Нижний Новгород |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А29-3738/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Главы крестьянско-фермерского хозяйства
Филипповой Екатерины Александровны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020
по делу N А29-3738/2019
по иску Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (ИНН: 1101481729, ОГРН: 1021100521562)
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянско-фермерского хозяйства
Филипповой Екатерине Александровне
(ИНН: 111901067234, ОГРНИП: 315110100025577)
о взыскании гранта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Республики Коми
(ИНН: 1101481969, ОГРН: 1021100524213),
и установил:
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (далее - Минсельхоз Республики Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянско-фермерского хозяйства Филипповой Екатерине Александровне (далее - ИП Филиппова Е.А., Предприниматель) о взыскании 1 500 000 рублей гранта, предоставленного по соглашению от 16.05.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Коми (далее - Минфин Республики Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, по условиям Соглашения о предоставлении гранта от 16.05.2016 N 7Н16 возврат гранта предусмотрен только в республиканский бюджет в части неиспользованного остатка либо нецелевого использования средств гранта. Истец не представил доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для возврата Предпринимателем суммы гранта. Заявитель указывает, что полученные им из бюджета денежные средства использованы в соответствии с Соглашением от 16.05.2016 N 7Н16, что подтверждено имеющимися в деле документами. Так, 1 000 000 рублей был потрачен на приобретение крупного рогатого скота, а по договору от 06.07.2017 Предприниматель приобрел модульный молочный завод стоимостью 1 000 000 рублей. Доказательства прекращения ИП Филипповой Е.А. хозяйственной деятельности отсутствуют.
Минфин Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ИП Филиппова Е.А. и Минсельхоз Республики Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 27.08.2020.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2020 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Новикова Ю.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании протокола Конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления гранта на развитие семейной животноводческой фермы и начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Комиссия) от 26.04.2016 N 1 и приказа Минсельхоза Республики Коми от 06.05.2016 N 246 ИП Филипповой Е.А., признанной участником подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" (далее - Подпрограмма) Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 424, предоставлен грант в общей сумме 1 500 000 рублей.
В этой связи Минсельхоз Республики Коми и ИП Филиппова Е.А. заключили Соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера от 16.05.2016 N 7Н16 (далее - Соглашение).
В соответствии с указанным Соглашением Предприниматель:
- использует грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет (пункт 2.2.1);
- оплачивает за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполненных работ, оказываемых услуг, указанных в Плане расходов (пункт 2.2.2);
- осуществляет деятельность не менее 5 лет после получения гранта и использует имущество, приобретенное за счет средств гранта, исключительно на создание и развитие фермерского хозяйства согласно Плану расходов (пункт 2.2.3);
- создает не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 рублей гранта (пункт 2.2.4);
- не допускает отчуждения объектов приобретения, строительства, в том числе путем продажи, дарения, обмена до истечения 5 лет после получения гранта (пункт 2.2.6);
- обеспечивает ежегодное увеличение значений основных показателей хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (производство продукции животноводства или растениеводства, поголовье сельскохозяйственных животных и птицы) (пункт 2.2.8);
- предоставляет один раз в полугодие отчетность о целевом расходовании гранта по форме согласно приложению N 3 к данному соглашению не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием с приложением копий договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг, платежных документов, счетов-фактур, счетов, документов, подтверждающих получение товаров, выполнение работ, оказание услуг (товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), заверенных главой крестьянского (фермерского) хозяйства, по затратам, произведенным в отчетном периоде (пункт 2.2.9).
План расходов средств гранта приведен в приложении N 1 к Соглашению и предусматривает следующие затраты:
- на приобретение, строительство, ремонт, переустройство производственных и складских зданий, сооружений, а также их регистрацию 600 000 рублей за счет гранта, 400 000 рублей - собственные средства;
- на приобретение сельскохозяйственных животных 900 000 рублей за счет гранта, 100 000 рублей - собственные средства.
Сумма гранта в размере 1 500 000 рублей перечислена Предпринимателю платежными поручениями от 18.05.2016 N 286825 на сумму 1 087 452 рубля, от 20.05.2016 N 275790 на сумму 412 548 рублей.
ИП Филиппова Е.А. 22.09.2017 представила заявление об изменении в плане расходов по гранту на статью по приобретению оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции в целях первичной переработки молока.
По итогам рассмотрения данного заявления Комиссия отказала в изменении плана расходов (протокол от 10.11.2017 N 3) и предложила ИП Филипповой Е.А. в срок до 20.11.2017 освоить остаток средств гранта в размере 600 000 рублей.
