Нижний Новгород |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А43-36027/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Абашкиной К.Ю. (доверенность от 11.12.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020
по делу N А43-36027/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга"
(ИНН: 5260374864, ОГРН: 1135260018222)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление) от 03.07.2019 N 06-12/79/2019 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 01.11.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459), приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" (далее - Приказ N 84н), считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности. Общество, как профессиональный участник алкогольного рынка, обладающий лицензией на розничную продажу алкогольной продукции и имеющий возможность сопоставить данные товарно-транспортных накладных с данными, содержащимися в Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС), зафиксировало недостоверные данные, что привело к искажению фактической информации.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 по 06.01.2019 Управление выявило факт оборота (закупки) Обществом алкогольной продукции - водки, крепость 40 процентов, по цене ниже минимально установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых, осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ, Управление составило протокол от 28.05.2019 N 06-12/79/2019 и приняло постановление от 03.07.2019 N 06-12/79/2019 о назначении нарушителю административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 171-ФЗ, Правил N 1459, Приказа N 84н, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии Общества события вменяемого административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган (часть 4 статьи 210 Кодекса).
В статье 14.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо нефиксацию информации в ЕГАИС в установленном законодательством порядке.
Закон N 171-ФЗ устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие данного закона (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, запрещается.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен Правилами N 1459.
Ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя, в частности, информации, указанной в 6 данных правил, в единую информационную систему и ее обработку (пункт 5 Правил N 1459).
Из пунктов 6 и 16 Правил N 1459 следует, что ЕГАИС, помимо прочего, содержит информацию об объемах поставляемой алкогольной продукции каждого вида и наименования, а также сведения, указанные в товарно-транспортной накладной, в том числе касающиеся цены реализуемой продукции, которые вносятся в систему ЕГАИС поставщиком алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом IV.I Приказа N 84н заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую товарно-транспортную накладную, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию.
Таким образом, покупатель алкогольной продукции обязан зафиксировать в ЕГАИС факт приема количества поставленной продукции со ссылкой на товарно-транспортную накладную, по которой эта приемка произведена. Обязанность покупателя осуществлять сверку цен на алкогольную продукцию, указанных в полученной товарно-транспортной накладной, со сведениями, внесенными поставщиком в систему ЕГАИС, и при их несоответствии отказаться от приемки, не предусмотрена.
Управление в качестве противоправного деяния вменило Обществу нарушение, выразившееся в представлении в ЕГАИС недостоверных сведений о цене водки "Русский стиль классическая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Старлей", емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Старлей" емкостью 0,7 литра, крепость 40 процентов; водки особой "Зеленая марка кедровая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; Российского шампанского белого полусладкого "Дербентское" с защищенным географическим указанием "Дагестан" емкостью 0,75 литра; водки "Ямская мягкая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Майкопская" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов.
Однако диспозиция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка учета объема производства, оборота алкогольной продукции либо нефиксации информации в ЕГАИС такого учета. Ответственность за подтверждение недостоверных данных о цене приобретенной и принятой алкогольной продукции данной нормой не предусмотрена.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество произвело приемку алкогольной продукции на основании товарно-транспортных накладных, в которых цена приобретаемой продукции соответствовала регулируемым государством ценам, и оплатило приобретенную продукцию по этой цене.
У Общества при подтверждении в системе ЕГАИС факта приема алкогольной продукции от поставщика отсутствует обязанность по сверке цен на алкогольную продукцию, указанных в полученных товарно-транспортных накладных, со сведениями, внесенными поставщиком в систему ЕГАИС, поэтому суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Общество не допустило нарушения порядка учета алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии в деянии Общества события вмененного административного правонарушения, что является основанием для отмены постановления административного органа.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А43-36027/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление в качестве противоправного деяния вменило Обществу нарушение, выразившееся в представлении в ЕГАИС недостоверных сведений о цене водки "Русский стиль классическая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Старлей", емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Старлей" емкостью 0,7 литра, крепость 40 процентов; водки особой "Зеленая марка кедровая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; Российского шампанского белого полусладкого "Дербентское" с защищенным географическим указанием "Дагестан" емкостью 0,75 литра; водки "Ямская мягкая" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов; водки "Майкопская" емкостью 0,5 литра, крепость 40 процентов.
Однако диспозиция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка учета объема производства, оборота алкогольной продукции либо нефиксации информации в ЕГАИС такого учета. Ответственность за подтверждение недостоверных данных о цене приобретенной и принятой алкогольной продукции данной нормой не предусмотрена."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июня 2020 г. N Ф01-10972/20 по делу N А43-36027/2019