Нижний Новгород |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А43-34753/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального образования городской округ город Нижний Новгород в лице
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А43-34753/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ"
(ИНН: 5256049357, ОГРН: 1045207048611)
к муниципальному образованию городской округ город Нижний Новгород в лице
администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
о взыскании субсидии на возмещение недополученных доходов
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" (далее - ООО "Автозаводская ТЭЦ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию муниципальному образованию городской округ город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании 35 658 рублей 18 копеек субсидии на возмещение недополученных доходов с апреля 2016 года по февраль 2018 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, возмещение разницы в тарифах не является обязанностью муниципального образования "Город Нижний Новгород", так как оно не наделено полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию. Возникновение межтарифной разницы служит следствием реализации полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию субъектом Российской Федерации, который и должен возмещать соответствующие убытки.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату заявителю с учетом компетенции суда округа, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Автозаводская ТЭЦ", являющееся теплоснабжающей организацией, осуществляет подачу тепловой энергии потребителям Автозаводского и Ленинского районов Нижнего Новгорода, в том числе в многоквартирные жилые дома, которые находятся в непосредственном управлении собственников помещений в этих домах, следовательно, предоставляет коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в таких домах.
Тарифы на горячую воду и на тепловую энергию на 2016 - 2018 годы установлены для истца решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 15.12.2015 N 49/12, от 15.12.2015 N 49/3, от 20.12.2016 N 53/51, от 20.12.2016 N 53/41, от 19.12.2017 N 66/42, от 19.12.2017 N 66/22.
Указами Губернатора Нижегородской области от 25.12.2014 N 169, от 30.11.2015 N 127, от 29.11.2016 N 155 и от 30.11.2017 N 143 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, в том числе в городе Нижнем Новгороде.
Истец с апреля 2016 года по февраль 2018 года начислял плату за поставляемые населению коммунальные услуги с учетом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные ресурсы, в связи с чем понес расходы по оплате разницы между тарифами, утвержденными Региональной службой по тарифам Нижегородской области, и тарифами для населения, утвержденными в Нижегородской области (межтарифная разница).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 N 4074 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2014 (далее - Порядок N 4074).
В соответствии с Порядком N 4074 истец в письмах от 03.10.2016 N 6084, от 30.01.2017 N 0446, от 09.10.2017 N 6931, от 19.03.2018 N 1600 обратился в Администрацию с заявками о предоставлении субсидии на 2016 - 2018 годы, направив также соглашения о предоставлении субсидии и необходимые для расчета субсидии документы.
Подписанные ответчиком соглашения в адрес истца не возвращены.
В претензии от 05.09.2018 N 5444 ООО "Автозаводская ТЭЦ" предложило Администрации в добровольном порядке перечислить на расчетный счет сумму субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, в размере 35 658 рублей 18 копеек.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.10.2014 N 4074 "О порядке предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля 2014 года", Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск. Суд признал наличие у муниципального образования обязанности по компенсации истцу убытков в размере межтарифной разницы.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1).
Вместе с тем следует учитывать, что акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели (пункт 3 Постановления N 87).
Указами Губернатора Нижегородской области от 30.11.2015 N 127, от 29.11.2016 N 155 и от 30.11.2017 N 143 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области, в том числе в городе Нижнем Новгороде, на 2016 - 2018 годы.
Утвержденный постановлением Администрации от 08.10.2014 N 4074 Порядок предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года (Порядок N 4074) не отменен по настоящее время.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка N 4074 субсидия предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе из бюджета города Нижнего Новгорода, в том числе ресурсоснабжающим организациям в отношении собственников помещений в многоквартирном доме или жилом доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом и (или) заключивших от своего имени договоры на поставку коммунальных ресурсов.
На основании пункта 6 Порядка N 4074 субсидия предоставляется на основании соглашения, которое заключается в течение пяти рабочих дней с даты поступления письменного обращения исполнителя коммунальных услуг в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода.
В качестве основания для отказа в предоставлении субсидии пунктом 8 Порядка N 4074 предусмотрены лишь два случая: непредоставление документов, определенных пунктом 7 Порядка; наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Таким образом, в рассматриваемом случае орган местного самоуправления, приняв на себя обязательства по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, уклонился от возмещения возникшей у Общества межтарифной разницы.
Расчет суммы недополученных доходов (межтарифной разницы) проверен судами и признан правильным.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа как неправомерные, противоречащие имеющимся в деле доказательствам и установленным судами обстоятельствам дела.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А43-34753/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1).
...
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели (пункт 3 Постановления N 87)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2020 г. N Ф01-11542/20 по делу N А43-34753/2019