подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны" удовлетворить.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А43-30666/2019 отменить, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На обслуживающий и административно-управленческий персонал, не осуществляющий непосредственную защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, названное требование не распространяется.
Указанное согласуется с положениями Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, пунктом 7 которого предусмотрено, что 1 раз в год подлежат медицинскому осмотру (обследованию) работники, выполняющие работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение.
...
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на абзац 1 статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ.
Между тем данная норма носит отсылочный характер. Правила прохождения работниками ведомственной охраны ежегодного осмотра, предусмотренного статьей 6 Федерального закона N 77-ФЗ, установлены Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2019 N 226н. Указанный Порядок содержит ссылку на перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России о 12.04.2011 N 302н, пунктом 7, которого предусмотрено ежегодное прохождение медицинского осмотра работниками выполняющими работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах и других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июня 2020 г. N Ф01-9687/20 по делу N А43-30666/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9687/20
09.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8011/19
07.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8011/19
11.09.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-30666/19
17.07.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-30666/19