Нижний Новгород |
|
14 августа 2020 г. |
Дело N А43-8603/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от заявителя: Афанасьева А.Л. (директор; приказ от 03.07.2020 N 95-к),
от заинтересованного лица: Молчановой Н.В. (доверенность от 10.01.2020 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного автономного учреждения Нижегородской области
"Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020
по делу N А43-8603/2019
по заявлению государственного автономного учреждения Нижегородской области
"Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области"
(ИНН: 5223034965,ОГРН:1155247010412)
о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты
Нижегородской области от 18.12.2018 N 01-11/1460
и установил:
государственное автономное учреждение Нижегородской области "Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области" (далее - ГАУ НО "Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее - Контрольно-счетная палата) от 18.12.2018 N 01-11/1460 в части предложения перечислить в доход областного бюджета за невыполненное государственное задание за 2017 год 1 612 903 рублей 46 копеек; в части предложения перечислить в доход областного бюджета неправомерно начисленную заработную плату за 2017 год в общей сумме 112 804 рублей 08 копеек.
Решением суда от 27.12.2019 заявленное требование удовлетворено частично: представление Контрольно-счетной палаты от 18.12.2018N 01-11/1460 признано недействительным в части, устанавливающей невыполнение государственного задания за 2017 год в размере, превышающем 540 785 рублей 98 копеек; в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций нарушили статьи 41, 64, 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, оспариваемое представление Контрольно-счетной палаты от 18.12.2018 N 01-11/1460 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Учреждения. Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт выполнения Учреждением государственного задания за 2017 год по разделу "Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения". Суды необоснованно не учли акт экспертного исследования N 52-18-07/2019, подтверждающий позицию Учреждения относительно выполнения запланированных объемов посещений.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Контрольно-счетная палата в отзыве отклонила доводы Учреждения, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 10.08.2020 (определение суда округа от 13.07.2020)
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.08.2020 произведена замена судьи Шутиковой Т.В. на судью Новикова Ю.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В судебном заседании, проведенном 10.08.2020, представители Учреждения и Контрольно-счетной палаты поддержали позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство спорта Нижегородской области и Учреждение заключили соглашение от 09.01.2017 N 14о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ), согласно которому размер субсидии (с учетом дополнительных соглашений) на 2017 год составил 25 895 800 рублей, на 2018 год - 25 484 900 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Согласно пункту 2.3.4 соглашения Учреждение обязуется предоставлять отчетность о выполнении государственного задания.
Субсидия за 2017 год в размере 25 895 800 рублей получена Учреждением в полном объеме; за восемь месяцев 2018 года - в размере 18 194 482 рублей 50 копеек.
Как следует из представленного Учреждением в Министерство спорта Нижегородской области отчета о выполнении государственного задания за 2017 год фактический объем государственного задания в натуральном выражении составил:
1. По государственной услуге "Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта" - 72 699 человеко-часов при плане 72 450 человеко-часов или задание выполнено на 100,3 процента, в том числе по следующим видам спорта:
- по командным игровым видам спорта, ЭНП (хоккей) - 29 193 человеко-часа при 29 000 человеко-часов;
- по сложно-координационным видам спорта, ЭНП (фигурное катание на коньках, фитнес-аэробика) - 21 882 человеко-часа при плане 21 800 человеко-часов;
- по циклическим, скоростно-силовым видам и многоборью, ЭНП (пауэрлифтинг) - 21 624 человеко-часа при плане 21 650 человеко-часов.
2. По государственной работе "Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения" по показателю количество посещений - 31 277 единиц при плане 31 000 единиц или задание выполнено на 100,9 процента.
Контрольно-счетная палата провела проверку соблюдения Учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год и восемь месяцев 2018 года, результаты которой отразила в акте от 01.11.2018.
В ходе проверки установлено, в том числе, что Учреждение не подтвердило достоверность данных, отраженных в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год, представленном в Министерство спорта Нижегородской области.
По итогам проверки выдано представление от 18.12.2018 N 01-11/1460 для принятия мер по устранению выявленных нарушений, согласно которому Учреждению, в том числе, предложено перечислить в доход областного бюджета за невыполнение государственного задания за 2017 год 1 612 903 рубля 46 копеек.
Учреждение частично не согласилось с представлением Контрольно-счетной палаты и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 69, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 17, 22 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-З "О контрольно-счетной палате Нижегородской области", Арбитражный суд Нижегородской области отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что оспариваемое представление в части, устанавливающей невыполнение государственного задания за 2017 год в размере, не превышающем 540 785 рублей 98 копеек, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В кассационной жалобе Учреждение оспаривает признание судами законным представления от 18.12.2018 N 01-11/1460 в части, устанавливающей невыполнение государственного задания за 2017 год в размере, не превышающем 540 785 рублей 98 копеек. В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
Как установлено в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Объектами государственного (муниципального) контроля в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-3 "О контрольно-счетной палате Нижегородской области" (далее - Закон N 156-З) установлено, что контрольно-счетная палата Нижегородской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля.
