Нижний Новгород |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А17-2070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.
при участии представителей
от истца: Купалева А.А. по доверенности от 11.10.2019
от ответчика: Ремезова Ю.С. по доверенности от 30.08.2019
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020
по делу N А17-2070/2019 Арбитражного суда Ивановской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи"
(ИНН: 3702121940, ОГРН: 1153702023485)
к акционерному обществу "Водоканал"
(ИНН: 3702597104, ОГРН: 1093702022754)
об обязании включить многоквартирные дома
в договор холодного водоснабжения и водоотведения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи" (далее - ООО "Серебряные ключи") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Водоканал" (далее - АО "Водоканал") об обязании включить в договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2016 N 414-Ж многоквартирные дома в городе Иваново: NN 26 и 32 по переулку Пограничному, NN 72-Б и 72-В по проспекту Шереметевскому, NN 17, 19, 23, 29, 31 и 33 по улице 8 Марта, N 17 по улице Батурина, NN 18, 32-А, 36, 58 по улице Громобоя, N15 по улице Демидова, NN 15, 36, 38, 40, 42, 46, 48 и 75 по улице Дунаева, NN 4, 6, 22 и 22/2 по улице Калинина, NN 35 и 54 по улице Комсомольской, N 5 по улице Набережной и N 22 по улице Семенчикова.
Суд первой инстанции решением от 30.10.2019 удовлетворил иск. Признавая обоснованным требования истца, суд исходил из того, что нормы жилищного законодательства, устанавливающие право собственников помещений в многоквартирных домах принимать решения о заключении с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018. При этом собственники помещений в спорных многоквартирных домах соответствующих решений не принимали, а факт заключения ответчиком в период 1996-2017 годов договоров с указанными лицами судом не принят, поскольку отдельные собственники помещений не наделены полномочиями на изменение порядка расчетов за коммунальные услуги.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.02.2020 отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО "Серебряные ключи" в удовлетворении иска. При принятии судебного акта суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 420, 421, 426 и 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и пришел к выводу о том, что стороны урегулировали отношения по приобретению объема ресурса, необходимого для содержания общего имущества в многоквартирном доме, в виде письменного договора, в остальной же части продолжали действовать договоры ресурсоснабжения, заключенные АО "Водоканал" с собственниками помещений в многоквартирных домах.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, истец обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 25.02.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не было принято во внимание, что собственники помещений в спорных многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика, не принимали решений о заключении прямых договоров с истцом либо о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при выборе истца. В статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, не предусмотрено такое основание для отказа от заключения договора ресурсоснабжения, как сохранение заключенных до вступления в законную силу Федерального закона от 29.05.2016 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямых договоров с потребителями.
АО "Водоканал" в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе обжалованный судебный акт, как законный и обоснованный.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда округа проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
Представитель истца в заседании суда округа поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на отмене состоявшихся судебных актов. Представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Как следует из материалов дела, АО "Водоканал" постановлением Администрации города Иваново от 01.07.2013 N 1384 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Иваново" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Иваново с зоной деятельности в границах городского округа Иваново, обслуживаемого централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
Общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства N 2" (впоследствии наименование изменено на ООО "Серебряные ключи") 01.01.2016 заключило договоры управления в отношении многоквартирных домов в городе Иваново: NN 26 и 32 по переулку Пограничному, NN 72-Б и 72-В по проспекту Шереметевскому, NN 17, 19, 23, 29, 31 и 33 по улице 8 Марта, N 17 по улице Батурина, NN 18, 32-А, 36, 58 по улице Громобоя, N15 по улице Демидова, NN 15, 36, 38, 40, 42, 46, 48 и 75 по улице Дунаева, NN 4, 6, 22 и 22/2 по улице Калинина, NN 35 и 54 по улице Комсомольской, N 5 по улице Набережной и N 22 по улице Семенчикова.
Предметом договоров управления в соответствии с пунктами 2.1 является обеспечение со стороны управляющей организации благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества дома, а также регулирование предоставления собственникам и иным законным пользователям жилых (нежилых) помещений жилищно-коммунальных услуг, соответствующих государственным стандартам и нормативам.
Согласно пункту 3.1.3 договоров истец принял на себя обязательство предоставлять коммунальные услуги собственникам в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ, в том числе холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение (канализация); электроснабжение; газоснабжение; отопление, а также иные услуги, предусмотренные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в силу пунктов 3.1.13 и 3.1.14 договоров управления истец обязался заключать от своего имени и в интересах собственников договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, а также энергосервисные договоры, направленные на сбережение и повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров ресурсоснабжения, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг; начислять обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформлять платежные документы и направлять их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
ООО "Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства N 2" (ООО "Серебряные ключи") заключило с АО "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) в редакции протокола разногласий от 08.04.2016, протокола согласования разногласий от 27.05.2016 и протокола урегулирования разногласий от 04.07.2016, договор холодного водоснабжения и водоотведения 08.02.2016 N 414-Ж, по условиям которого ответчик, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязался подавать истцу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а истец, в свою очередь, - оплачивать холодную воду установленного качества и водоотведение в порядке и размере, предусмотренных договором.
