Нижний Новгород |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А43-19321/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей заявителя:
Солдатовой Е.В. (доверенность от 26.06.2019),
Лопаревой Ю.А. (доверенность от 31.01.2020).
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019
по делу N А43-19321/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Объектстрой" (ИНН: 7725760555, ОГРН: 1127746502597)
о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода, формализованного в письме N 03-02-65562/19 от 25.03.2019,
об обязании администрации города Нижнего Новгорода подготовить проект договора аренды земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Объектстрой" с предложением о заключении соответствующего договора
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Объектстрой" (далее - заявитель, ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - заинтересованное лицо, Администрация), формализованного в письме от 25.03.2019 N 03-02-65562/19, об отказе в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов сроком на три года земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:1022, общей площадью 10 124 квадратных метра, расположенного по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Маршала Баграмяна, участок 7, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под строительство гостиницы с подземной автостоянкой N 5 (по генплану), площадь 5862 кв. м".
Заявленные требования основаны на статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы наличием на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Обществу на праве собственности, и необходимостью испрашиваемого земельного участка для завершения строительства гостиницы и возведения инженерных сетей по обеспечению гостиницы коммунальными услугами (тепло-, газо- и водоснабжение).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019, требования, заявленные ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой", удовлетворены. Решение администрации города Нижнего Новгорода, формализованное в письме N 03-02-65562/19 от 25.03.2019, об отказе в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов сроком на 3 (три) года земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:1022, общей площадью 10 124 квадратных метра, расположенного по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Маршала Баграмяна, участок 7, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения гостиниц", признано незаконным. Суд обязал Администрацию города Нижнего Новгорода в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения совершить все необходимые действия по предоставлению ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой" в аренду без проведения торгов сроком на 3 (три) года земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:1022, общей площадью 10 124 квадратных метра, расположенного по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Маршала Баграмяна, участок 7, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения гостиниц", в том числе в части подготовки проекта соответствующего договора и направления его заявителю с предложением о заключении.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор указывает, что Общество реализовало предусмотренное земельным законодательством право на заключение договора аренды земельного участка с лицом, осуществившем комплексное освоение территории; повторное предоставление в аренду спорного земельного участка без проведения торгов повлечет ограничение конкуренции. Администрация полагает, что подпункты 4 и 13.3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, поскольку объекты инженерной инфраструктуры уже возведены согласно заключенным договорам аренды и переданы в муниципальную собственность. По мнению заинтересованного лица, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку регистрация права собственности объекта недвижимости, расположенный на спорном участке, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания трансформаторной подстанции осуществлена 26.03.2019, то есть после прекращения действия договора аренды земельного участка от 10.12.2015 N 17578/07, а также после рассмотрения заявления Общества о предоставлении участка без проведения торгов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему отклонило доводы заинтересованного лица, указало на наличие на спорном участке недостроенной обвалованной заглубленной стоянки открытого типа на 62 машиноместа, возведение которой предусмотрено проектом планировки и межевания территории, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определениями от 09.04.2020 и 06.05.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа удовлетворил ходатайство Администрации о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, Администрация и ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой" на основании заявки и протокола о результатах аукциона от 30.12.2013 заключили договор аренды от 17.01.2014 N 17251/07 со сроком действия до 17.01.2019, по которому Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070045:159, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Студенческая - южнее территории автостанции, площадью 108 199 квадратных метров, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, включающего в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
Общество 11.02.2014 во исполнение указанного договора обратилось в Администрацию по вопросу выдачи задания на выполнение схемы планировочной территории застройки жилого квартала.
По результатам рассмотрения указанного обращения 14.07.2014 Администрация приняла постановление N 2624 о разрешении Обществу подготовки проекта планировки и межевания территории в границах Окский съезд, улицы Студенческая, проспекта Гагарина в Советском районе города Нижнего Новгорода (далее - проект планировки и межевания территории).
Общество 05.08.2014 направило Администрации концепцию проекта планировки и межевания территории, которую Администрация согласовала 13.10.2014.
Общество 16.10.2014 направило Администрации для утверждения проект планировки и межевания территории, но, поскольку с 01.01.2015 полномочия по утверждению документации по планировке территории были переданы Правительству Нижегородской области, указанный проект планировки и межевания территории был утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.08.2015 N 1520-р.
В соответствии с этим проектом строительство должно было осуществляться последовательно в три этапа:
- 1 этап - строительство многоквартирного жилого дома (далее - МКД) N 1;
- 2 этап - строительство МКД N 2;
- 3 этап - строительство МКД N 3, 4, гостиницы.