По утверждению истца, ИП Филиппова Е.А. не осуществляла хозяйственную деятельность, поголовье сельскохозяйственных животных отсутствует, проект, на который были предоставлены средства гранта, не реализован, документы по освоению гранта в Минсельхоз Республики Коми не представила, поэтому 31.01.2019 ей направлено уведомление от 16.02.2019 о добровольном возврате гранта.
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения Минсельхоза Республики Коми в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 28, 38, 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о нарушении Предпринимателем условий предоставления гранта и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Коми от 19.07.2012 N 307 (действовавшем в спорном периоде) утвержден Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство за счет средств поступающих из федерального бюджета (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы или гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи должны быть использованы в сроки, предусмотренные соглашением.
Для подтверждения целевого использования средств, полученных участниками Подпрограммы, крестьянские (фермерские) хозяйства в сроки, установленные соглашением, представляют Министерству документы, предусмотренные соглашением (пункт 9 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка средства, полученные из федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку, являются целевыми и не могут быть использованы по иному назначению.
В случае нецелевого использования полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы, гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи крестьянским (фермерским) хозяйством суммы грантов и (или) единовременной помощи подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Коми в добровольном порядке на основании соглашения.
В соответствии с пунктом 11 Порядка возврат суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы или гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи осуществляется в следующем порядке:
1) Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи направляет участнику Подпрограммы требование о возврате суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы или гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи;
2) требование о возврате суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы или гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи подлежит исполнению в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного требования.
В случае невыполнения в указанный срок участником Подпрограммы требования о возврате суммы гранта на развитие семейной животноводческой фермы или гранта начинающим фермерам и (или) единовременной помощи Министерство обеспечивает взыскание средств в республиканский бюджет Республики Коми в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что в обоснование исполнения условий Соглашения ИП Филиппова Е.А. представила договор купли-продажи крупного рогатого скота от 05.07.2016 и платежное поручение от 04.07.2016 N 97, согласно которым ей произведены расходы на приобретение 41 головы молодняка крупного рогатого скота на общую сумму 1 000 000 рублей из которых 900 000 рублей составляют сумму гранта.
Между тем, как установлено в ходе осмотра фермы, расположенной в с. Объячево, куда Предпринимателем был перемещен крупный рогатый скот, на территории фермы находятся принадлежащие ему только 27 голов.
Предпринимателем не выполнены условия предоставления и использования гранта в части увеличения поголовья скота, производства продукции животноводства (пункт 2.2.8 Соглашения).
ИП Филиппова Е.А. также предоставила документы на приобретение пиломатериалов на общую сумму 299,1 тысячи рублей, однако, в материалах дела отсутствуют акты списания материальных запасов в производство, а также доказательства наличия объекта реконструкции (строительства).
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований пункта 2.2.1 Соглашения полученный ответчиком грант не был использован в течение 18 месяцев со дня его получения, то есть до 20 11.2017.
Доказательства невозможности исполнения Предпринимателем условий Соглашения в установленные в нем сроки материалы дела не содержат.
Ссылка Предпринимателя на приобретение модульного молочного завода стоимостью 1 000 000 рублей, что, по ее мнению, подтверждается решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.08.2017 по делу N А29-7175/2017, не может быть принята во внимание, поскольку доказательств перечисления 870 000 рублей по договору купли-продажи от 06.07.2017 ответчик не представил.
Ссылка Предпринимателя на письмо заведующего Прилузским отделом сельского хозяйства от 28.06.2019 в подтверждение довода об осуществлении им сельскохозяйственной деятельности, обоснованно отклонена судами, так как сведения о заготовке сена указаны заведующим со слов ИП Филипповой Е.А.
Кроме того, Предпринимателем не соблюдено условие предоставления гранта в части софинансирования расходов на реализацию проекта (пункт 2.2.2 Соглашения).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к обоснованному выводу о нарушении ИП Филипповой Е.А. условий и требований, предъявляемых при предоставлении гранта, в связи с чем требование о возврате полученных бюджетных средств является правомерным.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу N А29-3738/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянско-фермерского хозяйства Филипповой Екатерины Александровны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Главу крестьянско-фермерского хозяйства Филиппову Екатерину Александровну.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
...
Ссылка Предпринимателя на приобретение модульного молочного завода стоимостью 1 000 000 рублей, что, по ее мнению, подтверждается решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.08.2017 по делу N А29-7175/2017, не может быть принята во внимание, поскольку доказательств перечисления 870 000 рублей по договору купли-продажи от 06.07.2017 ответчик не представил."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф01-11205/20 по делу N А29-3738/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11205/20
28.02.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-563/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3738/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3738/19