г. Нижний Новгород |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А43-40162/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя от заинтересованного лица: Ищенко В.В. (доверенность от 09.01.2020 N ИСХ-515-1269/2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А43-40162/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (ОГРН: 1075256004009, ИНН: 5256068455)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 15.05.2019 N 515-10-34/1/2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (далее - Общество, ООО "ОРБ Нижний") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) от 15.05.2019 N 515-10-34/1/2019.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 10.02.2020 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением апелляционного суда от 20.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заявитель считает, что апелляционный суд неполно исследовал обстоятельства дела. По его мнению, на Общество возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства лицом, которое может и обязано осуществлять вывоз ТКО, является региональный оператор по обращению ТКО. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ООО "ОРБ Нижний" в отзыве возразило относительно доводов заявителя, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, административный орган 23.04.2019 по адресам: Нижегородская область, город Выкса, микрорайон Гоголя, в районе домов 7 и 12, микрорайон Жуковского, дома 11, 7а, 6, 5, микрорайон Юбилейный, в районе дома 10, улица Лесозаводская, в районе дома 25, улица Новая, в районе дома 28, улица Циолковского, и 24.04.2019 по адресам: Нижегородская область, город Выкса, микрорайон Гоголя, в районе домов 7, 12, микрорайон Жуковского, дом 11, дома 7а, 6, 5, микрорайон Юбилейный, в районе дома 10, улица Лесозаводская, в районе дома 25, улица Новая, в районе дома 28, улица Циолковского в ходе инспекционных обследований (осмотров) обнаружено: более суток не произведен вывоз крупногабаритного мусора с территории контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, а именно: бытовой мусор (ящики, коробки, остатки бытовой мебели, пакетированный мусор, растительные отходы), что является нарушением пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Названные обстоятельства зафиксированы в актах от 24.04.2019 N 515-10-34/2/2019 и от 23.04.2019 N 515-10-34/1/2019 с приложенными фотоматериалами.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 08.05.2019 N 515-10-34/2019 и приняла постановление от 15.05.2019 N 515-10-34/1/2019 о назначении наказания в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
ООО "ОРБ Нижний" оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Правил 354, Правил N 1156. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано наличие события и состава вменяемого административного правонарушения в деянии Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
На основании пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 148 (1) Правил N 354 установлено, что предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении данной коммунальной услуги, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22) Правил N 354).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) должно производится не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Названным пунктом предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
Потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил N 1156).
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (далее - КГО) (пункт 11 Правил N 1156).
Вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования (пункт 12 Правил N 1156).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО, из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом на основании пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148 (26) Правил N 354.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, ни Правилами N 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 12.04.2018 N 2 о рассмотрении заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 6) Общество выбрано региональными оператором по вывозу ТКО на территории городского округа город Выкса, городского округа город Кулебаки, городского округа Навашинский.
Согласно подпункту "а" пункта 14 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество как региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Из графика вывоза ТКО с контейнерных площадок по названным адресам следует, что вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно с 7 часов 00 минут до 22 часов 00 минут.
Из представленных в материалы дела фотографий, являющихся приложением к акту инспекционного обследования от 23.04.2019 N 515-10-34/1/2019, видно, что 23.04.2019 в период с 8 часов 00 минут до 9 часов 26 минут контейнеры-накопители по указанным адресам были заполнены ТКО. Кроме того, зафиксированы навалы КГО на прилегающей к контейнерным площадкам территории и в радиусе 10 метров от контейнерных площадок.
Вместе с тем из фотографий, являющихся приложением к акту инспекционного обследования от 24.04.2019 N 515-10-34/2/2019, видно, что 24.04.2019 в период с 8 часов 00 минут до 9 часов 27 минут сами контейнеры-накопители не переполнены (пусты). То есть вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованных площадках, региональным оператором произведен надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество не нарушало сроки (график) вывоза мусора.
Вопреки доводам административного органа материалы дела не свидетельствуют о том, что ТКО, размещенный в контейнерах-накопителях и на специальных контейнерных площадках, не вывозился региональным оператором более суток.
Обществом в подтверждение того, что мусор им вывозился своевременно, представлен маршрутный журнал о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.
В данном случае мусор (КГО) обнаружен на прилегающей к контейнерной площадке территории, а не на территории контейнерных площадок. Непосредственно в бункеры-накопители и контейнеры либо на контейнерные площадки КГО не помещен. Данное обстоятельство подтверждается фотографиями, из которых следует, что навалы мусора расположены не на контейнерных площадках, а на близлежащей территории.
Доказательства, достоверно подтверждающие, что место, на котором административным органом обнаружены навалы КГО, являются специально отведенной площадкой для складирования крупногабаритного мусора, в материалах дела отсутствуют.
Суды указали, что достоверно установить, что лицом, ответственным за вмененное нарушение, является именно Общество, не представляется возможным.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств неисполнения Обществом обязанностей по вывозу мусора с территории контейнерных площадок (не вывоз более суток) административный орган в материалы дела не представил.
Суды посчитали, что в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие о вине Общества в его совершении.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о недоказанности Инспекцией в действиях Общества события и состава вмененного административного, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А43-40162/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22) Правил N 354).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 определено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) должно производится не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
...
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148 (26) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2020 г. N Ф01-12283/20 по делу N А43-40162/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12283/20
20.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1909/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40162/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40162/19