Нижний Новгород |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А29-15370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020
по делу N А29-15370/2019
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми"
(ИНН: 1106014140; ОГРН: 1021100895760)
к административной ответственности
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.12.2019 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений КоАП РФ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), нарушение части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По его мнению, Управлением не доказало событие административного правонарушения и вину Общества в совершении правонарушения. Требования законодательства о лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления распространяются только в отношении размещаемых, а не накапливаемых отходов. Доказательств, что Общество осуществляло размещение отходов, обнаруженных на горных отвалах, которые относятся к виду отходов III и IV классов опасности, в материалы дела не представлено. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Общество заявило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы по причине невозможности явки представителя из-за угрозы распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Суд кассационной инстанции отклонил заявленное ходатайство, поскольку не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 158 Кодекса.
Указанное заявителем обстоятельство не препятствует рассмотрению доводов, приведенных в кассационной жалобе, и не создает препятствий по проверке законности обжалуемых судебных актов. По смыслу статьи 158 Кодекса отложение судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, является правом, но не обязанностью арбитражного суда. Неявка в судебное заседание представителей сторон при наличии в материалах дела аргументированной кассационной жалобы и отзыва на нее в силу части 3 статьи 284 Кодекса не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 07.02.2018 N 011-00043/П осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В приложении к лицензии установлены перечень отходов, виды работ в составе лицензируемых видов деятельности, место осуществления деятельности.
Управление провело плановую проверку Общества и установило, что Общество эксплуатирует объекты размещения отходов (ОРО) - горизонтальные отвалы горных пород нефтешахт N 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" и размещает на породных отвалах отходы.
В ходе проверки Центр лабораторного анализа и технических измерений по республике Коми отобрал пробы отходов на горизонтальных отвалах нефтешахт N 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" для определения класса опасности отходов.
Согласно протоколам биотестирования от 11.09.2019 N 022-БТО-19С - 035-БТО-19С на горизонтальных отвалах нефтешахт N 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" выявлены отходы III и IV классов опасности. Лицензия по размещению указанных отходов на данных отвалах у Общества отсутствовала.
Результаты проверки отражены в акте от 25.09.2019 N 03-04-05/19-23.
Управление пришло к выводу, что Общество осуществляет деятельность по размещению и хранению отходов III и IV классов опасности на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт N 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" в отсутствие лицензии.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 30.10.2019 N 04-43/2019 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Закона N 89-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Управлением наличия в действиях Общества состава административного правонарушения. Суд, не установив процессуальных нарушений при производстве по делу, не усмотрев оснований для признания правонарушения малозначительным, назначил Обществу наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Из пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ и пункта 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ следует, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон N 89-ФЗ.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
Размещение отходов включает хранение и захоронение отходов; хранение отходов предполагает складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
К I классу относятся чрезвычайно опасные отходы, ко II классу - высокоопасные; к III классу - умеренно опасные; к IV классу - малоопасные; к V класс - практически неопасные.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды признали доказанным осуществление Обществом деятельности по размещению на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт N 1, 2, 3 НШУ "Яреганефть" отходов III и IV классов опасности в отсутствие лицензии.
Доводы заявителя о неверной квалификации его действий как размещение отходов, а не временное накопление (складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев), об отсутствии доказательств отнесения обнаруженных отходов к виду "нефтенасыщенный песчаник", о недоказанности Управлением размещения нефтенасыщенного песчаника в качестве отхода были предметом исследования судов и отклонены, как неподтвержденные.
Доказательств, подтверждающих, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также вины в его совершении.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка суда первой инстанции на часть 3 статьи 69 Кодекса не влияет на правильность принятого судебного акта.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А29-15370/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
...
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
...
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также вины в его совершении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2020 г. N Ф01-10912/20 по делу N А29-15370/2019