Нижний Новгород |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А28-7517/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ТК Ресурс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019
по делу N А28-7517/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Ресурс"
(ОГРН: 1164350060820, ИНН: 4309006870)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29.04.2019,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс", открытое акционерное общество "Коммунэнерго", администрация Фаленского городского поселения,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТК Ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 29.04.2019 по делу N 10/02-17 о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основе обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс"), открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго"), администрация Фаленского городского поселения (далее - Администрация).
Арбитражный суд Кировской области решением от 31.10.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды необоснованно отнесли его к организациям, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг теплоснабжения; вменяемое нарушение (отказ в поставке тепловой энергии при невозможности технически осуществлять поставку) не приводит к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, а также не свидетельствует об ущемлении экономических интересов других лиц; данный спор имеет гражданско-правовой характер и не относится к компетенции антимонопольного органа. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление и ОАО "Коммунэнерго" в отзывах отклонили доводы Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 04.06.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление ОАО "Коммунэнерго" от 09.11.2017 на действия Общества по необеспечению в период с 19.09.2017 по настоящее время теплоснабжением объекта, расположенного по адресу: поселок городского типа (далее - пгт.) Фаленки, улица Сельская, 2.
Антимонопольный орган возбудил в отношении Общества дело N 10/02-17 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела N 10/02-17 комиссия Управления установила, что 09.03.2016 Администрация (концедент) и ООО "Ресурс" (концессионер) заключили концессионное соглашение (далее - соглашение), по условиям которого концессионер обязался за свой счет реконструировать, проводить капитальный и текущий ремонт имущества, состав и описание которого приведены в соглашении, право собственности, на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, предоставление услуг теплоснабжения населению и иным потребителям с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения являются объекты теплоснабжения, указанные в приложении 1 к соглашению (пункт 3 соглашения), в который включено, в том числе здание котельной, расположенное по адресу: Кировская область, Фаленский район, пгт. Фаленки, улица Труда, 50б. В приложении 2 к соглашению указано, что котельная предназначена для теплоснабжения потребителей пгт. Фаленки по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Кировской области в установленном законом порядке.
Концессионер обязан на условиях, предусмотренных соглашением, осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 соглашения, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 53 соглашения).
В соответствии с пунктами 35, 36 соглашения концессионер имеет право с согласия концедента передавать объект соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока действия соглашения при условии соблюдения обязательств концессионера, предусмотренных настоящим соглашением. Прекращение настоящего соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом соглашения.
По соглашению от 01.09.2016 ООО "Ресурс" с согласия Администрации передало спорную котельную в пользование Обществу на срок, не превышающий срока действия соглашения от 09.03.2016. Общество обязалось исполнять обязательства, предусмотренные соглашением от 09.03.2016.
Общество (теплоснабжающая организация) и ОАО "Коммунэнерго" (абонент) заключили договор на поставку тепловой энергии от 10.01.2017 N 1, в силу пунктов 1.1, 1.2 которого теплоснабжающая организация обязалась предоставлять абоненту тепловую энергию для объекта, расположенного по адресу: пгт. Фаленки улица Сельская, 2, в количестве, указанном в спецификации (приложение 2), в сроки, указанные в графике поставок (приложение 1). Срок действия договора - с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Письмом от 10.08.2017 Общество уведомило ОАО "Коммунэнерго" о расторжении договора с 10.09.2017 в связи с планируемой консервацией котельной. В ответ на уведомление ОАО "Коммунэнерго" указало на нарушение Обществом порядка согласования консервации котельной, недопустимость одностороннего уведомления потребителей со стороны собственника источника тепловой энергии о выводе котельной из эксплуатации (письмо от 15.08.2017).
Комиссией в составе представителей Администрации и Общества составлен акт осмотра от 27.09.2017, в котором отражено, что без проведения реконструкции путем замены оборудования дальнейшая эксплуатация котельной невозможна по причине отказа от услуги теплоснабжения более 90 процентов абонентов и ее избыточной мощности, что может повлечь аварийную ситуацию.
Администрация отказала в согласовании вывода котельной из эксплуатации, указав на непредставление Обществом письменного согласия всех потребителей тепловой энергии.
Постановлением от 29.10.2018 по делу N А28-16873/2017 Второй арбитражный апелляционный суд обязал Общество и ООО "Ресурс" в течение одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта солидарно восстановить теплотрассу от здания котельной, расположенной по адресу: Кировская область, пгт. Фаленки, улица Труда, 50б, до мастерского участка, расположенного по адресу: Кировская область, пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, необходимую для теплоснабжения мастерского участка, в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения пгт. Фаленки Кировской области, и обеспечить теплоснабжение мастерского участка ОАО "Коммунэнерго", расположенного по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, на период действия концессионного соглашения от 09.03.2016. Постановление апелляционного суда оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.04.2019.
