Нижний Новгород |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А11-5295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Ногтевой В.А., Трубниковой Е.Ю.
при отсутствии представителей участвующих в деле лиц
(извещены надлежащим образом)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019
по делу N А11-5295/2017 Арбитражного суда Владимирской области,
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Ковровская ЭнергоТепловая Компания"
(ИНН: 3305714742, ОГРН: 1123332001000)
к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз"
(ИНН: 3310003494, ОГРН: 1023302553064)
о взыскании задолженности
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" (далее - ООО "КЭТК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - ООО "Владимиртеплогаз") о взыскании 1 246 344 рублей 63 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную в мае 2016 года по договору от 25.04.2016 N 2/16 в целях компенсации потерь.
Суд первой инстанции решением от 05.09.2019 удовлетворил исковые требования частично: взыскал с ответчика в пользу истца 483 545 рублей 10 копеек задолженности и 9 879 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.10.2019 отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, которым удовлетворил исковые требования в полном объеме. При принятии судебного акта суд руководствовался статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4 (подпунктом 10 пункта 1), 157 (пунктом 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 9 (пунктом 5), 13 (пунктом 11), 15 (пунктом 4), 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьей 32 (пунктом 9) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктами 2.1.1, 2.4.1, 5.1.1, 5.1.3, 6.1, 6.2, 6.5 и 6.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), пунктами 13, 38 (абзацем 6) и 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пунктами 6, 7, 20, 38, 49, 52-58, 60 и 110 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) и пунктом 14 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр). Признав установленные на источниках тепловой энергии узлы учета пригодными для коммерческого учета энергетического ресурса, суд пришел к выводу, что расчеты между истцом и ответчиком должны производиться по их показаниям при расчете объема тепловой энергии, отпущенной в сеть. Кроме того суд установил несоответствие законодательству расчет объема полезного отпуска тепловой энергии у потребителей (многоквартирные дома, горячая вода), как составленный истцом (по показаниям общих домовых приборов учета), так и ответчика (по тепловой нагрузке). Суд посчитал возможным определить объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Владимиртеплогаз" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что приборы учета, установленные на источниках тепловой энергии, не обеспечивают достоверность учета отпущенного в сеть энергетического ресурса и не могут использоваться в расчетах сверхнормативных потерь.
По мнению ответчика, спорные приборы учета подлежали повторному вводу в эксплуатацию в связи со сменой основной смежной теплосетевой организации и необходимостью проверки готовности узла учета тепловой энергии перед началом отопительного периода. При обследовании приборов учета перед отопительным сезоном 2016-2017 комиссия выявила нарушения требований законодательства, что явилось основанием для отказа во вводе приборов в эксплуатацию. Сам по себе ввод в эксплуатацию узлов учета ранее даты начала действия договора (01.05.2016) не был возможен, поскольку между сторонами отсутствовало соглашение о температурных графиках и гидравлических режимах работы сетей, а также не была определена граница балансовой принадлежности. Лицо, подавшее жалобу, ссылается на договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 14.01.2013 N 1/13 сроком действия до 30.04.2016, в рамках которого истец осуществлял эксплуатацию и обслуживание тепловых сетей и центрального теплового пункта от принадлежащих ему источников. При последующем заключении договора с ответчиком акты ввода приборов учета в эксплуатацию не составлялись, при этом что первичный ввод в эксплуатацию указанных приборов осуществлялся в 2008 году, в период действия Правил N Вк-4936, что обуславливало необходимость проверки узлов учета на соответствие новому законодательству.
Лицо, подавшее жалобу, также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии с пунктом 20 Правил N 1034 на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети. Между тем в спорных котельных узлы учета тепловой энергии на выводах тепловых сетей горячего водоснабжения отсутствуют. Согласно предоставленным истцом посуточным ведомостям учета параметров теплопотребления по котельным масса теплоносителя в обратном трубопроводе (М2) не регистрируется, что является нарушением пункта 13 Методики N 99/пр. Анализ распечаток с приборов учета на источниках также свидетельствует о наличии нештатных ситуаций. Определение количества тепловой энергии, отпущенной источниками тепловой энергии по формулам 3.1 или 3.2, в рассмотренном случае является неправомерным, так как узлы учета тепловой энергии на каждом выводе тепловой сети отсутствуют, определение количества отпущенного ресурса по формуле 3.3 не может осуществляться истцом, так как масса теплоносителя в обратном трубопроводе (М2) не регистрируется. В котельной N 8 возможность вести коммерческий учет тепловой энергии в точках поставки и точках приема на выводах источников тепловой энергии, центрального теплового пункта, а также на смежных тепловых сетях горячего водоснабжения отсутствует.
