Нижний Новгород |
|
03 августа 2020 г. |
Дело N А79-13113/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020
по делу N А79-13113/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр"
о признании недействительным предписания администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 02.09.2019 N 04
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) от 02.09.2019 N 04 о демонтаже рекламной конструкции и удалении информации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020 отказано в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 13.04.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Общество ссылаясь на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и ГОСТ Р 58404-2019 "Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", указывает на то, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку информационная стела не является рекламной конструкцией и в соответствии со сложившимся обычаем делового оборота служит для размещения информации о проводимых маркетинговых акциях на АЗС.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Администрации в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно доводов заявителя. Направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, комиссия муниципального бюджетного учреждения "Городская реклама" (далее - МБУ "Городская реклама") 28.08.2019 зафиксировала установленную по адресу: город Чебоксары, проспект Тракторостроителей, 118 А, АЗС N 389 "Татнефть", рекламную конструкцию (баннерное полотно на стеле) следующего содержания: "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 рубль на АИ 95 и АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 копеек. За наличный расчет и по банковской карте", о чем составила акт от 28.08.2019 N 13.
Установив, что владельцем выявленной рекламной конструкции является Общество, Администрация выдала предписание от 02.09.2019 N 04, согласно которому в срок до 06.10.2019 произвести демонтаж рекламной конструкции (баннерное полотно) на стеле и удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции в течение трех дней со дня выдачи данного предписания по вышеуказанному адресу.
Общество, посчитав, что выданное Администрацией предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законами N 38-ФЗ, 294-ФЗ, 131-ФЗ, положением Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрация доказала законность оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом N 38-ФЗ.
В соответствии с Уставом МБУ "Городская реклама" создано Администрацией в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Чебоксары, в том числе, проведение инвентаризации средств наружной рекламы и информации; осуществление визуального осмотра за своевременной установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы и информации в соответствии с выданной разрешительной документацией и принятых обязательств со стороны рекламораспространителей.
Таким образом, предписание о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций выдал уполномоченный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ он не распространяется на информацию, раскрытию или распространению либо доведению до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Суды установили, что Общество является собственником АЗС N 389, расположенной по адресу: город Чебоксары, проспект Тракторостроителей, дом 118 А (свидетельство от 09.02.2012 N 21 АД 602700).
В границах земельного участка АЗС N 389, арендованного Обществом по договору от 29.11.2012 N 342/3528-К, установлено информационное табло (стела). На указанном информационном табло (стеле) размещены фирменный знак и логотип "TATNEFT", а также информация о марках отпускаемых нефтепродуктов и об их цене.
Кроме того, на нем закреплено баннерное полотно, содержащее информацию: "Заправь 20 и более литров, получи скидку 1 рубль на АИ 95 и АИ 92 с 19:00 до 6 утра + 50 копеек. За наличный расчет и по банковской карте".
В пункте 5.4 "ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации" предусмотрено, что на территории АЗС и/или при подъезде к ней устанавливаются освещаемые в темное время суток информационные табло (стелы) с указанием марок отпускаемых нефтепродуктов (допускается не указывать на стеле наименование автомобильного бензина и дизельного топлива, а также символы, обозначающие их экологический класс) и их цены. На табло (стелах) дополнительно может наноситься информация об оказываемых на АЗС сервисных услугах, проводимых маркетинговых акциях и т.п.
Заявитель представил в материалы дела приказы Общество от 31.07.2019 N 300 и 301 (акции "Ночной кураж" и "Превосходя ожидание").
Между тем, Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2017 N 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее - Правила).
Согласно пункту 1.6 Правил под информационной конструкцией понимается элемент объекта внешнего благоустройства, представляющий из себя как отдельно стоящую, так и размещаемую на опорах, фасадах, крышах, на (в) витринах или на иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений конструкцию, не содержащую сведений рекламного характера, и выполняющую функцию информирования граждан.
Суды пришли к правильному выводу, что на баннерном полотне размещена не информация об Обществе, видах товаров и услуг, им предоставляемых, а указано о наличии скидок при конкретных условиях, что привлекает внимание потребителей к товарам и услугам Общества и побуждает их обратиться именно к нему.
Согласно пункту 3.3.9.21 Правил установка информационных конструкций на территории города Чебоксары осуществляется после согласования дизайн-проекта размещения информационных конструкций с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в соответствии с Административным регламентом на предоставление муниципальной услуги "Согласование дизайн-проекта размещения информационных конструкций на территории города Чебоксары", утвержденным администрацией города Чебоксары.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.3.9.25 Правил на типовых улицах запрещается размещение баннеров, информационных флагов, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на ограждениях, крупногабаритных панель-кронштейнов.
Доказательства согласования размещения спорного баннерного полотна с органами местного самоуправления, а также выдачи разрешения на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции по адресу нахождения АЗС N 389 в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, рекламная конструкция (баннерное полотно) на стеле размещена незаконно.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе фотоматериалы и вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 07.10.2019 по делу N 5-1312-2019/9 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суды пришли к правильному выводу о законности выданного Обществу предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования..
Суды верно указали, что предписание направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в сфере рекламы, являются реально исполнимыми способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 по делу N А79-13113/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество ссылаясь на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и ГОСТ Р 58404-2019 "Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации", указывает на то, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку информационная стела не является рекламной конструкцией и в соответствии со сложившимся обычаем делового оборота служит для размещения информации о проводимых маркетинговых акциях на АЗС.
...
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Законом N 294-ФЗ.
...
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 августа 2020 г. N Ф01-11919/20 по делу N А79-13113/2019