Нижний Новгород |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А43-22158/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Лапилиной С.С. (руководителя)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019
по делу N А43-22158/2019
по заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Мечта" (ОГРН 1155246001712, ИНН 5246048555)
о признании незаконными предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2019 N пр-418/19/П/12 и постановления от 08.04.2019 N 325,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Радиосвязь",
и установил:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Мечта" (далее - Детский сад, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании недействительным предписания Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, надзорный орган) от 27.03.2019 N пр-418/19/П/12 и постановления от 08.04.2019 N 325 о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Радиосвязь" (далее - ООО "Радиосвязь").
Решением суда первой инстанции от 04.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2019, заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н, (далее - Правила N 328н), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, при отсутствии в штате Учреждения соответствующих специалистов, ответственный за электрохозяйство должен назначаться из числа работников потребителя (руководителя или заместителя руководителя образовательного учреждения). Надзорный орган полагает, что оспариваемое предписание полностью соответствовало требованиям действующего законодательства и не нарушало права и законные интересы Учреждения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Учреждение отзыв не представило, его представитель в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 16.06.2020.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 06.03.2019 N пр-418/19 Управление провело плановую проверку Детского сада, в результате которой пришло к выводу о нарушении Учреждением Правил N 6 и N 328н, а именно:
- пункт 1 - ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначены в нарушение требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя), (нарушение пункта 1.2.3 Правил N 6);
- пункт 2 - первичный инструктаж командированному персоналу проведен работником учреждения не из числа административнотехнического персонала и не имеющим соответствующую группу по электробезопасности (нарушение пункта 1.7.2 Правил N 6 и пункта 46.6 Правил N 328н);
- пункт 3 - командированному персоналу по прибытию на место командировки не проведен вводный инструктаж (нарушение пункта 1.7.2 Правил N 6 и пункта 46.4 Правил N 328н);
- пункт 4 - присвоение 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу учреждения проводится работником ООО "Радиосвязь" (присвоение 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу проводит работник из числа электротехнического персонала данного потребителя с группой по электробезопасности не ниже 3) (нарушение пункта 1.4.4 Правил N 6);
- пункт 5 - электроустановка не в полном объеме укомплектована испытанными электрозащитными средствами (указатель напряжения, диэлектрические галоши, защитные очки, переносные заземления, изолирующие клещи, изолирующая штанга, диэлектрические ковры, защитные ограждения, изолирующие накладки, переносные плакаты и знаки безопасности) (нарушение пункта 1.7.3 Правил N 6 и пункта 1.2.3 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках);
пункт 6 - в учреждение не разработана инструкция по оперативному управлению (нарушение пункта 1.5.20 Правил N 6);
пункт 7 - не определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей (нарушение пункта 2.5.20 Правил N 6).
Указанные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки от 27.03.2019 N пр-418/19/А/12.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями 27.03.2019 Управление выдало Учреждению предписание N пр-418/19/А/12, в соответствии с пунктами 1 - 4 которого возложило на Учреждение обязанность в срок до 02.12.2019 устранить нарушение пунктов 1.2.3, 1.4.4, 1.7.2 Правил N 6 и пунктов 46.4, 46.6 Правил N 328н, а также в срок до 22.04.2019 устранить нарушения пунктов 1.5.20, 1.7.3, 2.5.16 Правил N 6 и пункта 1.2.3 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (пункты 5 - 7 оспариваемого предписания).
Усмотрев в деянии Учреждения признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, административный орган при участии законного представителя Учреждения составил протокол об административном правонарушении от 29.03.2019 N 325 и 08.04.2019 вынес оспариваемое постановление, которым привлек Учреждение к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлением и предписанием Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федеральных от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами N 6 и N 328н, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых предписания и постановления.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Пунктом 1.2.1 Правил N 6 установлено, что эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя (пункт 1.2.3 Правил N 6).
