г. Нижний Новгород |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А29-17951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шкляевой Надежды Витальевны на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2020 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А29-17951/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Шкляевой Надежды Витальевны (ОГРНИП: 308111308500018, ИНН: 111301069374)
о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
и установил:
индивидуальный предприниматель Шкляева Надежда Витальевна (далее - Предприниматель, ИП Шкляева Н.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, уполномоченный орган), изложенного в письме от 15.10.2019 N 02-10-8658, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. По его мнению, решение уполномоченного органа является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство сослалось на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просило оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании протокола о результатах лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 25.11.2009 N 13/18 01.12.2009 Комитет лесов Республики Коми (арендодатель) и ИП Шкляева Н.В. (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 14, в соответствии с которым арендатору передан в пользование лесной участок площадью 5298 га, расположенный по адресу: Республика Коми, МО "Корткеросский район", ГУ "Корткеросское лесничество", Позтыкеросское участковое лесничество, кварталы 104 - 111, 145 - 153, 194 -198.
В пункте 3.1 договора указано, что арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением 3 4 к настоящему договору, что в соответствии с пунктом 4.4.3 договора является обязанностью последнего.
Согласно пункту 3.4 договора арендная плата вносится по десяти срокам оплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
Срок действия договора составляет 10 лет. Срок окончания договора - 31.12.2019. Договор вступает в силу с момента государственной регистрации (пункты 7.1, 7.2, 7.3 договора).
Приняв во внимание, что срок действия указанного договора истекает, Предприниматель 01.10.2019 обратился в Министерство с заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Министерство направило ИП Шкляевой Н.В. письмо от 15.10.2019 N 02-10-8658, в котором, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, уведомило об отказе в заключении договора аренды на новый срок в связи с допущенными случаями несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд.
Не согласившись с названным решением Министерства, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 71, 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
На основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, Предприниматель вправе заключить договор аренды такого лесного участка на новый срок без проведения торгов на основании пункта 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при соблюдении условий, установленных частью 2 статьи 74 данного кодекса.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
В рассматриваемом случае Предпринимателем как арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка до окончания срока действия договора от 01.12.2009 N 14 было направлено заявление в Министерство на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
При рассмотрении поступившего заявления ответчиком установлено и материалами дела подтверждается, в том числе актом сверки по 14.10.2019, платежными поручениями, что со стороны заявителя имели место случаи несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд.
В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения от 23.03.2015 N 27 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.03.2015, от 29.04.2015 N 57 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.04.2015, от 18.05.2015 N 69 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.05.2015.
Между тем в соответствии с пунктами 3.1 и 3.5 договора арендная плата вносится по десяти срокам оплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что названное обстоятельство в силу пункта 3 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации препятствует Предпринимателю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Довод заявителя о том, что исходя из содержания пункта 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок является наличие нескольких случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, правомерно отклонен суда в связи с неправильным толкованием названной нормы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что решение уполномоченного органа соответствует требованиям лесного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления экономической деятельности, и правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А29-17951/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шкляевой Надежды Витальевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения от 23.03.2015 N 27 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.03.2015, от 29.04.2015 N 57 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.04.2015, от 18.05.2015 N 69 об оплате арендной платы по сроку оплаты на 15.05.2015.
Между тем в соответствии с пунктами 3.1 и 3.5 договора арендная плата вносится по десяти срокам оплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что названное обстоятельство в силу пункта 3 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации препятствует Предпринимателю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Довод заявителя о том, что исходя из содержания пункта 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключении договора аренды на новый срок является наличие нескольких случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, правомерно отклонен суда в связи с неправильным толкованием названной нормы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2020 г. N Ф01-12246/20 по делу N А29-17951/2019