Нижний Новгород |
|
01 сентября 2020 г. |
Дело N А43-44206/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Глебовой И.В. (доверенность от 07.11.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.12.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020
по делу N А43-44206/2019
по заявлению Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области"
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24.07.2019 N 052/06/64-1771/2019 (09/529-СМ)
и установил:
государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 24.07.2019 N 052/06/64-1771/2019 (09/529-СМ) в части признания Учреждения нарушившим требования части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Арзамасское муниципальное казенное учреждение "Стройгород" (далее - АМКУ "Стройгород"), общество с ограниченной ответственностью "Антеял" (далее - ООО "Антеял").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.06.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Антимонопольный орган полагает, что Учреждение нарушило требования части 5 статьи 63 Закон о контрактной системе. По мнению заявителя жалобы, отсылочный характер положений документации искажает четкость понимания участником аукциона того, каким требованиям должна соответствовать его заявка и что должно содержаться в документах, которые оформляет участник для участия в аукционе.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Учреждения на кассационную жалобу в суд не поступил.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в единой информационной системе и на сайте электронной площадки http://etp.zakazrf.ru 28.06.2019 были размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство пристроя на 200 мест к зданию МБОУ СОШ N 7 им.А.П. Гайдара по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Нижегородская, дом 3а, номер извещения 0832200006619000937, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступало АМКУ "Стройгород".
Уполномоченным учреждением выступало Учреждение.
Предметом контракта является выполнение работ по строительству пристроя на 200 мест к зданию МБОУ СОШ N 7 им. А.П. Гайдара по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Нижегородская, дом 3а, с начальной (максимальной) ценой контракта - 221 005 320 рублей.
ООО "Антеял" посчитав, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, обратилось с соответствующей жалобой в Управление.
По результатам рассмотрения данной жалобы Управление вынесло решение от 24.07.2019 N 052/06/64-1771/2019 (09/529-СМ), в соответствии с которым Учреждение признано нарушившим часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (не указание в извещении о проведении электронного аукциона дополнительных требований, предъявляемых к участникам аукциона, и исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона).
Учреждение не согласилось с названным решением антимонопольного органа в части признания последнего нарушившим требования части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона о контрактной системе удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность ненормативного акта в оспариваемой части.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
В части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе перечислены основания для проведения внеплановой проверки, к которым относится поступление обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о контрактной системе уполномоченный орган - это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона.
Статья 26 Закона о контрактной системе предусматривает организацию централизованных закупок путем создания, в том числе в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации государственных органов, казенных учреждений, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.
Согласно части 11 указанной статьи к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 N 1016 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного учреждения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и государственных бюджетных учреждений Нижегородской области и государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений Нижегородской области" на государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (уполномоченное учреждение) возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и государственных бюджетных учреждений Нижегородской области (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе), в том числе, по аукционам в электронной форме (электронный аукцион) с начальной (максимальной) ценой контракта свыше двух миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка N 1016 уполномоченное учреждение утверждает общие условия проведения конкурса, аукциона, запроса предложений (в том числе требования к участникам закупок, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, к форме заявки на участие в закупке, описанию предложения участника конкурса), разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений (далее - документация по закупке) в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Порядка.
Документация о закупке утверждается решением уполномоченного учреждения в части общих условий проведения закупки в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.12 настоящего Порядка, решением заказчика в части решения о способе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и условий исполнения контракта в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка (пункт 2.15 Положения N 1016).
Согласно пункту 3.1 Порядка N 1016 уполномоченное учреждение размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, а также документацию по закупке не позднее дня, следующего после дня утверждения документации по закупке.
Таким образом, утверждение общих условий проведения закупки (в том числе требований к участникам закупки) и размещение извещения об осуществлении закупки относится к компетенции Учреждения.
В статье 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установили суды, в рассматриваемом случае дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, и основания их установления, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, в Извещении прямо не указаны, при этом использован оборот "В соответствии с документацией".
При этом дополнительные требования, предъявляемые к участникам аукциона, и основания их установления указаны в подпункте 2 пункта 14 раздела I Документации об электронном аукционе; исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержится в подпункте 2 пункта 16 раздела I Документации об электронном аукционе.
Таким образом, потенциальные участники закупки могли ознакомиться с названной информацией в конкурсной документации.
Закрепленный в части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означает, что информация, предусмотренная данным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом Закон о закупках не запрещает использовать при опубликовании извещения об осуществлении закупки отсылки на соответствующие положения документации о закупке, указывающие на информацию, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 53 данного закона.
Положения статьи 63 Закона о контрактной системе (в частности пункт 6 части 5) не содержат императивного требования к форме доведения в Извещении информации о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона, к основаниям их установления, а также исчерпывающему перечню документов, которые должны быть представлены участниками аукциона.
Проанализировав нормы права, исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что извещение о проведении электронного аукциона не противоречит статье 63 Закона о контрактной системе, следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия решения в оспариваемой части.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные требования
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А43-44206/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закрепленный в части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означает, что информация, предусмотренная данным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
...
Положения статьи 63 Закона о контрактной системе (в частности пункт 6 части 5) не содержат императивного требования к форме доведения в Извещении информации о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона, к основаниям их установления, а также исчерпывающему перечню документов, которые должны быть представлены участниками аукциона.
Проанализировав нормы права, исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что извещение о проведении электронного аукциона не противоречит статье 63 Закона о контрактной системе, следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали основания для принятия решения в оспариваемой части."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2020 г. N Ф01-12224/20 по делу N А43-44206/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12224/20
04.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-868/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44206/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44206/19