Управление провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей Общества в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220, по результатам которого пришло к следующим выводам: 1) на рассматриваемом рынке осуществляет деятельность единственный продавец - Общество в границах присоединенных сетей; 2) подключение объектов ОАО "Коммунэнерго" к тепловым сетям ООО "Вятский Лес" не является альтернативным вариантом осуществления теплоснабжения, поскольку данные мероприятия экономически нецелесообразны для ОАО "Коммунэнерго2 (требуют значительных финансовых затрат); 3) рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией; 4) Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (а именно: производство, передача, сбыт тепловой энергии) в границах присоединенных сетей с долей 100 процентов.
Проанализировав изложенные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу, что Общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных тепловых сетей в географических границах Фаленского городского поселения с долей более 50 процентов, нарушило положения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не обеспечив в период с 19.09.2017 по настоящее время возобновления теплоснабжения объекта ОАО "Коммунэнерго", расположенного по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2.
Решением от 29.04.2019 по делу N 10/02-17 комиссия Управления признала Общество нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдало последнему предписание, которым обязало прекратить нарушение 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 1); обеспечить возобновление теплоснабжения объекта ОАО "Коммунэнерго", расположенного по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, на момент начала отопительного периода 2019 - 2020, определенного муниципальным правовым актом Администрации (пункт 2); о выполнении предписания сообщить в Управление в 3-дневный срок со дня истечения срока исполнения предписания (пункт 3).
Общество, посчитав, что решение и предписание Управления не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), Арбитражный суд Кировской области согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении Обществом рассматриваемыми действиями пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и предписания и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо; лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку.
Суды установили и заявителем жалобы не оспорено что директором Общества и ООО "Ресурс" является Опалев Алексей Николаевич, в связи с чем обоснованно посчитали, что данные организации являются группой лиц, что в соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим положением хозяйствующего субъекта.
С учетом изложенного, суды правомерно посчитали, что Общество является лицом, на которое распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а доводы заявителя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с частями 1, 3, 4, 8 статьи 21 Закона N 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Законом N 190 вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (пункт 16 Правил N 889).
Согласно пункту 17 Правил N 889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено, что Общество является теплоснабжающей организацией, в пользовании которой имеется источник тепловой энергии и тепловые сети, к которым присоединен объект ОАО "Коммунэнерго", и для которой утвержден тариф на тепловую энергию, в том числе поставляемую до котельной пгт. Фаленки, ул. Труда, 50б, на период с 01.01.2017 по 31.12.2019, однако с 19.09.2017 Общество прекратило поставку тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество неправомерно прекратило поставку тепловой энергии на объект ОАО "Коммунэнерго", расположенный по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, с 19.09.2017 по дату вынесения решения УФАС: Общество не согласовало с Администрацией вывод из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: пгт. Фаленки, улица Труда, 50б; порядок и сроки обращения с заявлением о выводе из эксплуатации спорной котельной Обществом не соблюдены.
Кроме того, солидарная обязанность обеспечить теплоснабжение мастерского участка ОАО "Коммунэнерго", расположенного по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, возложена на Общество вступившим в законную силу постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А 28-16873/2017.
При таких обстоятельствах рассмотренные действия Общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом в качестве нарушающих пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды оценили оспоренные решение и предписание антимонопольного органа, признали их законными и не нарушающими права заявителя, в связи с чем правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Довод Общества о том, что антимонопольный орган превысил свои полномочия и вмешался в гражданско-правовые отношения, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку в данном случае оспариваемое решение не разрешает гражданско-правовой спор, а возлагает на хозяйствующий субъект обязанность соблюдения антимонопольного запрета.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А28-7517/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Ресурс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "ТК Ресурс".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество неправомерно прекратило поставку тепловой энергии на объект ОАО "Коммунэнерго", расположенный по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, с 19.09.2017 по дату вынесения решения УФАС: Общество не согласовало с Администрацией вывод из эксплуатации котельной, расположенной по адресу: пгт. Фаленки, улица Труда, 50б; порядок и сроки обращения с заявлением о выводе из эксплуатации спорной котельной Обществом не соблюдены.
Кроме того, солидарная обязанность обеспечить теплоснабжение мастерского участка ОАО "Коммунэнерго", расположенного по адресу: пгт. Фаленки, улица Сельская, 2, возложена на Общество вступившим в законную силу постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А 28-16873/2017.
При таких обстоятельствах рассмотренные действия Общества правомерно квалифицированы антимонопольным органом в качестве нарушающих пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2020 г. N Ф01-9911/20 по делу N А28-7517/2019