Нижний Новгород |
|
11 августа 2020 г. |
Дело N А43-36029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
садоводческого некоммерческого товарищества "Заветы Мичурина":
Козлова А.В. (доверенность от 01.10.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
садоводческого некоммерческого товарищества "Заветы Мичурина"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020,
принятое судьями Родиной Т.С., Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
по делу N А43-36029/2019 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
(ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
к садоводческому некоммерческому товариществу "Заветы Мичурина"
(ИНН: 5254015000, ОГРН: 1025202205005)
о внесении изменений в договор
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Заветы Мичурина" (далее - Товарищество) о понуждении заключить дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.04.2019 N Н-Д/3736/2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковое требование основано на статьях 421, 435, 445 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и мотивировано тем, что заявка Товарищества на заключение спорного договора содержала недостоверные сведения о числе участников этого товарищества (209 вместо 1132); срок действия спорного договора следует установить с 01.01.2019 по 31.12.2019, а не с 01.04.2019 по 31.10.2019.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 10.10.2019 отказал Обществу в удовлетворении данного требования. Суд исходил из того, что Товарищество не является владельцем 923 земельных участков, которые приобретены в собственность его участниками; общее собрание членов Товарищества не уполномочивало его на заключение договора в отношении всех участников.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.03.2020 отменил решение суда первой инстанции частично, установив в разделе 1 приложения к спорному договору количество участников Товарищества - 1132; в остальной части решение суда первой инстанции оставил в силе. Апелляционный суд пришел к выводу, что цену договора следует определять с учетом количества участников Товарищества, а не количества собственников земельных участков; решение собрания членов Товарищества от 23.02.2019 не препятствует внесению изменений в договор, поскольку данное решение участниками Товарищества не исполняется, а его органы этих участников к исполнению решения не понуждают.
Товарищество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, апелляционный суд не учел, что Товарищество не может являться собственником отходов, принадлежащих 923 членам Товарищества, приобретшим право собственности на земельные участки и в силу решения общего собрания участников Товарищества должны заключать договоры самостоятельно; кассатор настаивал, что само по себе членство таких собственников в Товариществе и внесение взносов не возлагает на Товарищество обязанность нести бремя содержания чужого имущества (отходов). Само по себе установление одного участника садоводческого товарищества в качестве расчетной единицы норматива накопления ТКО постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 не дает оснований возлагать на Товарищество обязанности нести расходы за всех участников. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 10.08.2020.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Товарищество (потребитель) и Общество (региональный оператор) 01.04.2019 заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N Н-Д/3736/2019. Согласно данному договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (преамбула раздела 1 договора).
В пункте 11 договора стороны согласовали: производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Учет производится расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В приложении к договору согласован объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц в размере 48,07 кубического метра. Наименование и количество расчетных единиц для определения нормативов накопления - 209 участников Товарищества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 договора региональный оператор вправе осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых ТКО.
В процессе исполнения названного договора региональному оператору стало известно о том, что при его заключении ответчик сообщил недостоверные данные о количестве участников садоводческого товарищества, поскольку на территории садоводства находится 1132 участка. Данная информация подтверждается ответом администрации города Саров на запрос Общества.
В связи с этим Общество указывает, что оно принимает к транспортированию объемы отходов, образованные не 209 участниками Товарищества, а 1132, что, в свою очередь, приводит к многократному превышению нормативных объемов и убыточности деятельности регионального оператора. Кроме того, по его мнению, договор заключен на срок с 01.04.2019 по 31.10.2019, тогда как должен быть заключен на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019.
На этом основании Общество направило Товариществу дополнительное соглашение N 1 к договору для согласования условий по объему ТКО, стоимости договора в связи с изменением объема, а также по сроку действия договора.
Поскольку данное соглашение подписано не было, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, заслушав его представителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованного постановления с учетом следующего.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором.
Суд не может отказать истцу в иске в том случае, когда он не соглашается с предложенной истцом редакцией условия договора. В этом случае разрешение судом спора сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, в редакции одной из сторон либо суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-17035).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ).
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2) - Правилами N 1156.
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
В Правилах N 1156 предусмотрено следующее. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных Правил (пункт 5). Потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника (пункт 8(1)).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная соответствующим лицом, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4)).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено следующее.
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (пункт 148(5)).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается, в том числе, организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) данных правил, посредством заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям (пункт 148(8)).
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) правил (пункт 148(22)).
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Такие нормативы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
На территории Нижегородской области такие нормативы определены постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области". Для садоводческих кооперативов расчетной единицей норматива является участник (член) кооператива; годовой норматив - 166,26 килограмм (пункт 42).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции заключил, что исковое требование Общества подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд исходил из того, что членами Товарищества являются и 209 участников и собственники земельных участков, входящих в состав Товарищества, а всего 1132 участника (собственники участков не исключались из состава Товарищества); решение собрания Товарищества о необходимости заключения договоров по вывозу мусора в индивидуальном порядке, не препятствует внесению изменений в заключенный Товариществом договор, поскольку данное решение не исполняется, члены Товарищества договоры с Обществом не заключили. Апелляционный суд также учел, что фактически Общество вывозит и ТКО, произведенные собственниками участков.
Так, в силу части 27 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) решения общего собрания членов товарищества являются обязательными для исполнения органами товарищества и членами товарищества. Согласно пунктам 1 и 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относятся: выполнение решений общего собрания членов товарищества; принятие решений о заключении договоров с региональным оператором по обращению с ТКО.
В сложившейся ситуации неисполнение членами Товарищества решения общего собрания влечет для Общества существенные убытки в связи с тем, что, несмотря на установление в договоре от 01.04.2019 N Н-Д/3736/2019 норматива исходя из 209 членов Товарищества, фактически обязательства исполняются Обществом в отношении всех 1132 членов. Доказательств того, что Товарищество предпринимало попытки понудить своих членов к исполнению принятого решения, в деле отсутствуют. С учетом цели создания Товарищества, сущности его деятельности, принятие решения от 23.02.2019, по существу, не препятствует внесению изменений в спорный договор. Данные изменения фактически служат обеспечению деятельности Товарищества и содействуют его членам во взаимодействии с Обществом.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки позиции заявителя, правлению Товарищества не требуется какого-либо дополнительного уполномочия членов товарищества на заключение подобного договора (или на внесение в него изменений), поскольку данное право дано ему законом (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 по делу Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36029/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Заветы Мичурина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд исходил из того, что членами Товарищества являются и 209 участников и собственники земельных участков, входящих в состав Товарищества, а всего 1132 участника (собственники участков не исключались из состава Товарищества); решение собрания Товарищества о необходимости заключения договоров по вывозу мусора в индивидуальном порядке, не препятствует внесению изменений в заключенный Товариществом договор, поскольку данное решение не исполняется, члены Товарищества договоры с Обществом не заключили. Апелляционный суд также учел, что фактически Общество вывозит и ТКО, произведенные собственниками участков.
Так, в силу части 27 статьи 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) решения общего собрания членов товарищества являются обязательными для исполнения органами товарищества и членами товарищества. Согласно пунктам 1 и 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относятся: выполнение решений общего собрания членов товарищества; принятие решений о заключении договоров с региональным оператором по обращению с ТКО.
...
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки позиции заявителя, правлению Товарищества не требуется какого-либо дополнительного уполномочия членов товарищества на заключение подобного договора (или на внесение в него изменений), поскольку данное право дано ему законом (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2020 г. N Ф01-11658/20 по делу N А43-36029/2019