Объект водоснабжения и водоотведения стороны согласовали в приложениях 1 и 2 к договору: многоквартирный дом N 37 по улице Комсомольской в городе Иваново, оборудованный общедомовым прибором учета (марка ПРЭМ с заводским номером 395110).
Впоследствии ООО "Серебряные ключи" направило АО "Водоканал" заявку от 27.12.2018 N М-2-882 на включение спорных многоквартирных домов в договор N 414-Ж с 01.01.2019.
В письме от 28.01.2019 N 326 ответчик запросил у истца протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на которых принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабщающим организациям. Ответчик просил подтвердить отсутствие таких протоколов в управляемых истцом многоквартирных домах и сообщил о готовности вернуться к рассмотрению вопроса по заключению договора после получения достоверной информации по данному вопросу.
В дополнении к заявке от 04.02.2019 N 14-2-65 истец сообщил ответчику, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о выборе способа оплаты у него отсутствуют.
АО "Водоканал" в письме от 21.02.2019 N 757 уведомило ООО "Серебряные ключи" о факте наличия заключенных до 30.06.2015 прямых договоров с собственниками помещений в спорных многоквартирных домах, и об отказе в связи с этим во включении домов в договор N 414-Ж, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4).
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354, пункт 11 Правил N 124).
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом (до границы ответственности управляющей организации).
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, соответственно, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Законодательство допускает возможность ограничения обязательств управляющей компании по оплате объема и стоимости коммунального ресурса, подаваемого в многоквартирный дом, при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отсутствие указанных обстоятельств получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что само по себе предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленных коммунальных ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определения от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (статьи 64 (часть 1), 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что истец с 01.01.2016 управляет спорными многоквартирными домами, однако урегулировал правоотношения с ответчиком лишь в целях содержания общедомового имущества в спорных домах (в материалы дела представлены доказательства исполнения договора от 19.01.2017 N 16-О). При этом собственники помещений в многоквартирных домах заключили в период с 2006 по 2015 годы прямые договоры с АО "Водоканал". Доказательств отказа от исполнения указанных договоров сторонами в материалы дела не представлено, напротив, имеются документы, подтверждающие исполнение данных договоров обеими сторонами.
При таких обстоятельствах суд в рамках рассмотрения конкретного дела с установленными обстоятельствами правомерно указал на отсутствие нарушений в действиях ответчика, поскольку согласно пункту 13 Правил N 124 основанием для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора в редакции данного пункта, действовавшей на момент направления истцом заявки (27.12.2018), являлось, в том числе, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно, заключенного до дня вступления в силу указанного Федерального закона (30.06.2015), между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями. В силу указанной нормы данные договоры действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Как верно отмечено судом, впоследствии Правительство Российской Федерации постановлением от 13.07.2019 N 897 внесло изменения в редакцию пункта 13 Правил N 124, включив в него ссылки на нормы, предполагающие сохранение договоров на предоставление коммунальной услуги между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018.
Изложенное позволило суду апелляционной инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что у собственников помещений не имелось необходимости в принятии решения о заключении прямых договоров в порядке пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"), с учетом продолжения действия и фактического исполнения ранее заключенных с АО "Водоканал" договоров. В связи с чем, суд на законных основаниях отказал ООО "Серебряные ключи" во включении спорных многоквартирных домов в заключенный с ответчиком договор ресурсоснабжения N 414-Ж.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанций и по существу сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства, поэтому отклоняются окружным судом, как несостоятельные.
Суд правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не выявил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А17-2070/2019 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Серебряные ключи" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отмечено судом, впоследствии Правительство Российской Федерации постановлением от 13.07.2019 N 897 внесло изменения в редакцию пункта 13 Правил N 124, включив в него ссылки на нормы, предполагающие сохранение договоров на предоставление коммунальной услуги между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018.
Изложенное позволило суду апелляционной инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что у собственников помещений не имелось необходимости в принятии решения о заключении прямых договоров в порядке пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"), с учетом продолжения действия и фактического исполнения ранее заключенных с АО "Водоканал" договоров. В связи с чем, суд на законных основаниях отказал ООО "Серебряные ключи" во включении спорных многоквартирных домов в заключенный с ответчиком договор ресурсоснабжения N 414-Ж."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июня 2020 г. N Ф01-11091/20 по делу N А17-2070/2019