Относительно расчета количества тепловой энергии в составе горячей воды, потребленной многоквартирными домами, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что определял количество указанного энергетического ресурса по нагрузке, согласованной сторонами в договоре. Однако с учетом выводов, сделанных судами всех инстанций, в том числе Верховным судом Российской Федерации, в рамках дела N А31-3806/2015, на которое сослался и истец, в настоящий момент полагает правильным определить количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, исходя из показаний приборов учета, установленных в многоквартирных домах, а при их отсутствии - по нормативу потребления коммунальных услуг, установленных соответствующим компетентным органом. Ответчик полагает неверным применять в сложившихся между сторонами спора правоотношениях расчет, основанный на нормативе расхода тепловой энергии на подогрев, поскольку данная методика расчета применяется при рассмотрении споров о взыскании с конечных потребителей задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Положения жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, к спорным отношениям не применяются.
ООО "КЭТК" представило письменный отзыв, в котором отклонило доводы кассационной жалобы, сославшись на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа объявлял перерыв в судебном заседании 10.06.2020 до 17.06.2020
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А11-5295/2017 Арбитражного суда Владимирской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "КЭТК" в спорном периоде являлось единой теплоснабжающей организацией на территории города Коврова Владимирской области в границах, указанных в постановлении администрации города Коврова от 15.04.2016 N 1115 "Об организации теплоснабжения муниципального образования г. Ковров" и производителем тепловой энергии, которая впоследствии передавалась конечным потребителям по сетям ООО "Владимиртеплогаз" (теплосетевой организации).
Истец (поставщик) и ответчик (покупатель) заключили договор поставки тепловой энергии и теплоносителя от 25.04.2016 N 2/16, по условиям которого ООО "КЭТК" обязалось отпустить ООО "Владимиртеплогаз" тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель надлежащего качества и в необходимом объеме в точках приема в целях компенсации потерь, а ООО "Владимиртеплогаз", в свою очередь, обязалось принять и оплатить энергетические ресурсы в порядке и на условиях договора (пункт 1.1).
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях в силу пункта 1.2 договора определяется поставщиком за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных покупателем и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии или расчетным способом.
На границах балансовой принадлежности сетей сторон приборы учета отсутствуют, в связи с чем истец рассчитал объем сверхнормативных потерь энергетического ресурса на основании пункта 77 Методики N 99/пр с учетом объема тепловой энергии, определенного по приборам учета, установленным на источниках тепловой энергии, и количества тепловой энергии, потребленной конечными потребителями, определенного по показаниям приборов учета конечных потребителей либо расчетным способом. Поскольку после приборов учета, установленных на источниках тепловой энергии, находятся как сети ответчика, так и сети истца, последний применил при расчете коэффициент, предусмотренный в приложении 2 к договору для распределения нормативных потерь.
Во исполнение условий договора ООО "КЭТК" в мае 2016 года отпустило ООО "Владимиртеплогаз" энергетический ресурс в целях компенсации потерь и выставило на оплату последнему счет-фактуру и корректировочные счета-фактуры, неоплата которых в полном объеме послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, основные права и обязанности субъектов теплоэнергетики установлены Законом о теплоснабжении.
В пунктах 1 и 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении определено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 808 договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между единой теплоснабжающей организацией (поставщиком) и теплосетевыми организациями (покупателями) в целях компенсации потерь заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 45 - 53 указанных Правил, с учетом положений их раздела IV.
По договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования упомянутой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно статье 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (пункт 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2).
Согласно пункту 1.2 Правил N Вк-4936 учет и регистрация отпуска и потребления тепловой энергии организуются с целью: осуществления взаимных финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления; контроля за рациональным использованием тепловой энергии и теплоносителя; документирования параметров теплоносителя: массы (объема), температуры и давления.
В пункте 1.3 Правил N Вк-4936 предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания соответствующего акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (пункт 7.5 Правил N Вк-4936).
Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (пункт 7.7 Правил N Вк-4936).
Согласно пункту 9.9 Правил N Вк-4936 при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя он считается вышедшим из строя с момента его последней поверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
Из пункта 9.10 Правил N Вк-4936 следует, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета.
Федеральным законом от 30.12.2012 N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" в пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении внесены изменения.
В соответствии с упомянутой нормой в новой редакции порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (раздел IV Правил N 1034), введенными в действие 29.11.2013.
Так, на основании пункта 111 Правил N 1034 указано, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
При этом в соответствии с пунктом 68 Правил N 1034 основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 данных правил (пункт 73 Правил N 1034).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).
Как следует из пункта 6 Правил N 1034, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомера, тепловычислителя), входящих в состав узлов.
На возможность осуществления учета количества тепловой энергии расчетным способом, указано в пункте 115 Правил N 1034. В то же время осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в следующих случаях: отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и пункт 31 Правил N 1034).
Суд апелляционной инстанции установил, что теплосчетчики, установленные в котельных N N 4 и 12, введены в эксплуатацию в 2008 году, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты от 17.01.2008, подписанными представителями источника теплоты и тепловых сетей и утвержденными представителем Управления Ростехнадзора по Владимирской области, как того требовали действовавшие на момент составления актов положения Правил N Вк-4936. Периодическую поверку теплосчетчики прошли 26.06.2012, о чем имеется отметка в паспорте на теплосчетчики котельных; в отношении приборов оформлены акты периодической проверки готовности узла учета к эксплуатации от 29.09.2015.
В котельной N 8 в 2015 году был установлены теплосчетчики КМ 5-6И N 101921 для определения количества тепловой энергии, отпущенной в сети горячего водоснабжения, и КМ 5-6И N 101922 для определения количества тепловой энергии, поступившей на котельную N 8 с котельной N 12 для производства горячей воды. Данные теплосчетчики введены в эксплуатацию актами от 17.04.2015 и от 29.09.2015 соответственно, подписанными представителями источника теплоты и тепловых сетей (МУП "Жилэкс") в соответствии с требованиями пунктов 52-60 Правил N 1034, действовавших на момент подписания данных актов.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств. Исключительные полномочия по оценке доказательств имеют только суды первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что использованные истцом для определения объема отпущенного ресурса приборы учета, оборудованные на узлах учета тепловой энергии на котельных N N 4, 8 и 12 введены в эксплуатацию в установленном законом порядке и прошли периодическую поверку.
При таких обстоятельствах суд правомерно заключил, что расчеты между сторонами в спорном периоде должны производиться на основании показаний указанных приборов учета, поскольку признал их допуск в эксплуатацию соответствующим порядку, установленному Правилами N Вк-4936 и Правилами N 1034, а обстоятельств недопустимости узлов учета, определенных в законодательстве о теплоснабжении, суд не установил.
Ссылка ответчика на необходимость оформления актов допуска узлов учета тепловой энергии на источнике теплоты с его участием, как новой теплосетевой организации, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку необходимость инициирования процедуры вторичного ввода узла учета в эксплуатацию в связи со сменой теплосетевой организации законодательством не предусмотрена. В части возражений со ссылкой на наступление отопительного периода, суд обоснованно указал на отсутствие оснований полагать, что спорные приборы учета в мае 2016 года являлись нерасчетными или процедура их ввода в эксплуатацию была осуществлена с нарушением установленного порядка. При этом суд справедливо отметил, что допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при его первоначальном вводе в эксплуатацию с проверкой соответствия монтажа узла учета проектно-монтажной документации и проверка готовности узла учета к эксплуатации перед каждым отопительным сезоном являются самостоятельными видами допуска, имеющими различные цели и различные правовые последствия. Кроме того, суд исходил из того, что ответчик приобрел статус владельца спорных тепловых сетей с 01.05.2016 (в соответствии с договором аренды недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования от 26.04.2016 N 1), при этом отопительный сезон в городе Коврове начался с 22.09.2016 (постановление администрации города Коврова от 20.09.2016 N 2850).
