Нижний Новгород |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А29-15270/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020
по делу N А29-15270/2019
по заявлению Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
(ИНН: 2901287271; ОГРН: 1172901008972) в лице территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (ИНН: 1110003574; ОГРН: 1061109020719)
к административной ответственности
и установил:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) в лице территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми (далее - Отдел) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (далее - ООО "ДСК "Карьер", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.12.2019 суд первой инстанции привлек Общество к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением апелляционного суда от 28.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 4.4, часть 15 статьи 19.5, 24.1 КоАП РФ, заявитель считает, что настоящее дело об административном правонарушении возбуждено по признакам двух административных правонарушений, не составляющих идеальную совокупность, в связи с чем в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, а также для составления одного протокола об административном правонарушении. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Служба в отзыве возразила относительно доводов заявителя,
Лица, участвующие в деле, представили ходатайства о рассмотрении спора в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО "ДСК "Карьер" на основании долгосрочного государственного контракта N 205/18 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения приняло на себя обязательства по обеспечению круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств с допустимым уровнем содержания, а также сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар на участке км 501+504 - км 785+136.
На основании распоряжений заместителя начальника Северного МУГАДН от 13.09.2019 N 20-ДН, от 13.09.2019 N 21-ДН административным органом 04.10.2019 проведены контрольно-надзорные мероприятия по федеральной автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" 785+136 - км 501+504 Северным МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми установлены нарушения технического регламента таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), принятого Решением от 18.10.2011 N 827 Евразийского экономического сообщества комиссии таможенного союза, ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", ГОСТ 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования", ГОСТ 33180-2014 "Дороги автомобильные общего пользования Требования к уровню летнего содержания".
По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий по федеральной автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" 785+136 - км 501+504 Северным МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми составлены акты наблюдения и выданы предписания от 08.10.2019 N 08-ДН, от 08.10.2019 N 09-ДН об устранении выявленных нарушений безопасности дорожного движения.
Предписанием от 08.10.2019 N 08-ДН на ООО "ДСК "Карьер" возложена обязанность в срок до 18.10.2019:
1) привести в соответствие с требованиями ТР ТС 014/2014 и ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33220-2015 барьерное ограждение согласно акту наблюдения (обследования) 07.10.2019 N 20;
2) устранить несанкционированный (дикий) съезд в соответствии с требованиями технического регламента ТР ТС 014/2011 и ГОСТ 33180-2014: км 570+050.
Предписанием от 08.10.2019 N 09-ДН на Общество возложена обязанность в срок до 18.10.2019:
1) устранить несанкционированные (дикие) съезды в соответствии с требованиями технического регламента ТР ТС 014/2011 и ГОСТ 33180-2014: км 509+800 (лево), км 542+950 (лево), км 560+150 (лево), км 697+980 (право);
2) установить отсутствующий дорожный знак: 2.4 "уступи дорогу" согласно ПОДД на км 629+287 (право);
3) заменить дорожный знак 2.3.2 "примыкание второстепенной дороги" км 740+146 (лево);
4) установить отсутствующий дорожный знак: 5.23.1 "начало населенного пункта" согласно ПОДД на км 754+239 (лево);
5) заменить стойки дорожного барьерного ограждения на км 510+800 (право).
С целью выяснения исполнения предписания на основании распоряжений ТО AT и АДН Северного МУГАДН по Республике Коми от 08.10.2019 N 22-ДН, от 09.10.2019 N 23-ДН административным органом 22.10.2019 проведены проверки, в ходе которых установлено, что нарушения пункта 1 предписания от 08.10.2019 N 08-ДН и пункта 1 предписания от 08.10.2019 N 09-ДН не устранены.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 01.11.2019 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и привлек нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении уполномоченным органом в установленном законом порядке контрольных (надзорных) функций в сфере государственного строительного надзора).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как видно из материалов дела, ООО "ДСК "Карьер" является лицом, ответственным за обеспечение круглогодичного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств с допустимым уровнем содержания, а также сохранность имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров-Сыктывкар на участке км 501+504 - км 785+136.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011 автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности:
а) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц;
б) сцепные качества дорожного покрытия должны обеспечивать безопасные условия движения транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью при условии соответствия их эксплуатационного состояния установленным требованиям. Сроки выполнения работ по улучшению сцепных качеств устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;
в) ровность дорожного покрытия должна обеспечивать безопасные условия движения с установленной для данного класса и категории автомобильной дороги скоростью движения. Требования к ровности покрытий устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;
г) возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см;
д) обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) настоящей статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения;
е) не допускается уменьшение фактического расстояния видимости на автомобильной дороге соответствующих классов и категорий ниже минимально требуемого в результате выполняемых эксплуатационных действий или отсутствия таковых.
Согласно пункту 13.6 статьи 3 ТР ТС 014/2011 поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
В рассмотренном случае в целях устранения нарушений перечисленных требований заявителем в адрес ООО "ДСК "Карьер" вынесены предписания от 08.10.2019 N 08-ДН, от 08.10.2019 N 09-ДН со сроком исполнения до 18.10.2019.
В ходе внеплановых проверок, проведенных Северным МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми 24.10.2019, Отделом установлен факт неисполнения Обществом предписаний в полном объеме, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды установили и материалами дела подтверждено наличие в деянии ООО "ДСК "Карьер" события административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суды не усмотрели нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности в составлении одного протокола об административном правонарушении по факту выявленных однородных нарушений, в связи с чем доводы заявителя об обратном подлежат отклонению.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Эти доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу N А29-15270/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2020 г. N Ф01-10917/20 по делу N А29-15270/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10917/20
28.02.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-520/20
27.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15270/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-15270/19