Управление указывает, что в рассмотренном случае ответственным за электрохозяйство и его заместителем назначены лица не из числа руководителей и специалистов Учреждения, что является нарушением пункта 1.2.3 Правил N 6.
Ответственный за электрохозяйство обязан организовать разработку и ведение необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок; организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала; организовать безопасное проведение всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала; обеспечить своевременное и качественное выполнение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организовать проведение расчетов потребности Потребителя в электрической энергии и осуществлять контроль за ее расходованием; участвовать в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии; контролировать наличие, своевременность проверок и испытаний средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента; обеспечить установленный порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок; организовать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидацию аварийных ситуаций; обеспечить проверку соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным с отметкой на них о проверке (не реже 1 раза в 2 года); пересмотр инструкций и схем (не реже 1 раза в 3 года); контроль замеров показателей качества электрической энергии (не реже 1 раза в 2 года); повышение квалификации электротехнического персонала (не реже 1 раза в 5 лет); контролировать правильность допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи (пункт 1.2.6 Правил N 6).
Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Электротехнический персонал предприятий подразделяется на административно-технический; оперативный; ремонтный; оперативно-ремонтный (пункт 1.4.1 Правил N 6).
Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки (пункт 1.4.3 Правил N 6).
Пунктом 1.1.1 Правил N 6 определено, что они имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Таким образом, ответственный за эксплуатацию электроустановок должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Учреждение представляет собой детский сад, согласно тарификационным спискам которого в штате состоят сотрудники с высшим педагогическим и средним профессиональным педагогическим образованием.
Согласно должностной инструкции ответственного за электрохозяйство, утвержденной приказом заведующего Учреждения от 20.01.2019, такое лицо назначается из числа административно-технического персонала, в электроустановках до 1000 В, имеющего группу IV по электробезопасности, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
Однако ни одно лицо, состоящее в штате Детского сада, указанным требованиям не соответствует, не имеет специального технического образования, группу IV по электробезопасности, необходимых для выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.
В связи с этим в целях обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии подготовленным электротехническим персоналом, 09.01.2019 Учреждение заключило с ООО "Радиосвязь" договор об оказании услуг по техническому обслуживанию электрооборудования N 6, по условиям которого ООО "Радиосвязь" приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию электрооборудования Детского сада.
Свидетельством от 09.06.2017 N 00Э637, выданным Учебно-производственным центром "Волжскэнергонадзор", подтверждено соответствие ООО "Радиосвязь" нормативным правовым актам, нормативным техническим документам в энергетике, компетентности при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, монтажу, ремонту, пусконаладочным работам в области энергетики.
Приказом заведующего Учреждения от 09.01.2019 года ответственным за электрохозяйство назначен Антонов Д.В., техник-электрик, прошедший проверку знаний Норм и Правил работы в электроустановках (группы IV по электробезопасности в электроустановках в до 1000В), заместителем ответственного назначен Фатыхов М.Т. техник - электрик, группа IV до 1000В.
Суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом случае эксплуатацию электроустановок Учреждения осуществлял подготовленный электротехнический персонал на основании договора со специализированной организацией, что соответствовало требованиям пункта 1.2.1 Правил N 6, а также требованиям пункта 1.1.1 Правил N 6 о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.
Подход надзорного органа о несоблюдении Учреждением требований пункта 1.2.3 Правил N 6 в части назначения ответственного за электрохозяйство и его заместителя из числа руководителей и специалистов потребителя суды обоснованно признали формальным, при котором при соблюдении пункта 1.2.3 Правил N 6 назначение в Учреждении ответственным за электрохозяйство и его заместителя из числа работников, имеющих преимущественно педагогическое образование, не обладающих специальными знаниями в области обеспечения работы электроустановок, влечет за собой несоблюдение требований пункта 1.1.1 Правил N 6 о необходимости обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и их содержания в исправном состоянии.