Постановлением Администрации от 30.10.2015 N 2279 принято решение утвердить схему расположения земельных участков, подлежащих образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:159 на восемнадцать частей, образовать восемнадцать земельных участков, изменить их вид разрешенного использования, расторгнуть договор аренды от 17.01.2014 N 17251/07 и заключить с Обществом договоры аренды вновь образованных земельных участков.
Во исполнение указанного постановления 10.12.2015 без проведения торгов между Администрацией и Обществом был заключен договор аренды N 17578/07 со сроком действия до 17.01.2019, по которому Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070045:179 под строительство гостиницы с подземной автостоянкой.
В тот же день между указанными сторонами заключен договор аренды N 17581/07 со сроком действия до 17.01.2019, по которому Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070045:182.
Постановлением Администрации от 26.07.2017 N 3501 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории, произведено объединение земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0070045:179 и 52:18:0070045:182, за счет которых был образован земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070045:1022 общей площадью 10 124 квадратных метра, имеющий вид разрешенного использования "под строительство гостиницы с подземной автостоянкой N 5 (по генплану), площадь 5862 кв. м".
Администрация и Общество 07.09.2018 заключили соглашение, в соответствии с которым предметом аренды по договору N 17578/07 стал земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070045:1022, площадью 10 124 квадратных метра, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, улица Маршала Баграмяна, участок N 7, предоставленный "под строительство гостиницы с подземной автостоянкой N 5 (по генплану), площадь 5862 кв. м".
Срок действия договора остался прежним - до 17.01.2019.
Обществом на указанном земельном участке было построено нежилое здание трансформаторной подстанции, право собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Общество 15.01.2019 обратилось в Администрацию по вопросу заключения на 3 года новых договоров аренды трех земельных участков, строительство на которых не завершено: с кадастровым номером 52:18:0070045:175, на котором строится МКД; с кадастровым номером 52:18:0070045:1021, на котором строится МКД; с кадастровым номером 52:18:0070045:1022, на котором должны возводиться гостиница, трансформаторная подстанция, обвалованная заглубленная стоянка открытого типа на 62 машиноместа, с целью завершения комплексного освоения территории.
По итогам рассмотрения данного обращения, 12.03.2019 Администрация и Общество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0070045:175, 52:18:0070045:1021 заключили договоры аренды сроком до 12.03.2022. В отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:1022 Администрация 25.03.2019 приняла решение, формализованное в письме N 03-02-65562/19, об отказе в заключении без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070045:1022 для завершения строительства гостиницы, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Посчитав, что указанное решение не соответствует земельному законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с соответствующим заявлением.
Признавая решение Администрации незаконным, суды двух инстанций исходили из того, что заинтересованным лицом не приведено доводов и доказательств об отсутствии на момент заключения нового договора аренды оснований, приведенных в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для заключения такового, и обстоятельств, препятствующих его заключению судом по представленным в дело доказательствам не установлено. Суды приняли во внимание цель освоения предоставленной Обществу изначально в аренду территории - комплексное жилищное строительство и фактическое осуществление Обществом застройки этой территории - строительство на земельных участках, образованных из нее, сдачи двух МКД в эксплуатацию, 70 процентов готовности еще двух МКД, создание инженерно-технических объектов (распределительной подстанции, трансформаторных подстанций), сооружений и коммуникаций (объектов связи, водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения, дождевой канализации), берегоукрепительных сооружений; принятие Обществом необходимых и обязательных мер по оформлению спорного земельного участка, в том числе в связи с изменением его характеристик (площади), внесением изменений в кадастровый учет; объективно обусловленную длительность утверждения проекта планировки и межевания территории, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о затягивании Обществом строительства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и переходными положениями, установленными Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
По общему правилу, установленному в пункте 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 01.03.2015 не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 той же статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды подано этим гражданином или юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды;
2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут с этим гражданином или юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Исключения, по которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов, определены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления: земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (подпункт 4); земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 5); земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (подпункт 10); земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии со статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 13.3).
Материалы дела подтверждают, что спорный земельный участок был предоставлен Обществу по результатам проведения торгов на основании постановления Администрации от 30.10.2015 N 2279 и договора аренды N 17578/07.
Таким образом, ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой" реализовало право на приобретение земельного участка, образованного в результате комплексного освоения территории, в силу чего подпункт 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для заключения с Обществом договора аренды на новый срок.
