Нижний Новгород |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А43-16844/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Клевцовой А.А. (доверенность от 12.09.2019 N ЛШ-10/5676),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019
по делу N А43-16844/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания
"ВолгоТрансЭнерго" (ИНН: 6330032724, ОГРН: 1076330000746)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "КПА Групп", конкурсный управляющий публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания"
Климашов Александр Васильевич, общество с ограниченной ответственностью
"СамРЭК-Эксплуатация", общество с ограниченной ответственностью "Электронные
Системы Поволжья",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 24.01.2019 по делу N 26-ФАС52-10/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "КПА Групп" (далее - ООО "КПА Групп"), конкурсный управляющий публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - Общество) Климашов Александр Васильевич (далее - Конкурсный управляющий), общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" (далее - ООО "СамРЭК-Эксплуатация"), общество с ограниченной ответственностью "Электронные Системы Поволжья".
Решением суда от 27.08.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Организатор торгов в отсутствие законных оснований принял решение об отказе в допуске Компании к участию в торгах. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 18.06.2020 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.04.2020).
Определением суда от 10.06.2020 на основании статьи 18 Кодекса произведена замена судьи Забурдаевой И.Л. на судью Радченкову Н.Ш. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Общество и ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в отзывах возразило против позиции заявителя.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Компания, ООО "СамРЭК-Эксплуатация" и Конкурсный управляющий заявили ходатайства об отложении рассмотрения жалобы по причине невозможности явки представителей из-за угрозы распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), по причине участия в другом судебном заседании.
Суд кассационной инстанции отклонил заявленные ходатайства, поскольку не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 158 Кодекса.
Указанное участниками процесса обстоятельство не препятствует рассмотрению доводов, приведенных в кассационной жалобе, и не создает препятствий по проверке законности обжалуемых судебных актов.
По смыслу статьи 158 Кодекса отложение судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, является правом, но не обязанностью арбитражного суда. Неявка в судебное заседание представителей сторон при наличии в материалах дела аргументированной кассационной жалобы и отзыва на нее в силу части 3 статьи 284 Кодекса не является препятствием для ее рассмотрения.
На основании изложенного не подлежит удовлетворению ходатайство Компании об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Компания 29.12.2018 обратилась в Управление с жалобой на неправомерные действия организатора торгов ООО "КПА Групп" при продаже имущества должника - Общества посредством публичного предложения.
С целью проверки поступившей информации антимонопольный орган возбудил дело N 26-ФАС52-10/19.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2017 (дело N А55-20337/2015) Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Климашов А.П.
В ходе инвентаризации Конкурсный управляющий выявил принадлежащее должнику имущество.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2017 установлено, что Общество является действующим предприятием, снабжающим тепловой энергией и теплоносителем население города Нефтегорска, а также свыше 250 организаций, что свидетельствует об относимости имущества должника к социально значимым объектам коммунальной инфраструктуры.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.08.2018 по делу N А55-20337/2015 утверждено Положение о порядке, сроках, условиях продажи имущества должника путем проведения конкурса (далее - Положение), во втором разделе которого изложены условия относительно продажи принадлежащих должнику социально значимых объектов.
Согласно утвержденному Положению продажа социально значимых объектов, принадлежащих должнику, в соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса. Обязательными условиями конкурса по продаже названных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Сохранение профиля использования имущественного комплекса в качестве здания котельной в течение 10 лет со дня перехода прав на данное имущество к покупателю; соблюдение эксплуатационных обязательств имущества; поставка потребителям товаров, оказание услуг по регулируемым ценам (тарифам) и обеспечение возможности получения потребителями соответствующих товаров и услуг; непревышение максимального периода прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимого объема непредставления товаров и услуг являются условиями, обязательными для выполнения участниками конкурса.
Для целей выполнения условий конкурса к участникам конкурса предъявлены определенные требования.
Участник конкурса должен обладать статусом единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения, который подтверждается представлением копии решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления о присвоении участнику конкурса статуса единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения; участник конкурса должен иметь опыт осуществления услуг теплоснабжения и эксплуатации объектов теплоснабжения не менее 4 лет, которые подтверждаются представлением копий договоров теплоснабжения с потребителями, копиями документов, подтверждающих право собственности, аренды, либо другого вещного права на объекты теплоснабжения; участник конкурса должен иметь в наличии обученный 9 квалифицированный персонал, необходимый для эксплуатации котельной (мастеров, операторов котельных, слесарей по ремонту оборудования котельной), что подтверждается обязательным наличием копий трудовых договоров (трудовых книжек) работников, удостоверений по охране труда и промышленной безопасности.
В случае отсутствия продажи имущества должника по результатам первых и повторных торгов в форме конкурса, дальнейший порядок продажи имущества должника устанавливается посредством публичного предложения, в порядке, установленном статьей 139 Закона N 127-ФЗ. При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ.
Торги проводились в соответствии с утвержденным судом Положением о порядке, сроках, условиях продажи имущества должника.
Повторные торги в форме конкурса по продаже имущества должника не состоялись, поэтому 15.11.2018 на сайте ЕФРСБ размещено объявление о проведении торгов посредством публичного предложения (N 3218740).
В информационном сообщении указана величины снижения начальной цены продажи имущества и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. Срок начала и окончания приема заявок установлен с 18.11.2018 по 27.12.2018.
Согласно протоколу об определении участников торгов на интервале с 23.12.2018 по 27.12.2018 на участие в торгах подали заявки ООО "СамРЭК-Эксплуатация" и Компания.
ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в заявке на участие в торгах подтвердило, что принимает на себя обязанности, установленные в пункте 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ.
В заявке Компании сведения о принятии указанных обязательств не содержались. Документы, свидетельствующие о соответствии требованиям, предъявляемым к участнику конкурса и дающие ему впоследствии возможность соблюдать эксплуатационные требования к социально значимому имущественному комплексу, Компания не представила.
В составе заявки Компания представила договор с обслуживающим персоналом и договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде через технические устройства присоединенной сети, принадлежащие энергоснабжающей организации. Документы о наличии статуса единой теплоснабжающей организации Компания не представила.
По окончании проверочных мероприятий комиссия Управления приняла решение от 24.01.2019 по делу N 26-ФАС52-10/19, которым признала жалобу Общества необоснованной.
Посчитав, что решение антимонопольного органа от 24.01.2019 по делу N 26-ФАС52-10/19 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Закона N 127-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался также положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе, организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, которые нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок размещения информации о проведении торгов, подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган. Указанные действия (бездействие) могут быть обжалованы лицами, права и законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Статья 110 Закона N 127-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах.
В силу пункта 11 статьи 110 Закона N 127-ФЗ заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом и указанным в сообщении о проведении торгов.
Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным названным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с данным законом и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов (пункт 12 статьи 110 Закона N 127-ФЗ).
В пункте 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что социально значимые объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
В случае, если социально значимые объекты или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 данного закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 данной статьи (пункта 4.1 статьи 132 Закона N 127-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 139 Закона N 127-ФЗ в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися, имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 данного закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Таким образом, в отношении социально значимых объектов законодатель предусмотрел специальный порядок реализации, который обеспечивает надлежащий баланс между интересами конкурсных кредиторов, претендующих на удовлетворение требований за счет должника, и публичным интересом в сохранении целевого назначения данных объектов; возможность перехода от одной формы проведения торгов к другой.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что предметом торгов являлось имущество должника, относящееся к социально значимым объектам коммунальной инфраструктуры.
Согласно утвержденному судом Положению продажа социально значимых объектов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса. В случае отсутствия продажи имущества по результатам первых и повторных торгов в форме конкурса, дальнейший порядок продажи имущества устанавливается посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 Закона N 127-ФЗ. Участники торгов обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ.
В Положении в целях сохранения статуса социально значимого объекта и соблюдения Закона N 127-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки. Обязательными условиями для покупателей является содержание и использование объекта в соответствии с его целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации требований.
При этом требования к участникам установлены в качестве единых, вне зависимости от того, каким способом происходила реализация имущества должника (на торгах в форме конкурса или путем публичного предложения), поскольку при переходе от одной формы торгов к другой статус подлежащего продаже имущества не изменялся, и оно не перестало быть социально значимым.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что реализация имущества Общества, как социально значимого объекта, осуществлялась в соответствии требованиями Закона N 127-ФЗ и Положением. Сообщения о проведении торгов, в которых содержались условия торгов, опубликованы в ЕФРСБ и в газете "Коммерсант".
В связи с тем, что продажа имущества должника по результатам первых и повторных торгов в форме конкурса не состоялась, на сайте ЕФРСБ было размещено объявление о проведении торгов посредством публичного предложения.
Заявка Компании была отклонена, как не соответствующая условиям торгов и предъявляемым к участникам требованиям (не представлены документы, подтверждающие статус единой теплоснабжающей организации; отсутствует подтверждение, что участник принимает на себя обязанности, установленные пунктами 4, 4.1 статьи 132 Закона N 127-ФЗ).
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Комиссия Управления правомерно признала действия организатора торгов ООО "КПА Групп" в части недопущения заявки Компании к участию в торгах соответствующими действующему законодательству и Положению, является верным.
Довод Компании о том, что все требования, предъявляемые к участникам торгов по продаже социально значимого объекта, в том числе и те, которые послужили основанием для отклонения его заявки, перестают действовать и не должны предъявляться в случае продажи имущества должника посредством публичного предложения, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен.
При смене вида торгов характеристики продаваемого имущества и его статус как объекта коммунальной инфраструктуры и социально значимого объекта, в отношении которого установлен особый порядок продажи, не изменяются. Следовательно, сохраняются и требования к потенциальным покупателям такого имущества, которые обязаны обеспечить надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, социальной направленностью, обеспечивающей удовлетворение нужд потребителей.
На основании изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам отклоняется, поскольку они приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом. Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Компании из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А43-16844/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2020 N 146.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Положении в целях сохранения статуса социально значимого объекта и соблюдения Закона N 127-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки. Обязательными условиями для покупателей является содержание и использование объекта в соответствии с его целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации требований.
...
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что реализация имущества Общества, как социально значимого объекта, осуществлялась в соответствии требованиями Закона N 127-ФЗ и Положением. Сообщения о проведении торгов, в которых содержались условия торгов, опубликованы в ЕФРСБ и в газете "Коммерсант".
...
Заявка Компании была отклонена, как не соответствующая условиям торгов и предъявляемым к участникам требованиям (не представлены документы, подтверждающие статус единой теплоснабжающей организации; отсутствует подтверждение, что участник принимает на себя обязанности, установленные пунктами 4, 4.1 статьи 132 Закона N 127-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2020 г. N Ф01-9825/20 по делу N А43-16844/2019