Нижний Новгород |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А31-16294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Толмачёва А.А.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Качесовой Е.С. (доверенность от 29.12.2019 N 41),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А31-16294/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Волгореченскрыбхоз" (ОГРН: 1024402232260, ИНН: 4401000608)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
открытое акционерное общество "Волгореченскрыбхоз" (далее - ОАО "Волгореченскрыбхоз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - Управление) от 15.11.2019 N 06-117/19, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2020 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 19.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на статью 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает вывод судов об отсутствии события правонарушения и вины Общества в его совершении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. На партию продукции с датой изготовления 20.09.2019 отсутствовали ветеринарные сопроводительные документы (далее - ВСД). Информация, указанная в ВСД, не подтверждает, что они оформлены именно на перевозимую заявителем партию продукции с датой изготовления 20.09.2019.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе, и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в возражении на кассационную жалобу отклонило доводы заявителя, представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Определением суда от 08.07.2020 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Башевой Н.Ю. на судью Толмачёва А.А.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Приморского края.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территорию ОАО "Международный аэропорт Владивосток" по адресу: Приморский край, город Артем, улица Портовая, 41 согласно грузовой авианакладной от 25.09.2019 N 555-2126-4504 из Международного аэропорта Шереметьево 27.09.2019 прибыл подконтрольный Управлению товар: икра осетровая, в количестве 82 мест потребительской упаковки (стеклянная банка), массой нетто 5965 килограмм, с датой изготовления 23.09.2019, изготовителя ОАО "Волгореченскрыбхоз" в сопровождении ветеринарных свидетельств формы N 2 от 24.09.2019 N 2846237366, 2846228525, 2846217884 и удостоверений качества и безопасности от 24.09.2019 N 3, 2, 4.
Товар включен в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 (далее - Перечень подконтрольных товаров).
Управлением установлено, что грузоотправителем данного подконтрольного товара является Общество грузополучателем - Кукушин Павел Владимирович.
С целью идентификации продукции на предмет соответствия вышеуказанным сопроводительным документам, 27.09.2019 в 09 часов 58 минут на терминале ООО "Карго Владивосток" должностными лицами Управления был произведен осмотр подконтрольного товара. В ходе осмотра установлено, что дата выработки 20.09.2019, указанная на маркировке потребительской упаковки (банка стеклянная) подконтрольного товара, не соответствовала дате, указанной в ветеринарных свидетельствах формы N 2 от 24.09.2019 N 2846237366, 2846228525, 2846217884 и удостоверениях качества и безопасности от 24.09.2019 N 3, 2, 4, а именно: дате выработки 23.09.2019.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.09.2019 о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору.
Управлением 16.10.2019 произведен осмотр данного подконтрольного товара на терминале ООО "Карго Владивосток" и составлен протокол осмотра, в ходе которого установлено, что подконтрольный товар: продукция икра осетровая "Classic" стеклобанка "твист" 15 грамм, масса 1,15 килограмм, вид упаковки икры - сосуд, стеклянный, количество 5 штук (свидетельство N 2846237366); продукция икра осетровая "Classic" стеклобанка "твист" 90 грамм, масса 2,7 килограмм, вид упаковки икры - сосуд, стеклянный, количество 30 штук (свидетельство N 2846228525); продукция икра осетровая "Classic" стеклобанка "твист" 45 грамм, масса 2,115 килограмм, вид упаковки икры - сосуд, стеклянный, количество 47 штук (свидетельство N 2846217884) с датой изготовления 20.09.2019 оставлен на ответственное изолированное хранение ООО "Карго Владивосток".
Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что на данный товар отсутствовали ветеринарные сопроводительные документы, что не соответствует требованиям нормативных документов, в частности требованиям "Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Приказ N 589), требованиям Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанных материалов Управлением 01.11.2019 в отношении ОАО "Волгореченскрыбхоз" составлен протокол по делу об административном правонарушении N 06-117/2019, которым его деяние квалифицировано по части 2 статьи 10.8 КоАП РФ.
Управление, 15.11.2019 рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 06-117/19, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 10.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ОАО "Волгореченскрыбхоз" не согласилось с постановлением Управления и обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением.
Руководствуясь частью 2 статьи 10.8, пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, положениями Закона N 29-ФЗ, Приказом N 589, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии (недоказанности) в деянии Общества события и состава административного правонарушения, признал незаконным оспариваемое постановление и отменил его.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что принятые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования ветеринарно-санитарных правил перевозки животных и продуктов животноводства либо уклоняющихся от их исполнения.
В примечании к данной статье КоАП РФ указано, что под продуктами животноводства в частях 1 и 2 названной статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
По правилам пункта 1 статьи 5 Закона 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статьей 3 Закона N 29-ФЗ установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом N 29-ФЗ.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия); не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пунктами 1, 2, 3, 6 Приказа N 589, установлено, что ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется в том числе при перемещении (перевозке) подконтрольного товара.
Ветеринарные сопроводительные документы оформляются и выдаются в течение одного рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение одного рабочего дня по их завершению.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется перевозка подконтрольного товара (икра зернистая осетровых рыб с датой изготовления 20.09.2019), на который отсутствуют ВСД. В частности, 27.09.2019 на территорию ОАО "Международный аэропорт Владивосток" прибыл подконтрольный Управлению товар: икра осетровая с датой изготовления 20.09.2019 изготовителя ОАО "Волгореченскрыбхоз" в сопровождении ветеринарных свидетельств формы N 2 от 24.09.2019 N 2846237366, 2846228525, 2846217884 и удостоверений качества и безопасности от 24.09.2019 N 3, 2, 4. При этом в указанных ветеринарных свидетельствах и удостоверениях качества указана дата выработки 23.09.2019, согласно маркировке потребительской упаковки на банках - дата выработки 20.09.2019.
Данный факт Общество не отрицает.
Суд первой и апелляционной инстанции сделали вывод об отсутствии (недоказанности) в действиях Общества события и состава (вины) вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в перевозке продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов.
Суды исходили из обстоятельств того, что Обществом представлены документы, подтверждающие законность происхождения подконтрольного товара(товарные партии были произведены на предприятии Общества с использованием сырьевой базы, выработанной на этом же предприятии). Таким образом, процесс от момента получения сырья до факта отгрузки(перемещения) достоверно прослеживался. Следовательно, отсутствует вина и событие административного правонарушения.
Однако данный вывод судов является ошибочным.
Состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ, образует перевозку подконтрольной продукции животноводства без соответствующих ветеринарных сопроводительных документов.
В рассматриваемом случае Общество данный факт не отрицает. Представленные им документы содержали ненадлежащие сведения. В ходе административного расследования каких-либо документов, свидетельствующих об иной дате выработки продукции Обществом не представлено. Общество несет ответственность за перевозку товаров без ветеринарных сопроводительных документов.
При таких обстоятельствах у судов не было оснований считать, что отсутствует событие и вина Общества в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности Управлением не нарушены.
В части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу N А31-16294/2019 отменить, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области - удовлетворить.
Открытому акционерному обществу "Волгореченскрыбхоз" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 15.11.2019 N 06-117/19 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае Общество данный факт не отрицает. Представленные им документы содержали ненадлежащие сведения. В ходе административного расследования каких-либо документов, свидетельствующих об иной дате выработки продукции Обществом не представлено. Общество несет ответственность за перевозку товаров без ветеринарных сопроводительных документов.
При таких обстоятельствах у судов не было оснований считать, что отсутствует событие и вина Общества в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июля 2020 г. N Ф01-11507/20 по делу N А31-16294/2019