В качестве оснований для предоставления без проведения торгов спорного земельного участка суды нижестоящих инстанций указали на наличие на данном участке объекта капитального строительства - трансформаторной подстанции и объектов инженерной инфраструктуры.
Пунктом 3.4.14 договора аренды стороны согласовали, что Общество в срок до 17.01.2018 обязано выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность в счет исполнения обязательств по договору. Допускается передача указанных объектов частями, при условии полной готовности последних к передаче.
Материалами дела подтверждается, что указанный пункт договора исполнен, объекты инженерной инфраструктуры возведены согласно заключенным договорам аренды и переданы в муниципальную собственность.
Кроме того, разрешенным видом использования спорного земельного участка и целью его предоставления является строительство гостиницы.
При таких обстоятельствах доводы кассатора о том, что подпункт 4 и подпункт 13.3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации также не могут служить основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, обоснованы.
Между тем неправильное применение судами двух инстанций обозначенных норм материального права не привело к принятию незаконного судебного акта.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нормативные положения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства, помимо вышеприведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации, распространяющих свое действие на отношения, возникшие после 01.03.2015, закреплены также в пункте 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", применяющемся к отношениям, возникшим до 01.03.2015.
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Приведенными правовыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 137-ФЗ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 305-ЭС17-2608, только в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном в аренду для строительства, расположен объект незавершенного строительства, который арендатор правомерно возвел в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов, земельным законодательством предусмотрено право такого лица получить участок в аренду однократно для завершения строительства этого объекта.
Указанные нормы призваны гарантировать большинству арендаторов возможность завершить начатое строительство и закрепляют их право на однократное продление срока аренды для завершения строительства.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекс Российской Федерации объектом незавершенного строительства является объект, строительство которого не завершено и который относится к объектам капитального строительства наряду со зданиями, строениями, сооружениями.
Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлялся Обществу по договору аренды от 10.12.2015 N 17578/07 под строительство гостиницы с подземной автостоянкой N 5 (по генплану).
Согласно представленной в материалы дела справке кадастрового инженера (том 2, лист дела 132) по состоянию на 16.01.2019 (на момент обращения Общества в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка) на испрашиваемом земельном участке располагался объект незавершенного строительства - обвалованная заглубленная стоянка открытого типа (N 5.1 по генплану) на 62 машиноместа со степенью готовности 38 процентов.
В соответствии с письмом Министерства строительства Нижегородской области N 328-189687/20 получение разрешения на строительство объекта "обвалованная заглубленная стоянка открытого типа (N 5.1 по генплану) на 62 машиноместа" на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070045:1022 не требуется.
В обращениях от 15.01.2019 и 05.02.2019 Общество указало на наличие на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства и цель предоставления участка - завершение комплексного освоения территории. Очередность возведения объектов подтверждена проектной документацией.
Администрация ошибочно не усмотрела правовых оснований для заключения с заявителем нового договора аренды земельного участка на срок 3 года для завершения начатого строительства на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Виду изложенного суд правомерно признал оспариваемый отказ Администрации незаконным и обоснованно в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал ее в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения совершить все необходимые действия по предоставлению ООО "Специализированный застройщик "Объектстрой" в аренду без проведения торгов сроком на 3 (три) года спорного земельного участка, в том числе в части подготовки проекта соответствующего договора и направления его заявителю с предложением о заключении.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы Администрации судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от ее уплаты.
В связи с принятием судом округа постановления по настоящему делу определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2020 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 следует считать утратившим силу, исполнение указанных судебных актов подлежит возобновлению.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 по делу N А43-19321/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу А43-19321/2019, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 305-ЭС17-2608, только в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном в аренду для строительства, расположен объект незавершенного строительства, который арендатор правомерно возвел в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов, земельным законодательством предусмотрено право такого лица получить участок в аренду однократно для завершения строительства этого объекта.
...
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекс Российской Федерации объектом незавершенного строительства является объект, строительство которого не завершено и который относится к объектам капитального строительства наряду со зданиями, строениями, сооружениями.
...
Администрация ошибочно не усмотрела правовых оснований для заключения с заявителем нового договора аренды земельного участка на срок 3 года для завершения начатого строительства на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
В связи с принятием судом округа постановления по настоящему делу определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2020 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 следует считать утратившим силу, исполнение указанных судебных актов подлежит возобновлению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2020 г. N Ф01-9515/20 по делу N А43-19321/2019