Пункт 1.2.1 Правил N 6 допускает проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией, в связи с чем назначение ответственных из числа работников такой организации требованиям Правил N 6 не противоречит и направлено на обеспечение надежной эксплуатации электроустановок.
В рассмотренном случае Учреждению вменяется нарушение пункта 1.7.2 Правил N 6 и пунктов 46.4 и 46.6 Правил N 328н.
Условия присвоения группы по электробезопасности установлены в приложении N 1 к Правилам N 328н.
Пунктом 1.7.2 Правил N 6 установлено, что устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее - ОТ) и технике безопасности (далее - ТБ).
Согласно пункту 46.4 Правил N 328н командированный персонал по прибытии на место командировки должен пройти вводный и первичный инструктажи по безопасности труда, должен быть ознакомлен с электрической схемой и особенностями электроустановки, в которой им предстоит работать, а работники, которым предоставляется право выдачи наряда, исполнять обязанности ответственного руководителя и производителя работ, должны пройти инструктаж по схеме электроснабжения электроустановки. Инструктажи должны быть оформлены записями в журналах инструктажа (журналы установленной формы для проведения инструктажей по безопасности труда) с подписями командированных работников и работников, проводивших инструктажи.
Пункт 46.6 Правил N 328н предусматривает, что первичный инструктаж командированного персонала должен проводить работник организации - владельца электроустановок из числа административнотехнического персонала (руководящих работников и специалистов), имеющий группу V, при проведении работ в электроустановках напряжением выше 1000В или имеющий группу IV - при проведении работ в электроустановках напряжением до 1000 В.
Вместе с тем в данном случае командированный персонал отсутствует, в Учреждении сотрудники обслуживающей специализированной организации работают по договору от 09.01.2019 N 66.
На основании пункта 46.10 Правил N 328н организациям, электроустановки которых постоянно обслуживаются специализированными организациями, допускается предоставлять их работникам права оперативно-ремонтного персонала после соответствующей подготовки и проверки знаний в комиссии по месту постоянной работы. Командированным персоналом работы проводятся в действующих электроустановках по нарядам и распоряжениям, а в случае если командированному персоналу предоставляются права оперативноремонтного персонала, работы могут проводиться и в порядке текущей эксплуатации в соответствии с главой VIII Правил (пункт 46.11 Правил N 328н).
При этом согласно пункту 8.2 Правил N 328н работа в порядке текущей эксплуатации, включенная в перечень работ, является постоянно разрешенной, на которую не требуется оформление каких-либо дополнительных указаний, распоряжений, проведения целевого инструктажа.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Детскому саду необоснованно вменено нарушение пунктов 1.7.2 Правил N 6 и пунктов 46.4, 46.6 Правил N 328н, поскольку указанные работники ООО "Радиосвязь" работали по договору, а не командированы в Учреждение, в связи с чем выводы административного органа о допущенных Учреждением нарушениях (пункты 2 и 3 оспариваемых предписания и постановления) являются необоснованными.
Управление считает, что Учреждение нарушило пункт 1.4.4 Правил N 6.
В пункте 1.4.4 Правил N 6 определено, что неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III. Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
Вместе с тем такого персонала в Учреждении согласно штатному расписанию нет в наличии.
В соответствии с пунктом 3.1 и 3.2 ГОСТ 50571.1-93 "Электроустановки зданий" электрооборудование - любое оборудование, предназначенное для производства, преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии, например: машины, трансформаторы, аппараты, измерительные приборы, устройства защиты, кабельная продукция, электроприемники. Электроустановка - любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования в пределах данного пространства или помещения. Таким образом, в соответствии с определениями, приведенными выше, ПЭВМ не является электроустановкой, а относится к электрооборудованию.
Согласно терминам и их определениям Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (далее - Правила), утвержденных приказом Минэнерго России от 27.12.2000 N 163, персонал неэлектротехнический - персонал, не попадающий под определение "электротехнического" и "электротехнологического" персонала.
