г. Нижний Новгород |
|
24 июля 2020 г. |
Дело N А43-49158/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.01.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А43-49158/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр испытаний, сертификации и аттестации" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
и установил:
Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр испытаний, сертификации и аттестации" (далее - Общество, ООО "ЦИСиА") к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 10.01.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 4.5, 14.48, 28.3 КоАП РФ, положения Федерального закона 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ), заявитель считает, что рассматриваемое правонарушение посягает на общественные отношения в области аккредитации, в связи с чем трехлетний срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании приказа от 07.06.2019 N 103 провело внеплановую выездную проверку в отношении Общества, аккредитованного в качестве испытательной лаборатории (центра), аттестат аккредитации N RA.RU.21АБ19.
В ходе проведения проверки должностным лицом Управления установлено, что Обществом выдано свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от 27.12.2018 N ТС RU А-ВЕ.АБ 19.01173 на основании протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства от 27.12.2018 N 21АБ19.01173/С-18 со ссылкой на аккредитацию N RA.RU.21AB19 с недостоверными и необъективными результатами исследований (испытаний) и (или) измерений.
По результатам проверки составлен акт от 11.10.2019 N ПФО/127- АВП.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.48 КоАП РФ, Управление составило протокол от 20.11.2019 N ПФО/103 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 1.6, 4.5, 14.48 КоАП РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции сделал вывод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 14.48 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
В рассмотренном случае суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суды обоснованно посчитали, что объективную сторону административного правонарушения образует выдача Обществом свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 27.12.2018 N ТС RU А-ВЕ.АБ 19.01173 на основании протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства от 27.12.2018 N21АБ19.01173/С-18 со ссылкой на аккредитацию NRA.RU.21AB19 с недостоверными и необъективными результатами исследований (испытаний) и (или) измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Суды верно указали, что вменяемое правонарушение совершено Обществом в момент оформления протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства от 27.12.2018 N 21АБ19.01173/С-18, поэтому не имеется правовых оснований рассматривать его как длящееся. Обстоятельства, послужившие причиной для привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ, имели место 27.12.2018.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что на момент обращения Управления в суд с рассматриваемым заявлением установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ за вменяемое нарушение, допущенное при выдаче протокола технической экспертизы от 27.12.2018, истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 КоАП РФ, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суды правомерно отказали административному органу в удовлетворении требования о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Суды обоснованно отклонили довод Управления о том, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет три года, поскольку объективную сторону правонарушения в том числе, образуют нарушения Обществом законодательства об аккредитации.
На основании статьи 42 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Под критериями аккредитации согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ понимается совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014 N 326.
Вместе с тем протокол от 20.11.2019 N ПФО/103 не содержал сведений о несоответствии ООО "ЦИСиА" критериям аккредитации, предусмотренным аттестатом аккредитации N RA.RU.21AB19.
Протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства со ссылкой на аккредитацию N RA.RU.21AB19 оформлен в пределах компетентности испытательной лаборатории, выполнившей работы по оценке (подтверждению) соответствия в период действия указанного аттестата.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288.2 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 от по делу N А43-49158/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 КоАП РФ, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
...
На основании статьи 42 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Под критериями аккредитации согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ понимается совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.
Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.05.2014 N 326."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июля 2020 г. N Ф01-11653/20 по делу N А43-49158/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1029/20
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11653/20
18.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1029/20
10.01.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-49158/19