Нижний Новгород |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А82-20372/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
в городе Ростове Ярославской области (межрайонного)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А82-20372/2019
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове Ярославской области (межрайонное)
(ИНН: 7609036951, ОГРН: 1167627069620)
к религиозной организации "Переславская епархия Русской Православной Церкви
(Московский патриархат)" (ИНН: 7608025227, ОГРН: 1167700053014)
о взыскании финансовой санкции
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове Ярославской области (межрайонное) (далее - Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с религиозной организации "Переславская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" (далее - Организация) 22 000 рублей штрафа по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" по решениям от 07.06.2019 N 086S19190007556, 086S19190007557, 086S19190007558, 086S19190007559, 086S19190007560, 086S19190007561, 086S19190007562, 086S19190007563, 086S19190007564, 086S19190007565.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, Организация правомерно привлечена к ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", поскольку наличие расхождений в сведениях о застрахованных лицах в формах СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за январь, март, апрель, июнь - декабрь 2018 года подтверждено имеющимися в деле доказательствами. До вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности последний не представил корректирующие сведения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Организация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, по итогам сверки представленной страхователем отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за январь, март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года Управление выявило расхождения, а именно: в форме СЗВ-СТАЖ за январь 2018 года отсутствовали сведения на 4 застрахованных лиц, за март - на 4 застрахованных лиц, за апрель - на 4 застрахованных лиц, за июнь - на 4 застрахованных лиц, за июль - на 4 застрахованных лиц, за август - на 7 застрахованных лиц, за сентябрь - на 6 застрахованных лиц, за октябрь - на 5 застрахованных лиц, за ноябрь - на 2 застрахованных лиц, за декабрь - на 4 застрахованных лиц.
Управление 02.04.2019 направило страхователю протокол о выявленных расхождениях.
По результатам проверки Фонд составил акты от 08.05.2019 N 086S18190007413, 086S18190007414, 086S18190007415, 086S18190007417, 086S18190007418, 086S18190007419, 086S18190007420, 086S18190007422, 086S18190007424, 086S18190007425 и принял решения от 07.06.2019 N 086S19190007556, 086S19190007557, 086S19190007558, 086S19190007559, 086S19190007560, 086S19190007561, 086S19190007562, 086S19190007563, 086S19190007564, 086S19190007565 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафов в общей сумме 22 000 рублей.
Организация с решениями Управления не согласилась и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 1, 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", статьями 8, 24 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения Организации к ответственности за вменяемое ей правонарушение и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона N 27-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В абзаце 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что застрахованными лицами являются, в том числе, лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В частности, вопросы участия учредителей в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
В пункте 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ определено, что религиозные организации вправе в случаях, предусмотренных их уставами, заключать трудовые договоры с работниками.
Работники религиозных организаций подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же как и священнослужители (пункт 4 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).
В письме от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом позиции Минтруда России, изложенной в письме от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587, разъяснил, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, Минтруда России от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Фонд не представил доказательств того, что лица, на которых Организация не представила индивидуальные (персонифицированные) сведения, получали вознаграждение на основании заключенных с религиозной организацией трудовых или гражданско-правовых договоров.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания со страхователя 22 000 рублей штрафа и правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А82-20372/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове Ярославской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ определено, что религиозные организации вправе в случаях, предусмотренных их уставами, заключать трудовые договоры с работниками.
Работники религиозных организаций подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же как и священнослужители (пункт 4 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).
В письме от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом позиции Минтруда России, изложенной в письме от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587, разъяснил, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, Минтруда России от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2020 г. N Ф01-10856/20 по делу N А82-20372/2019