Нижний Новгород |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А28-14805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Смирнова А.Д. (доверенность от 21.09.2020 N 34),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Газпром газораспределение Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020
по делу N А28-14805/2019
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Киров"
(ОГРН: 1024301312881, ИНН: 4346006589)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Зверева Елена Викторовна,
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Киров" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 23.09.2019 N 043/04/9.21-396/2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, о признании недействительным представления от 23.09.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зверева Елена Викторовна,(далее - третье лицо, Зверева Е.В.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Ссылаясь на Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, в действиях Общества отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Общество считает, что имеет право испрашивать у заявителя (потребителя) исполнительно-техническую документацию, поскольку должно реализовать свою обязанность по проверке выполнения технических условий со стороны заявителя (потребителя). Вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) невозможно сделать без проведения проверки соответствия материалов и технологии строительства по техническим требованиям.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и в дополнение к ней.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Зверева Е.В. отзыв на кассационную жалобу не представила.
Общество и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление рассмотрело заявление Зверевой Е.В. от 09.07.2019 на действия Общества о нарушении Правил N 1314.
Антимонопольный орган установил, что Общество (исполнитель) и Зверева Е.В. (заявитель) заключили договор от 21.12.2018 N КГФ/ЛИ/Вр/18/89 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Строительство сетей газопотребления в пределах границ земельного участка Зверевой Е.В. завершено 05.04.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).
При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу, что третье лицо осуществило мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка.
Зверева Е.В. 17.04.2019 обратилась в Общество с заявлением об осуществлении мониторинга выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по адресу: город Киров, поселок Дороничи, улица Веселая, дом 9,18.04.2019 в 09:00.
Общество пояснило, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по указанному адресу произведен 18.04.2019 их специалистом.
Зверева Е.В. 27.05.2019 направила Обществу запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, а именно: по осуществлению мониторинга выполнения технических условий о присоединении; о дате подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению).
Письмом от 10.06.2019 Общество сообщило Зверевой Е.В. о том, что в целях дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению необходимо представить исполнительную документацию на законченный строительством объект - сеть газопотребления.
Письмом от 06.08.2019 Зверева Е.В. направила Обществу имеющуюся у нее документацию - акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления; акт пневматических испытаний, паспорт газового оборудования, акт ВДПО, а также просила явиться для осуществления мониторинга 08.08.2019 в 8:15, либо согласовать иную дату проведения мониторинга. Общество на письмо не ответило.
Управление заключило, что Общество допустило нарушение требований подпункта "г" пункта 98, пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в ненаправлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в течение 10 дней со дня получения запроса; в том, что от Зверевой Е.В. истребовались документы (исполнительная документация на сеть газопотребления), не предусмотренные Правилами N 1314, а в технические условия на подключение включены требования (обязательства), не предусмотренные Правилами N 1314.
По результатам рассмотрения материала антимонопольный орган составил протокол от 09.09.2019 N 043/04/9.21-396/2019 в отношении Общества по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управление, рассмотрев протокол и иные материалы дела, вынесло постановление от 23.09.2019 N 043/04/9.21-396/2019, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В порядке, установленном в статье 29.13 КоАП РФ Управление выдало Обществу обязательное для исполнения представление от 23.09.2019, которым на него возложены обязанности: 1) исключить из технических условий на подключение, выданных Зверевой Е.В., требования, не предусмотренные Правилами N 1314, в частности, производство скрытых работ производить в присутствии представителя филиала Общества в городе Кирове (пункт 9.7 технических условий); направить в адрес филиала Общества в городе Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления (пункт 9.8.1 технических условий); заключить договор со специализированной организацией или с Обществом на пуско-наладочные работы, на техническое и аварийное обслуживание газопровода, газоиспользующего оборудования (пункт 9.8.2 технических условий); 2) не предъявлять Зверевой Е.В. требования о направлении (представлении) Обществу исполнительной документации на сеть газопотребления при осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий по договору от 21.12.2018.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их незаконными и отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьей 29.13 КоАП РФ, положениями Правил N 1314 суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, в связи с чем признал оспариваемые постановление и выданное на основании данного постановления представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, законными и обоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения; предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Из пункта 60 Правил N 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Подпункт "г" пункта 98 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель обязан по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Несоблюдение Правил N 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения подписан между Обществом и Зверевой Е.В. 21.12.2018.
Пунктом 7 договора установлено право заявителя (потребителя) получать информацию о ходе выполнения исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства не позднее 10 дней со дня получения исполнителем запроса заявителя в письменном виде.
Суды установили, что Общество 27.05.2019 получило от представителя Зверевой Е.В. запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, а именно: по осуществлению мониторинга выполнения технических условий о присоединении; о дате подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
В течение 10 дней со дня получения названного запроса Общество обязано было направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению). Данный срок истек 06.06.2019.
