Нижний Новгород |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А28-13332/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области: Черновой А.С. (доверенность от 27.01.2020 N 18),
от Мешкова Николая Аркадьевича: Посаженниковой Ю.А. (доверенность от 30.09.2019),
от Попова Сергея Николаевича: Дудоладова Р.В. (доверенность от 16.08.2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020
по делу N А28-13332/2019
по заявлению администрации муниципального образования "Родыгинское сельское поселение Советского района Кировской области" (ИНН: 4330005220, ОГРН: 1054310510980)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652)
о признании недействительным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Мешков Николай Аркадьевич, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Попов Сергей Николаевич,
и установил:
администрация муниципального образования "Родыгинское сельское поселение Советского района Кировской области" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.08.2019 N 043/01/18.1-378/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Попов Сергей Николаевич (далее - Попов С.Н.) и Мешков Николай Аркадьевич (далее - Мешков Н.А.).
Решением суда от 31.01.2020 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение антимонопольного органа признано недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.06.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно истолковали статью 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Антимонопольный орган указывает, что положения ЗК РФ не предусматривают возможность представления претендентами на участие в аукционе дополнительных документов к ранее поданной заявке. Заявка и прилагаемые к ней документы должны подаваться потенциальным участником торгов единовременно. Дополнительно представленные документы не могут учитываться при рассмотрении заявки и принятии решения о допуске заявителя к участию в аукционе. В рассматриваемом случае, поскольку документ, подтверждающий внесение Мешковым Н.А. задатка, в пакете документов при регистрации заявки на участие в аукционе отсутствовали, был представлен позднее, комиссия организатора торгов не имела оснований для допуска указанного гражданина к участию в аукционе по продаже земельного участка.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве возразила против доводов антимонопольного органа, сославшись на законность обжалованных судебных актов.; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Мешкова Н.А. указал на несостоятельность аргументов заявителя и попросил оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Попов С.Н. в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании его представитель поддержал позицию Управления и просил отменить принятые судебные акты.
Представленные Управлением вместе с кассационной жалобой дополнительные документы, подтверждающие его позицию, не могут быть приняты во внимание судом округа, так как согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления, и не исследует новые доказательства, поэтому представленные дополнительные доказательства подлежат возврату заявителю.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Попова С.Н. на действия организатора торгов - Администрации при проведении открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 43:31:461201:201 (извещение N 110719/4136325/01). В жалобе указывалось на неправомерность решения организатора торгов о допуске к участию в аукционе участника Мешкова Н.А. в связи с непредставлением им в составе заявки документа, подтверждающего внесение задатка.
При комиссионном рассмотрении данного обращения Управление установило, что Администрация 11.07.2019 на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместила извещение о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 43:31:461201:201, расположенного по адресу: Кировская область, Советский район, Родыгинское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: земли сельскохозяйственного использования (лот N 1). Датой начала приема заявок определено 12.07.2019, датой окончания приема заявок - 06.08.2019, проведение аукциона назначено на 12.08.2019.
В соответствии с информационным сообщением для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении срок следующие документы: заявка на участие в аукционе, копии документов, удостоверяющих личность заявителя, документы, подтверждающие внесение задатка. Заявка с приложенными к ней документами регистрируется организатором аукциона в журнале приема заявок.
Согласно журналу приема заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка зарегистрировано две заявки: Мешков Н.А., дата и время регистрации - 18.07.2019, в 14 часов 38 минут, заявке присвоен регистрационный номер 1; Попов С.Н., дата и время регистрации - 06.08.2019, в 09 часов 28 минут, заявке присвоен регистрационный номер 2.
На основании описи документов от 18.07.2019 Управление установило, что для участия в аукционе при регистрации заявки Мешков Н.А. представил заявку на участие в аукционе от 18.07.2019, сведения о банковских реквизитах счета для возврата задатка, копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего постановку на учет физического лица в налоговом органе.
Документ, подтверждающий внесение Мешковым Н.А. задатка, в пакете документов, представленных при регистрации заявки на участие в торгах, отсутствовал, был представлен только 24.07.2019.
Согласно протоколу комиссии организатора торгов о рассмотрении заявок на участие в аукционе от 08.08.2019 N 1-1 Мешков Н.А. был допущен к участию в аукционе.
На основе изложенных обстоятельств комиссия антимонопольный орган, установив, что Мешков Н.А. на момент регистрации заявки не представил в полном объеме необходимые для участия в аукционе документы (отсутствовал документ, подтверждающий внесение задатка), признала, что организатор торгов не имел правовых оснований для допуска последнего к участию в аукционе.