В свою очередь электротехнический персонал - персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок. Таким образом, сотрудники организации, использующие в своей работе ПЭВМ, могут быть отнесены к неэлектротехническому персоналу.
Таким образом, ответственность за присвоение работнику первой группы по электробезопасности возлагается на руководителя организации.
В пункте 1.4.4 Правил N 6 определено, что присвоение первой группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу проводится работником из числа электротехнического персонала данной организации, с группой по электробезопасности не ниже III.
Организациям, электроустановки которых постоянно обслуживаются специализированными организациями, допускается предоставлять их работникам права оперативно-ремонтного персонала после соответствующей проверки знаний в комиссии по месту постоянной работы. Руководитель организации-заказчика может возложить обязанности по проведению инструктажа своих сотрудников для присвоения I группы по электробезопасности на работника специализированной организации, постоянно обслуживающей электроустановки организации-заказчика в соответствии с договором, из числа оперативно-ремонтного персонала, имеющего III группу по электробезопасности (пункт 12.10 Правил N 6).
Данные выводы изложены также в информационном письме от 29.03.2013 N 10-00-12/455 Ростехнадзора от 29.03.2013 N 10-00-12/455 "О необходимости присвоения I группы по электробезопасности".
Суды верно указали, что договор между Учреждением и ООО "Радиосвязь" на техническое обслуживание электрооборудования существует с 2016 года, в связи с чем данный пункт необоснованно вменен заявителю в нарушение.
Пунктом 5 оспариваемых предписания и постановления Детскому саду вменено нарушение пункта 1.7.3 Правил N 6 и пункта 1.2.3 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.
Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты. Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами (пункт 1.7.3 Правил N 6).
Пунктом 1.2.3 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках установлено, что инвентарные средства защиты распределяются между объектами (электроустановками) и между выездными бригадами в соответствии с системой организации эксплуатации, местными условиями и нормами комплектования (Приложение 8). Такое распределение с указанием мест хранения средств защиты должно быть зафиксировано в перечнях, утвержденных техническим руководителем организации или работником, ответственным за электрохозяйство.
В силу пункта 1.1.1 настоящая Инструкция распространяется на средства защиты, используемые в электроустановках организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000В и устанавливает классификацию и перечень средств защиты, объем, методики и нормы испытаний, порядок пользования ими и содержания их, а также нормы комплектования средствами защиты электроустановок и производственных бригад.
Однако материалами дела подтверждается и установлено судами, что в Учреждении осуществлялась эксплуатация электродвигателей до 1000В.
Следовательно, требования данной Инструкции не распространяются на Учреждение.
Согласно Инструкции по применению и испытанию средств защиты используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261, пунктом 1.2.1 определено, что персонал, проводящий работы в электроустановках, должен быть обеспечен всеми необходимыми средствами защиты, обучен правилам применения и обязан пользоваться ими для обеспечения безопасности работ. Средства защиты должны находиться в качестве инвентарных в помещениях электроустановок или входить в инвентарное имущество выездных бригад. Средства защиты могут также выдаваться для индивидуального пользования.
Поскольку Учреждением и ООО "Радиосвязь" заключен договор на обслуживание электроустановки и персонал ООО "Радиосвязь" осуществляет работы в электроустановке, то вывод административного органа о нарушении Учреждением требований пункта 1.7.3 Правил технической эксплуатации и пункта 1.2.3 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, необоснован.
Нарушение заявителем пункта 1.5.20 Правил N 6 также обоснованно признано судами недоказанным.
Пункт 1.5.20 Правил N 6 предусматривает, что у каждого потребителя должны быть разработаны инструкции по оперативному управлению, ведению оперативных переговоров и записей, производству оперативных переключений и ликвидации аварийных режимов с учетом специфики и структурных особенностей организаций.
Главой 1.8 Правил N 6 определены требования к технической документации.
Пунктом 1.8.1 Правил N 6 установлено, что у каждого потребителя должна быть следующая техническая документация: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию; исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации; производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок.
Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем потребителя.
Комплект указанной документации должен храниться у потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу.
Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.
В данном случае Учреждением представителю Управления при проверке представлена вся документация, предусмотренная данной статьей.
Кроме того, проверяющими не было принято во внимание, что в соответствии с разделом "оперативное управление" главы 1.5 "управление электрохозяйством" и пунктом 1.5.8 Правил N 6 определено, что у потребителей, имеющих собственные источники электрической энергии или имеющих в своей системе электроснабжения самостоятельные предприятия электрических сетей, должно быть организовано оперативное диспетчерское управление электрооборудованием, задачами которого являются: разработка и ведение требуемого режима работы; производство переключений пусков и остановов; локализация аварий и восстановления режима работы; планирование и подготовка схем и оборудования к производству ремонтных работ в электроустановках; выполнение требований по качеству электрической энергии; обеспечение экономичности работы электрооборудования и рационального использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления; предотвращение и ликвидация аварий и отказов при производстве, преобразовании, передаче, распределении и потреблении электрической энергии.
Организация диспетчерского управления у потребителей должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил, при этом Потребители, включенные в реестр энергоснабжающих организаций, осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Исходя из данного пункта следует, что оперативное управление и вся документация связанная с ним требуется для организаций, имеющих собственные источники электрической энергии или имеющих в своей системе электроснабжения самостоятельные предприятия электрических сетей.
Вместе с тем Учреждение таким не является, не имеет своих источников питания либо сложную схему электроснабжения, что Управлением не оспаривается и не опровергнуто, в связи с чем, вывод Управления о совершении Учреждением нарушения пункта 1.5.20 Правил N 6 несостоятелен.
Управление полагает, что Учреждению правомерно вменено нарушение пункта 2.5.16 Правил N 6, так как им не определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.
В пункте 2.5.16 Правил N 6 установлено, что электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях: при несчастных случаях с людьми; появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения; поломке приводного механизма; резком увеличении вибрации подшипников агрегата; нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя. В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.
Однако отдельно стоящие двигатели в здании Учреждения отсутствуют.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и Управлением не доказано.
Инструкции на имеющиеся вентиляторы разработаны согласно документации завода - изготовителя и его рекомендаций на оборудование.
На основании пункта 5.4 Паспорта "Вентиляторы канальные круглые" в случае неисправности отключите изделие от питания, и прежде чем снова его эксплуатировать, убедитесь в том, что квалифицированным специалистом были проведены его полная диагностика и обслуживающий ремонт.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что Детский сад не вправе самостоятельно устранять аварийное состояние.
Для выполнения этих работ заявителем и ООО "Радиосвязь" заключен договор, сотрудники которого является квалифицированным персоналом в данной области.
Следовательно, вывод административного органа о наличии нарушения, предусмотренного пунктом 2.5.16 Правил N 6, в виде неопределения порядка устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей в Учреждении, несостоятелен.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в данном случае в деянии Учреждения отсутствуют событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что Учреждение не допустило нарушения Правил N 6 и 328н, в связи с чем правомерно признали недействительными оспариваемые предписание и постановление Управления о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А43-22158/2019
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Инструкции по применению и испытанию средств защиты используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261, пунктом 1.2.1 определено, что персонал, проводящий работы в электроустановках, должен быть обеспечен всеми необходимыми средствами защиты, обучен правилам применения и обязан пользоваться ими для обеспечения безопасности работ. Средства защиты должны находиться в качестве инвентарных в помещениях электроустановок или входить в инвентарное имущество выездных бригад. Средства защиты могут также выдаваться для индивидуального пользования.
...
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в данном случае в деянии Учреждения отсутствуют событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о том, что Учреждение не допустило нарушения Правил N 6 и 328н, в связи с чем правомерно признали недействительными оспариваемые предписание и постановление Управления о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2020 г. N Ф01-9670/20 по делу N А43-22158/2019