Нижний Новгород |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А43-34857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича:
Майоровой А.В. (доверенность от 21.05.2020),
от департамента лесного хозяйства Нижегородской области:
Бутрина А.Ю. (доверенность от 22.01.2020 N 6),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.01.2020,
принятое судьей Волчанской И.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А43-34857/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Лохнина Максима Евгеньевича
(ИНН: 525600512824, ОГРНИП: 317527500104590)
о признании незаконным решения департамента лесного хозяйства Нижегородской области об отказе в утверждении проектной документации
и установил:
индивидуальный предприниматель Лохнин Максим Евгеньевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об отказе в утверждении проектной документации проектируемой части лесного участка площадью 9184 квадратных метра с кадастровым номером 52:24:0080001:737 и о возложении обязанности на Департамент по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Требования основаны на статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 6, 25, 70.1 и 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьях 11.3, 39.6 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Требованиях к составу и к содержанию проектной документации лесного участка и порядку ее подготовки, утвержденных приказом от 03.02.2017 N 54 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Требования) и мотивированы тем, что решение Департамента является незаконным и нарушает его права и интересы в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.01.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020, удовлетворил заявленные требования. Суды пришли к выводу о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в утверждении спорной проектной документации, поскольку статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень видов использования лесов.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, выявленные Департаментом недостатки проектной документации являются существенными и являются основанием для отказа в ее утверждении. В подтверждение такого вывода кассатор сослался на статьи 72, 73.1 и 114 Лесного кодекса Российской Федерации и пункты 3, 4 и 17 Требований. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы и попросил отменить принятые судебные акты; представитель Предпринимателя поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, на земельном участке из земель лесного фонда общей площадью 79 228 квадратных метров с кадастровым номером 52:24:0080001:737, расположенном в Богородском участковом лесничестве Богородского районного лесничества, находятся объекты недвижимости, принадлежащие Предпринимателю на праве собственности.
В 2018 году Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду, без проведения торгов, ввиду наличия на земельном участке принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости. В предоставлении земельного участка было отказано. Данный отказ оспорен Предпринимателем в судебном порядке. Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.03.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019, отказал в удовлетворении требования Предпринимателя о признании этого решения незаконным (дело N А43-33173/2018). Суды указали, что в силу пункта 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации заявитель имеет право на заключение договора аренды лесного участка, в связи с нахождением на этом участке принадлежащих Предпринимателю объектов недвижимости. При этом суд заключили, что доводы административного органа об отсутствии оснований для предоставления участка со ссылкой на статью 25 Лесного кодекса Российской Федерации, необоснованны. Однако, в удовлетворении требования Предпринимателя отказано, поскольку было установлено, что на испрашиваемом лесном участке помимо объектов Предпринимателя также расположены объекты недвижимости, находящиеся в ведении Департамента. Земельный участок, на который может претендовать Предприниматель, не образован в новых границах, не поставлен на кадастровый учет, отсутствует как объект гражданских прав и не может быть предметом договора аренды (до его образования и постановки на кадастровый учет); с соответствующим проектом лесного участка предприниматель в уполномоченный орган не обращался.
На основании вышеизложенного в целях заключения договора аренды лесного участка Предприниматель подготовил проектную документацию лесного участка. Данная документация неоднократно представлялась Департаменту на утверждение, однако Департамент отказывался ее утверждать по различным причинам.
В частности, 11.06.2019 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением об утверждении проектной документации в отношении части вышеназванного участка в целях последующего заключения договора аренды лесного участка. Департамент в письме от 28.06.2019 N Исх-414-04-157022/19 отказал в утверждении представленной проектной документации, сославшись на отсутствие в таблице 4 проекта указания на вид использования лесов проектируемого лесного участка в соответствии с требованиями статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а также на необходимость заполнения раздела 9 проекта "Проектирование вида использования лесов лесного участка" в соответствие с Требованиями.
Посчитав такое решение Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей участвующих в деле, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса (часть 1). Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2).
На основании статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи и частью 1 статьи 74 кодекса (часть 1). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений. Договоры аренды при этом заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 4 части 3).
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (часть 6).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка без проведения торгов включает обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии, в том числе, с проектной документацией лесных участков.
В статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1).
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3). Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 этого кодекса и земельным законодательством (часть 4).
При предоставлении лесных участков в аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 этого кодекса) выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 6). Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса (часть 7).
Органами, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (часть 9). Основаниями для отказа являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 данной статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества (часть 10).
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12).
Как установили суды первой и апелляционной инстанции, основанием для отказа в утверждении проектной документации являлось то, что, по мнению Департамента, указанный в ней вид использования лесов не предусмотрен лесным законодательством (статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Между тем, одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества, является принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники зданий и сооружений обладают исключительным правом на приобретение земельных (лесных) участков, на которых расположены здания, сооружения, в аренду без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункт 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предусмотренное как земельным, так и лесным законодательством исключительное право собственников зданий, сооружений и помещений в них на аренду лесного участка, на которых они расположены, служит реализации названного основополагающего принципа. При этом использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены или лишены такого исключительного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
В данном случае формальная ссылка на положения статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, без учета существа указанного исключительного права собственника, пункт 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации лишается смысла, поскольку не любой объект недвижимости строго соответствует перечню видов разрешенного использования лесов, который не является исчерпывающим.
Фактически, отказ Департамента в утверждении спорной проектной документации на лесной участок влечет невозможность получения участка на праве аренды, и лишает Общество его исключительного права, а, следовательно, и возможности эксплуатировать принадлежащие ему на законных основаниях объекты недвижимости.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2020 о приостановлении исполнения судебных актов на основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать утратившим силу.
Руководствуясь статьями 283 (часть 4), 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.01.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А43-34857/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 14.01.2020, а также постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А43-34857/2019, введенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2020.
Возобновить исполнение судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники зданий и сооружений обладают исключительным правом на приобретение земельных (лесных) участков, на которых расположены здания, сооружения, в аренду без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункт 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предусмотренное как земельным, так и лесным законодательством исключительное право собственников зданий, сооружений и помещений в них на аренду лесного участка, на которых они расположены, служит реализации названного основополагающего принципа. При этом использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены или лишены такого исключительного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
В данном случае формальная ссылка на положения статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, без учета существа указанного исключительного права собственника, пункт 4 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации лишается смысла, поскольку не любой объект недвижимости строго соответствует перечню видов разрешенного использования лесов, который не является исчерпывающим."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2020 г. N Ф01-12018/20 по делу N А43-34857/2019