Нижний Новгород |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А28-15625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Бахтина А.С. (доверенность от 08.07.2019),
от заинтересованного лица: Скочиловой Л.Г. (доверенность от 10.01.2020 N 01-72/2001)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Гурман"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020
по делу N А28-15625/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гурман"
(ИНН: 4339008313, ОГРН: 1064339004982)
о признании незаконным и отмене постановления
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кировской
области (ИНН: 4339001100, ОГРН: 1044304518015)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гурман" (далее - ООО "Гурман", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кировской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2019 N 77 (43391927021441700002) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2019 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое постановление Инспекции изменено, из него исключены выводы о наличии вины Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Постановлением апелляционного суда от 07.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, поскольку в оспариваемом постановлении не могут содержаться выводы о виновности ООО "Гурман" в совершении вменяемого административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а не по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ на основании истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, постановление Инспекции от 01.11.2019 подлежит изменению в части указания иного основания прекращения производства по делу об административном правонарушении. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
По причине невозможности участия в рассмотрении настоящего дела судьи Забурдаевой И.Л. ввиду нахождения в отпуске окружной суд счел необходимым в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести ее замену на судью Радченкову Н.Ш..
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 16.06.2020.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражными судами Кировской области и Республики Марий Эл.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения ООО "Гурман" требований валютного законодательства Инспекция выявила факт выплаты Обществом 25.10.2017 заработной платы работнику Черненко В.А., являющемуся гражданином Украины, через кассу, минуя счет в уполномоченном банке. Данное обстоятельство подтверждается платежной ведомостью от 25.10.2017 N 373.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.09.2019.
18.10.2019 по факту осуществления 25.10.2017 незаконной валютной операции, выразившейся в выплате нерезиденту причитающейся ему заработной платы наличными денежными средствами из кассы предприятия, минуя счета в уполномоченном банке, Инспекция в отношении Общества составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Гурман" вынесено постановление от 01.11.2019 N 77 (43391927021441700002) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с постановлением Инспекции от 01.11.2019 N 77 (43391927021441700002), ООО "Гурман" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 2.1, частью статьи 4.5, частью 1 статьи 15.25, статьей 25.5 КоАП РФ, статьями 11, 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), положениями Закона N 171-ФЗ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление, исключив из него указание на вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление Инспекции от 01.11.2019 N 77 (43391927021441700002) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Данным постановлением Инспекция установила в действиях ООО "Гурман" по выплате заработной платы в валюте Российской Федерации работнику, являющемуся гражданином иностранного государства, не имеющему вида на жительство в Российской Федерации, нарушение требований статьи 14 Закона N 173-ФЗ и соответственно событие, а также состав административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в том числе вину Общества в его совершении. В то же время, приняв во внимание, что моментом совершения Обществом указанного административного правонарушения является день совершения Обществом операции по выдаче физическому лицу - нерезиденту валюты Российской Федерации (25.10.2017), и на день вынесения оспариваемого постановления (01.11.2019) двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ применительно к нарушениям валютного законодательства истек, Инспекция прекратила производство по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а не по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ на основании истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно абзацу 2 пункта 13.1 постановления N 5 в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
В части 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, регламентированы положениями Закона N 173-ФЗ.
Для целей названного Закона в соответствии с его статьей 1 используются, среди прочего, следующие основные понятия: - валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации; - резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; - нерезиденты - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; - валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Суды установили, что ООО "Гурман", являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России. Следовательно, Общество совершило валютную операцию, поскольку обозначенные действия подпадают под содержание названного понятия - "валютная операция".
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Вместе с тем возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, указанной нормой не предусмотрена (в перечень исключений не входит).
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит положениям ТК РФ.
По смыслу статьи 131 ТК РФ форма оплаты труда подлежит согласованию при заключении трудового договора в силу положений законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, императивные требования которого обязаны соблюдать нерезиденты, находящиеся на территории действия Закона N 173-ФЗ. Отказ нерезидента при согласовании условий трудового договора соблюдать обязанности, императивно установленные Законом N 173-ФЗ, не является условием освобождения работодателя (резидента) от исполнения данных обязанностей.
Согласно абзацу 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация в отношении него норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением положений Закона N 173-ФЗ.
В данном случае материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что 25.10.2017 ООО "Гурман", являясь резидентом, выплатило гражданину Украины Черненко В.А. из кассы наличными денежными средствами заработную плату на общую сумму 7 000 рублей.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что в действиях Общества имелосьсобытие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к верному к выводу о наличии в действиях ООО "Гурман" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении. В данном случае выполнение резидентом-работодателем требований валютного законодательства не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления работника-нерезидента, отказавшегося заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении порядка оплаты труда. ООО "Гурман", выступающее работодателем по отношению к иностранному работнику-нерезиденту Черненко В.А., должно было определить порядок выплаты ему заработной платы с учетом особенностей его правового положения и, исходя из необходимости соблюдения требований валютного законодательства, при первичном заключении с ним трудового договора от 01.01.2016 (пункт 3.2), что им сделано не было. В этой связи непринятие Обществом соответствующих своевременных мер, направленных на обеспечение соблюдения требований валютного законодательства свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и, следовательно, состава данного правонарушения.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оснований для прекращения возбужденного Инспекцией в отношении ООО "Гурман" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), не имелось.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 по делу N А28-15625/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурман" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к верному к выводу о наличии в действиях ООО "Гурман" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении. В данном случае выполнение резидентом-работодателем требований валютного законодательства не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления работника-нерезидента, отказавшегося заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении порядка оплаты труда. ООО "Гурман", выступающее работодателем по отношению к иностранному работнику-нерезиденту Черненко В.А., должно было определить порядок выплаты ему заработной платы с учетом особенностей его правового положения и, исходя из необходимости соблюдения требований валютного законодательства, при первичном заключении с ним трудового договора от 01.01.2016 (пункт 3.2), что им сделано не было. В этой связи непринятие Обществом соответствующих своевременных мер, направленных на обеспечение соблюдения требований валютного законодательства свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и, следовательно, состава данного правонарушения.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оснований для прекращения возбужденного Инспекцией в отношении ООО "Гурман" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), не имелось."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июня 2020 г. N Ф01-10537/20 по делу N А28-15625/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10537/20
07.02.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5/20
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-15625/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-15625/19