К полномочиям контрольно-счетной палаты Нижегородской области относится организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 2 Закона N 156-3)
В силу частей 4 и 5 статьи 14 Закона N 156-З область действия контрольных полномочий контрольно-счетной палаты распространяется в том числе: на государственные учреждения и унитарные предприятия Нижегородской области, а также иные организации (если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Нижегородской области), на иные организации путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств областного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств областного бюджета.
На основании части 1 статьи 17 Закона N 156-З контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения контрольно-счетной палатой комплексных и тематических проверок.
Комплексные и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов, а в отдельных случаях - по месту нахождения контрольно-счетной палаты. Сроки, объемы и способы проведения проверок устанавливаются контрольно-счетной палатой (часть 2 статьи 17 Закона N 156-З).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 156-З в ходе проведения проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных расчетов проверяемого объекта и областного бюджета, законность и эффективность расходования средств, полученных из областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, использования государственной собственности Нижегородской области.
В частях 4 - 6 статьи 17 Закона N 156-З установлено, что работники контрольно-счетной палаты, осуществляющие контрольные мероприятия, оформляют и подписывают акты проверок, в которых указываются выявленные нарушения. По итогам проведения контрольного мероприятия составляется отчет, за достоверность которого должностные лица контрольно-счетной палаты несут персональную ответственность. В отчете указываются рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и государственной собственности Нижегородской области, о принятии мер по устранению выявленных нарушений и условий, им способствовавших. При выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, влекущих за собой административную ответственность, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении и направляется на рассмотрение в уполномоченные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 156-З по результатам проведенных контрольных мероприятий контрольно-счетная палата в течение пяти дней после рассмотрения отчета Коллегией направляет органам государственной власти Нижегородской области, государственным органам Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений, организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного Нижегородской области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной Контрольно-счетной палатой проверки установлено, что Учреждение не подтвердило достоверность данных, отраженных в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год, представленном в Министерство спорта Нижегородской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора Учреждения Афанасьева А.А.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Навашинского судебного района Нижегородской области от 15.02.2019 по делу N 5-6/2019 Афанасьев А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В рамках рассмотрения дела N 5-6/2019 установлено, что Учреждение необоснованно включило в отчет о выполнении работы 3811 посещений, а с учетом допустимого пятипроцентного отклонения - 2261 посещение. Нормативные затраты, установленные в государственном задании по работе "Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения" на одно посещение, составили в 2017 году 239 рублей 18 копеек.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции по делу N 5-6/2019, а также проверив произведенные Учреждением и Контрольно-счетной палатой расчеты сумм, подлежащих возврату за невыполненное государственное задание, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое представление от 18.12.2018 N 01-11/1460 в части, устанавливающей невыполнение государственного задания за 2017 год в размере, не превышающем 540 785 рублей 98 копеек, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном непринятии судами акта экспертного исследования N 52-18-07/2019 в качестве доказательства, подтверждающего позицию Учреждения относительно выполнения государственного задания за 2017 год по количеству посещений, подлежит отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом случае исходя из обстоятельств дела и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Иные доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы фактически сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и исследованными доказательствами, что не может служить основанием для отмены принятых судебных актов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А43-8603/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного автономного учреждения Нижегородской области "Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное автономное учреждение Нижегородской области "Ледовый дворец в г. Навашино Нижегородской области".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В частях 4 - 6 статьи 17 Закона N 156-З установлено, что работники контрольно-счетной палаты, осуществляющие контрольные мероприятия, оформляют и подписывают акты проверок, в которых указываются выявленные нарушения. По итогам проведения контрольного мероприятия составляется отчет, за достоверность которого должностные лица контрольно-счетной палаты несут персональную ответственность. В отчете указываются рекомендации по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и государственной собственности Нижегородской области, о принятии мер по устранению выявленных нарушений и условий, им способствовавших. При выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, влекущих за собой административную ответственность, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении и направляется на рассмотрение в уполномоченные органы.
...
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной Контрольно-счетной палатой проверки установлено, что Учреждение не подтвердило достоверность данных, отраженных в отчете о выполнении государственного задания за 2017 год, представленном в Министерство спорта Нижегородской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора Учреждения Афанасьева А.А.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Навашинского судебного района Нижегородской области от 15.02.2019 по делу N 5-6/2019 Афанасьев А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 августа 2020 г. N Ф01-11807/20 по делу N А43-8603/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11807/20
18.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1051/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8603/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-8603/19