Нижний Новгород |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А79-4255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020
по делу N А79-4255/2019
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Восток"
(ИНН: 2108005992, ОГРН: 1042132001713)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства
Чувашской Республики от 18.01.2019 N 05/24-318,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики,
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Восток" (далее - СХПК "Восток", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) от 18.01.2019 N 05/24-318.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Министерство финансов).
Решением суда от 15.10.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Министерства, по состоянию на 01.10.2018 Кооператив не подтвердил статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, в связи с чем не имел права на получение субсидии по указанному виду деятельности.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Кооператив в отзыве отклонил доводы Министерства, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Министерство финансов отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15.06.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство (главный распорядитель бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской Республики) и Кооператив (получатель субсидии) заключили соглашение от 29.03.2017 N 01-34/41-7 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения главный распорядитель средств республиканского бюджета Чувашской Республики в целях возмещения части затрат получателя субсидии предоставляет на безвозмездной и безвозвратной основе в 2018 году субсидию из республиканского бюджета Чувашской Республики в максимальной сумме 106 080 рублей и за счет средств федерального бюджета в максимальной сумме 1 661 920 рублей на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 1.2 соглашения одним из условий предоставления субсидии является установление значений показателей результативности использования субсидии.
В пункте 1.5 соглашения определено, что показателем результативности использования субсидии является:
1) по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии:
- численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных не менее численности предыдущего года;
- реализация не менее 10 голов племенного молодняка крупного рогатого скота на 100 голов маток;
2) значение показателя результативности использования субсидии:
- численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных не менее численности предыдущего года - 266 голов;
- реализация не менее 10 голов племенного молодняка крупного рогатого скота на 100 голов маток - 10 голов.
В пункте 7.3 соглашения предусмотрен возврат субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики в случае, если получателем субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных настоящим соглашением в части достижения значений показателей результативности использования субсидии.
Министерство по платежному поручению от 19.04.2018 N 97588 перечислило Кооперативу 1 768 000 рублей субсидии.
В письме от 18.01.2019 N 05/24-318 Министерство уведомило ответчика о необходимости вернуть бюджетные средства в связи с невыполнением показателей результативности использования предоставленной субсидии.
Посчитав, что изложенное в письме от 18.01.2019 N 05/24-318 решение Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, СХПК "Восток" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 18, 22, 25, 32 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие животноводства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2017 N 484 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 февраля 2017 г. N 44", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об отсутствии со стороны Кооператива нарушения условий предоставления субсидии, в связи с чем признал оспариваемое решение Министерства незаконным.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики - Чувашии от 08.02.2017 N 44 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие животноводства (далее - Правила).
В соответствии с разделом I Правил предоставление субсидий на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, на развитие животноводства производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета на указанные цели.
На основании подпункта 2 пункта 2.11 Правил эффективность предоставления субсидии оценивается Министерством исходя из достижения получателем субсидии установленных соглашением значений следующих показателей результативности использования субсидии:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на содержание племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, исходя из достижения по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных не менее численности предыдущего года, реализация не менее 10 голов племенного молодняка крупного рогатого скота на 100 голов маток (или увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота не менее 10 голов на 100 голов маток);
- на содержание племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, - численность племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, не менее численности предыдущего года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2017 N 484 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 февраля 2017 г. N 44" внесены изменения в подпункт 2 пункта 2.11 Правил, согласно которым допущена в качестве альтернативы реализация не менее 10 голов племенного молодняка крупного рогатого скота на 100 голов маток на увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота не менее 10 голов на 100 голов маток.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав представленный в материалы дела отчет достижения значений показателей результативности использования субсидии, карточку племенного хозяйства, акт выездного обследования от 13.09.2019, а также иные документы зоотехнической, племенной и бухгалтерской отчетности СХПК "Восток", суды установили, что численность поголовья крупного рогатого скота в Кооперативе в 2018 году составила не менее численности предыдущего 2017 года; численность маточного поголовья крупного рогатого скота увеличилась, вырос приплод живых телят; Кооператив соответствует требованиям, предъявляемым к племенным репродукторам по разведению крупного рогатого скота молочных пород.
На основании изложенного суды пришли к выводам, что Кооперативом достигнуты показатели результативности использования субсидии; Министерство не доказало нарушения Кооперативом условий предоставления субсидии, оснований для ее возврата не имеется.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о неподтверждении Кооперативом статуса племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы был предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку. Как верно указали суды, из содержания Правил и заключенного между Кооперативом и Министерством соглашения не следует, что в случае окончания действия свидетельства, подтверждающего статус племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота, полученная субсидия подлежит возврату в полном объеме. Кроме того, согласно экспертному заключению Министерства о соответствии требованиям, предъявляемым к племенным организациям по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы СХПК "Восток", утвержденному 26.11.2018, Кооператив соответствует требованиям положения о племенном репродукторе и может осуществлять деятельность племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование СХПК "Восток".
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А79-4255/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2020 г. N Ф01-10629/20 по делу N А79-4255/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10629/20
20.01.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10851/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4255/19
20.05.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4255/19
30.04.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4255/19