Нижний Новгород |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А29-1295/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на судебный приказ Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2020,
принятый судьей Сусловым М.О.,
по делу N А29-1295/2020
по заявлению взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "УК Комфорт"
(ИНН: 1103044876, ОГРН: 1171101006911),
о выдаче судебного приказа на взыскание с должника - муниципального образования городского округа "Воркута" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
задолженности по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды, работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома
и установил:
общества с ограниченной ответственностью "УК Комфорт" (ИНН: 1103044876, ОГРН: 1171101006911) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника - муниципального образования городского округа "Воркута" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) 128 496 рублей 18 копеек задолженности по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды, работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: нежилых помещений площадью 846,6 кв.м. (помещения подвала N 1-20, 24-32, 35- 40, 46-49, 52-67), расположенных по адресу: г. Воркута, ул. Димитрова, д. 13 "Б", за период с января по июнь 2019 года, по договору управления многоквартирным домом от 01.01.2018 N Гор-2018/К/58.
Заявленное требование основано на статьях 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением Комитетом обязательств, вытекающих из договора управления от 01.01.2018 N Гор-2018/К/58.
В заявлении о выдаче судебного приказа Общество ссылалось на то, что является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Димитрова, д. 13 "Б" (протокол от 21.12.2017 N 2017/19 конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, а также договор управления 01.01.2018 N Гор-2018/К/58). Муниципальное образование является собственником нежилых помещений площадь которого равна 846,6 кв.м., в данном многоквартирном доме.
Общество выставляло Комитету счета на оплату работ и услуг по содержанию общего имущества спорного многоквартирного дома за период с января по июнь 2019 года, которые не были оплачены. В претензии от 11.11.2019 Общество требовало погасить задолженность в размере 128 496 рублей 18 копеек.
Неисполнение претензионных требований Общества в добровольном порядке послужило поводом для обращения управляющей организации в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражный суд Республики Коми 16.02.2020 выдал судебный приказ, которым взыскал с Комитета в пользу Общества 128 496 рублей 18 копеек долга.
Комитет не согласился с принятым судебным актом и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил его отменить.
По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по данному требованию является управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление). В подтверждение этого он сослался на статью 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, и ряд муниципальных правовых актов, из которых, по его мнению, следует, что обязанность по содержанию нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, лежит на Управлении, а не на Комитете. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
На основании части 2 статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на судебный приказ рассмотрена в суде кассационной инстанции без вызова сторон.
Законность судебного приказа Арбитражного суда Республики Коми проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного судебного акта с учетом следующего.
Совет муниципального образования городского округа "Воркута" своим решением от 26.04.2013 N 255 утвердил Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255). Данное положение определяет порядок управления собственностью муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - муниципальное образование), а также регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника (пункт 1).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Положения N 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения N 255 бремя содержания не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденным решением Совета муниципального образования от 14.03.2013 N 228, к числу основных задач Комитета отнесены обеспечение в пределах компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом муниципального образования, а также обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества муниципального образования (пункты 2.1 и 2.4).
В Положении об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденном решением Совета муниципального образования от 24.11.2014 N 636, в пунктах 3.1.1 и 3.1.6 были также закреплены обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение N 636 отменено решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 06.03.2018 N 469. Согласно новому положению об Управлении к задачам Управления не отнесены вопросы обеспечения управления и содержания муниципального имущества города Воркута.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
В соответствии со статьей 6 Положения N 270 (в редакции решения Совета муниципального образования от 23.12.2014 N 647, действовавшей до 07.06.2018), Управление осуществляло функцию администрации муниципального образования по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования (подпункт 1 пункта 4).
Постановлением администрации муниципального образования от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ муниципального образования городского округа "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года, в которой входит программа "Муниципальное управление".
Также постановлением администрации от 30.04.2014 N 717 была утверждена муниципальная программа муниципального образования городского округа "Воркута" "Муниципальное управление", которая утратила силу 09.07.2014.
Впоследствии постановлением от 18.02.2015 N 253 утверждена новая муниципальная программа муниципального образования городского округа "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Воркута". В ее рамках решаются задачи: по совершенствованию системы учета муниципального имущества, оптимизация имущественного комплекса муниципального образования; обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом; обеспечение реализации муниципальной подпрограммы.
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд, муниципального образования городского округа "Воркута".
При этом вовлечение в оборот муниципального имущества, как это следовало из постановления администрации от 30.04.2014 N 717, заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования, которая приведена в приложении 2 к этому решению.
Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по данной программе. В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает только Комитет.
Таким образом, с учетом указанных изменений в актах муниципального образования, порядка, объема и направления финансирования осуществления деятельности Комитета и Управления, их задач и функций, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что именно Комитет обязан осуществлять содержание неиспользуемых жилых и нежилых помещений. Следовательно, Комитет должен исполнять обязательства по оплате работ и услуг управляющих организаций, в настоящем случае - Общества.
В силу части 4 статьи 288.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства судебного приказа являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход производства и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов взыскателя или должника.
Поскольку в настоящем деле таких существенных нарушений не выявлено, суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный приказ подлежит оставлению без изменения. Фундаментальных нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 288.1 (пункт 1 части 6), 289 и 291.1 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
оставить судебный приказ Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2020 по делу N А29-1295/2020 без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"на судебный приказ Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2020,
...
Заявленное требование основано на статьях 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивировано неисполнением Комитетом обязательств, вытекающих из договора управления от 01.01.2018 N Гор-2018/К/58.
...
По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по данному требованию является управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление). В подтверждение этого он сослался на статью 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, и ряд муниципальных правовых актов, из которых, по его мнению, следует, что обязанность по содержанию нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, лежит на Управлении, а не на Комитете. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2020 г. N Ф01-10902/20 по делу N А29-1295/2020