Решением антимонопольного органа от 26.08.2019 N 043/01/18.1-378/2019 жалоба Попова С.Н. признана обоснованной, в действиях организатора торгов - Администрации установлено нарушение положений подпункта 4 пункта 1, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
На основании пункта 2 данного решения в адрес организатора торгов выдано обязательное для исполнения предписание, в котором указано на необходимость отменить протокол комиссии от 08.08.2019 N 1-1, рассмотреть поступившие заявки на участие в аукционе N 110719/4136325 с учетом изложенных в решении Управления от 26.08.2019 выводов.
Администрация не согласилась с указанным решением антимонопольного органа и обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.1, 39.2, 39.12, ЗК РФ, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), суд первой инстанции признал решение Управления недействительным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса.
Как верно отметили суды, целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
На основании пункта 5 статьи 39.12 ЗК РФ один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (пункт 2 статьи 39.12 ЗК РФ).
Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 39.12 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе, в том числе в случаях непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений, непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (подпункты 1, 2).
Из материалов дела видно, что Управление признало неправомерным допуск Мешкова Н.А. к участию в аукционе по продаже земельного участка, указав на непредставление последним на момент подачи заявки на участие в аукционе документа, подтверждающего внесение задатка. Факт представления указанного документа после дня регистрации заявки, в рамках установленного в извещении о проведении торгов срока ответчик отклонил, отметив, что земельное законодательство не предусматривает для претендентов на участие в аукционе возможность дополнить ранее поданную заявку какими-либо документами. Рассмотрение заявки на участие в аукционе производится организатором торгов с учетом документов, представленных претендентом в момент регистрации заявки.
В статье 39.12 ЗК РФ установлен необходимый для участия в аукционе исчерпывающий перечень документов, понятие которого носит собирательный характер и включает в себя, в том числе заявку на участие в аукционе, документ, подтверждающий внесение задатка. Положения названной статьи содержат единственную оговорку о необходимости представления документов в установленный в извещении о проведении аукциона срок. Какие-либо ограничения по представлению документов в пределах срока подачи заявок на участие в торгах, запреты на представление дополнительных к ранее направленным заявкам документов законодателем не установлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
Согласно разделу "Определение участников аукциона" информационного сообщения о проведении аукциона по продаже земельного участка в день определения участников аукциона организатор торгов рассматривает заявки и документы заявителей, устанавливает факт поступления задатков от заявителей. По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе организатор аукциона принимает решение о признании заявителей участниками аукциона или об отказе в допуске участников к участию в аукционе.
Суды установили, что на момент рассмотрения заявок аукциона заявка Мешкова Н.А. с учетом ее дополнения содержала все предусмотренные законом документы, была оформлена надлежащим образом, соответственно, отвечала требованиям аукционной документации.
Таким образом, комиссия организатора торгов не имела оснований для принятия решения об отказе в допуске Мешкова Н.А. к участию в аукционе.
В соответствии с разделом "Порядок проведения аукциона" информационного сообщения о проведении аукциона по продаже земельного участка аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".
В силу пункта 17 статьи 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Таким образом, применительно к аукциону по продаже земельного участка определение победителя торгов осуществляется посредством состязательности между участниками аукциона, в результате которой и формируется наиболее выгодная для организатора торгов максимальная цена за объект торгов.
Допуск к участию в торгах претендентов, выполнивших в установленный срок необходимые для участия в аукционе требования, позволяет расширить круг участников аукциона, соответствует целям торгов по продаже имущества, находящегося в публичной собственности, способствует добросовестной конкуренции между участниками и, как следствие, повышению размера цены за объект торгов.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии и недоказанности Управлением в действиях организатора торгов вменяемого нарушения и обоснованно признали решение антимонопольного органа недействительным.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А28-13332/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 39.12 ЗК РФ установлен необходимый для участия в аукционе исчерпывающий перечень документов, понятие которого носит собирательный характер и включает в себя, в том числе заявку на участие в аукционе, документ, подтверждающий внесение задатка. Положения названной статьи содержат единственную оговорку о необходимости представления документов в установленный в извещении о проведении аукциона срок. Какие-либо ограничения по представлению документов в пределах срока подачи заявок на участие в торгах, запреты на представление дополнительных к ранее направленным заявкам документов законодателем не установлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
...
В силу пункта 17 статьи 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф01-12476/20 по делу N А28-13332/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12476/20
03.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1950/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-13332/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-13332/19