Разногласия между сторонами также возникли относительно расчета количества тепловой энергии, отпущенного источниками. Истец рассчитал стоимость подлежащего оплате ответчиком ресурса, исходя из формулы 3.1, предусмотренной пунктом 14 Методики N 99/пр. Ответчик, возразив против расчета истца, сослался на отсутствие узлов учета тепловой энергии на каждом выводе тепловой сети, что не соответствует законодательству.
Согласно пункту 2.1.1 Правил N Вк-4936 узлы учета тепловой энергии воды на источниках теплоты оборудуются на каждом из выводов у границы раздела балансовой принадлежности трубопроводов в местах, максимально приближенных к головным задвижкам источника. В силу пункта 2.4.1 Правил N Вк-4936 количество тепловой энергии, отпущенной источником теплоты, определяется как сумма количеств тепловой энергии, отпущенной по его выводам.
В пункте 15 Правил N 1034 установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема. Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте (пункт 19). На источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети (пункт 20).
Из пункта 110 Правил N 1034 также следует, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Во исполнение пункта 3 Правил N 1034 приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, пунктом 12 которой установлено, что на источнике тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
В рассмотренном случае суды установили, что спорные приборы учета, установленные на источниках теплоты в котельных N N 4, 8 и 12 фиксируют общий объем тепловой энергии в составе горячей воды, выработанной источником (конкретной котельной), что последующего суммирования объемов не требует.
Суд апелляционной инстанции справедливо отметил, что необходимость учета отпуска тепловой энергии в сеть по каждому выводу обусловлена тем, что тепловые сети, присоединенные к каждому выпуску, могут принадлежать на праве собственности или ином законном основании различным лицам. Однако в рамках настоящего дела суды обеих инстанций установили и стороны не оспорили, что после выводов тепловой энергии (ГВС) с котельных истца расположены сети ООО "Владимиртеплогаз", а сетей иных лиц, присоединенных к выводам с источников теплоты, не имеется. При таких обстоятельствах прибор учета на каждой котельной фиксировал выработку тепловой энергии в целях горячего водоснабжения, в полном объеме уходившей в сети ответчика.
Более того, суд исследовал редакции приложения 5 к договору и установил, что, несмотря на то, что разногласия сторон в отношении указанного приложения остались неурегулированными, тем не менее и истец и ответчик отразили в нем, что приборами учета на спорных котельных оборудованы все выводы тепловой энергии (для целей отопления) и тепловой энергии в составе горячей воды, с указанием всех необходимых сведений об установленных приборах учета.
Из материалов дела также усматривается, что по выводу с котельной N 8, в котором имеется первичное присоединение сети самого истца с последующим присоединением к ней основной сети ответчика, ООО "КЭТК" при расчете потерь применил предусмотренный в приложении 2 к договору коэффициент для распределения нормативных потерь.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств конкретного дела и приведенных норм права, суд нижестоящей инстанции пришел к правильному выводу об установке приборов учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем признал обоснованным применение формулы 3.1 при расчете задолженности ответчика.
Суд при этом не усмотрел оснований для применения формулы 3.3, предусмотренной пунктом 15 Методики N 99/пр, учитывающей параметры массы теплоносителя, возвращенного на источник тепловой энергии по обратному трубопроводу, поскольку в соответствии с указанной формулой определяется количество тепловой энергии, отпущенное источником для систем теплоснабжения с непосредственным водоразбором из тепловой сети, в то время как в рассмотренном случае поставка горячей воды потребителям осуществляется по отдельным трубопроводам горячего водоснабжения, как это следует из системы теплоснабжения спорных котельных и актов разграничения балансовой принадлежности. Сетей открытой системы теплоснабжения в границах зоны деятельности ООО "КЭТК" не имеется.
Кроме того, в предмет исследования по данному делу входило установление обстоятельств, связанных с объемом полезного отпуска, в данном случае это объем, отпущенный истцом конечным потребителям по сетям ответчика. Материалами дела установлено, что конечными потребителями тепловой энергии, поставляемой ООО "КТЭК" по сетям ООО "Владимиртеплогаз", в том числе, являются многоквартирные жилые дома.
Проверив расчет полезного отпуска потребителям (выход из сети), суд апелляционной инстанции правомерно признал ошибочным как расчет, произведенный истцом, так и контррасчет ответчика.
