Нижний Новгород |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А17-8969/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "ТЖБИ-4"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020
по делу N А17-8969/2019
по заявлению акционерного общества "ТЖБИ-4"
(ИНН: 6903008805, ОГРН: 1026900515542)
о признании незаконным и об отмене постановления Восточного межрегионального
управления Государственного автодорожного надзора Центрального федерального
округа в лице Территориального отдела транспортного контроля и государственного
автодорожного надзора по Ивановской области
о привлечении к административной ответственности
и установил:
акционерное общество "ТЖБИ-4" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Восточного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа в лице Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Ивановской области (далее - Управление) от 10.10.2019 N 3747166 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 25.12.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали пункт 14 приложения N 2 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - Технический регламент), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Обязательной сертификации подлежат лотки дорожные водоотводные, имеющие код позиции 6815 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД). Блоки лотков Б1-20-50 относятся к товарной позиции 6810 ТН ВЭД и не входят в перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с Техническим регламентом. Оснований для привлечения к административной ответственности не имелось.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, 02.10.2019 Управлением в ходе контрольных мероприятий проведен осмотр (обследование) автомобильной дороги федерального значения Р-600 "Кострома-Иваново", подъезд к г. Иваново от М-7 "Волга" с км 71 + 690 - км 121 + 450.
При проведении осмотра установлено нарушение Обществом требований пункта 3.2, пункта 14.5 статьи 3, пунктов 24.15 - 24.19 статьи 5 Технического регламента, что выразилось в отсутствии на дорожных лотках маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Результаты зафиксированы в акте от 02.10.2019 N 378141 контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения подъезд к городу Иваново от М-7 "Волга" с км 71 + 690 - км 121 + 450, в акте осмотра моста через реку Востра от 02.10.2019.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Управление составило протокол от 09.10.2019 N 3737166 и приняло постановление от 10.10.2019 N 3747166 о назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество оспорило принятое постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Технического регламента, суд первой инстанции, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Обязательные для соблюдения требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены Техническим регламентом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Технического регламента он принят в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог: а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества; б) охраны окружающей среды, животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей; г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании пункта 4 статьи 1 Технического регламента объектами технического регулирования данного технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
В пункте 14.5 Технического регламента установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны осуществляться с применением дорожно-строительных материалов и изделий, соответствующих требованиям данного технического регламента и проектной документации.
В силу пункта 24.3 статьи 5 Технического регламента изделия, включенные в перечень, приведенный в приложении 2 к Техническому регламенту, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схема 1с, 3с).
В соответствии с пунктом 24.16 статьи 5 Таможенного регламента дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности данного технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке.
Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с данным техническим регламентом, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие (пункт 24.17 статьи 5 Технического регламента).
Дорожно-строительные материалы и изделия маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 24.19 статьи 5 Технического регламента).
В пункте 14 приложения N 2 к Техническому регламенту предусмотрено, что лотки дорожные водоотводные подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды признали доказанным, что в нарушение требований Технического регламента на используемых в дорожном хозяйстве дорожных лотках прикромочных (Б1-20-50), изготовителем которых является Общество, отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности соблюдать Технический регламент, поскольку выпускаемая им продукция не идентифицируется и не относится к области действия данного регламента, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен.
Из положений Технического регламента следует, что лотки дорожные водоотводные, которые изготавливает Общество, отнесены к изделиям, подлежащим подтверждению соответствия в форме сертификации. Технический регламент также предусматривает (пункт 24.17 статьи 5), что единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А17-8969/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ТЖБИ-4" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
...
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июля 2020 г. N Ф01-11085/20 по делу N А17-8969/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11085/20
19.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-830/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8969/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8969/19