Поскольку подача тепловой энергии и горячей воды через сети ООО "Владимиртеплогаз" осуществлялась в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, порядок определения объема потребленной тепловой энергии и горячей воды подпадает под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
С учетом правовых позиций, изложенных в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 25.02.2014 N 15259/13 и от 06.12.2011 N 9797/11, суд исходили из того, что объем полезного отпуска в отношении многоквартирных домов должен определяться на основании Правил N 354, в том числе в расчетах потерь между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, так как применение иного способа учета фактического потребления энергии многоквартирными домами прямо противоречит специальным нормам жилищного законодательства, подлежащим применению в спорных правоотношениях.
Расчет объемов ресурса, переданного в отношении объектов потребления - многоквартирных жилых домов осуществляется с применением норм жилищного законодательства, поскольку стоимость услуг по передаче тепловой энергии является составляющей стоимости потребленной тепловой энергии, которую оплачивают конечные потребители.
Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета с августа 2012 года установлен Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 Приложения N 2). Согласно указанным нормам расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.
При этом порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлен также вступившим в силу с 07.03.2012 постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (подпункт "е"" пункта 3, приложение к постановлению). В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. С августа 2012 года вступил в силу подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, который подлежит применению, в том числе, и к ранее заключенным договорам. Установленный данной нормой порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354. При определении объема переданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения до многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем тепловой энергии должен определяться исходя из объема горячей воды по показаниям прибора и норматива на подогрев воды. Показания о фактическом расходе Гкал во внимание приниматься не должны.
Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406).
В рассмотренном случае для ООО "КЭТК" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2015 N 49/198.
Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016.
Признавая несостоятельными доводы заявителя кассационной жалобы, окружной суд исходит из того, что статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила N 354 непосредственно не регулируют отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организацией, однако они устанавливают порядок определения объема потребленной населением коммунальной услуги, в том числе на общедомовые нужды, по которому в силу положений Закона о теплоснабжении и Правил N 808 определяется объем протранспортированной (доставленной) конечным потребителям тепловой энергии.
Ответчику известны конечные потребители тепловой энергии (многоквартирные жилые дома), которые опосредовано через взаимоотношения с истцом по поставке тепловой энергии, получают услугу по ее передаче и оплачивают ее в составе тарифа на тепловую энергию. Следовательно, часть объема тепловой энергии, переданной ответчиком конечным потребителям ответчика - владельцам помещений в многоквартирных домах в виде коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, должна определяться в соответствии с нормами жилищного законодательства. Так как оплачиваемый объем услуги по передаче тепловой энергии не может превышать объем полезного отпуска, к спорным правоотношениям в части определения объема услуги по передаче тепловой энергии в многоквартирные дома подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Выводы суда апелляционной инстанции в данной части являются верными.
В отношении потребителей, являющихся юридическими лицами, суд констатировал, что объем потребления тепловой энергии в составе горячей воды правомерно определен в соответствии с показаниями приборов учета (при их наличии) либо расчетным методом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Таким образом, суд на законных основаниях взыскал с ответчика в пользу истца 1 246 344 рубля 63 копейки, установив отсутствие доказательств погашения спорной задолженности, и правильно применив нормы материального права, подлежавшие применению в рассмотренном случае.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклонены окружным судом, поскольку основаны на ином толковании указанных норм, и свидетельствуют о его несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, переоценка которых в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не допустил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу N А11-5295/2017 Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответчику известны конечные потребители тепловой энергии (многоквартирные жилые дома), которые опосредовано через взаимоотношения с истцом по поставке тепловой энергии, получают услугу по ее передаче и оплачивают ее в составе тарифа на тепловую энергию. Следовательно, часть объема тепловой энергии, переданной ответчиком конечным потребителям ответчика - владельцам помещений в многоквартирных домах в виде коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, должна определяться в соответствии с нормами жилищного законодательства. Так как оплачиваемый объем услуги по передаче тепловой энергии не может превышать объем полезного отпуска, к спорным правоотношениям в части определения объема услуги по передаче тепловой энергии в многоквартирные дома подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
...
В отношении потребителей, являющихся юридическими лицами, суд констатировал, что объем потребления тепловой энергии в составе горячей воды правомерно определен в соответствии с показаниями приборов учета (при их наличии) либо расчетным методом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2020 г. N Ф01-8112/19 по делу N А11-5295/2017