Письмом от 10.06.2019 N КГ-ВЛ-26/2453АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило Зверевой Е.В. о том, что в целях дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению необходимо представить исполнительную документацию на законченный строительством объект - сеть газопотребления.
Таким образом, ненаправление Обществом в установленный срок (06.06.2019) информации о ходе выполнений мероприятий по подключению образует событие вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод нарушении Обществом подпункта "г" пункта 98 Правил N 1314).
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в требовании от Зверевой Е.В. документов (исполнительной документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами N 1314; во включении в технические условия на подключение требований (обязательств), не предусмотренных Правилами N 1314.
По смыслу подпункта "а" пункта 83 Правил N 1314 договор о подключении включает в себя существенные условия, в частности перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.
Согласно пункту 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В подпункте "б" пункта 98 Правил N 1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении (подпункт "а" пункта 99 Правил N 1314).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 100 Правил N 1314 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт "а"); при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт "б").
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил N 1314).
В соответствии с пунктом 104 Правил N 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.
Применительно к рассматриваемому случаю условиями договора от 21.12.2018 N КГФ/ЛИ/Вр/18/89 о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения, заключенного между Обществом и третьим лицом, предусмотрено, что исполнитель принимает на себя обязательство по мониторингу выполнения третьим лицом технических условий и фактическому присоединению объекта капитального строительства строящегося индивидуального жилого дома к сети газораспределения, а Зверева Е.В. принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка.
Согласно пункту 2 договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению 1.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 10 рабочих дней со дня подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (пункт 3 договора от 21.12.2018).
Пункт 11 договора от 21.12.2018 устанавливает порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения - не реже 2 раз в период действия договора в согласованные сторонами дни при условии обеспечения доступа к объекту.
Зверевой Е.В. выданы технические условия (Приложение 1 к договору) на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения. В данные технические условия включены следующие положения:
- производство скрытых работ, а также работ в охранной зоне существующего газопровода производить в присутствии представителя филиала Общества (пункт 9.7);
- направить в адрес Общества исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя, акт проверки технического состояния дымового и вентиляционного каналов, подписанный организацией, имеющей лицензию.
Рекомендуем в состав исполнительной документации включить контрольно-исполнительную съемку (пункт 9.8.1);
- заключить договоры со специализированной организацией или с Обществом на пусконаладочные работы; на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования (пункт 9.8.2).
Суды установили, что 17.04.2019 Зверева Е.В. направила Обществу заявление об осуществлении мониторинга выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по адресу: город Киров, поселок Дороничи, улица Веселая, дом 9, в 09:00.
Общество пояснило, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по указанному адресу произведен 18.04.2019 их специалистом.
Письмом от 06.08.2019 Зверева Е.В. направила Обществу имеющуюся у нее документацию - акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления; акт пневматических испытаний, паспорт газового оборудования, акт ВДПО, а также просила явиться для осуществления мониторинга 08.08.2019 в 8:15, либо согласовать иную дату проведения мониторинга. Ответа на названное письмо не последовало.
Подпункт "б" пункта 97 Правил N 1314 определяет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
В части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (часть 3 статьи 48 ГрК РФ).
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 "Об утверждении "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", суд первой и апелляционной инстанции верно заключили, что проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства не разрабатывается, в связи с чем не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта индивидуального жилищного строительства, находящиеся в границах земельного участка потребителя.
Таким образом, поскольку предполагается подключение индивидуального жилого дома, суды пришли к правильному выводу, что истребование Обществом от Зверевой Е.В. исполнительной документации на сеть газопотребления, а также включение в технические условия на подключение требований (обязательств) направить в филиал Общества в городе Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления противоречат пункту 104 Правил N 1314.
Утверждение Общества, что оно имеет право испрашивать у заявителя исполнительно-техническую документацию, является неверным, так как, в пунктом 72 Правил запрещено требовать от заявителя сведения и документы, не предусмотренные Правилами N 1314.
Газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг соблюдения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после того, как заявителем будет обеспечен доступ к данному объекту, а не путем истребования от исполнителя направления в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации.
В соответствии с пунктом 9.7 технических условий к договору от 21.12.2018 Обществом предъявлены требования о производстве скрытых работ, а также работ в охранной зоне существующего газопровода в присутствии представителя филиала Общества.
Подпункт "а" пункта 99 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга соблюдения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении.
При буквальном толковании данной нормы исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ, а не при их производстве. Суды верно указали, что право исполнителя участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов не порождает у заявителя обязанность осуществлять производство скрытых работ в присутствии представителя исполнителя.
Осуществление Обществом действий по мониторингу соблюдения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713. Как верно указывает заявитель, данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Вместе с тем включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, а также имеющейся в Методических указаниях ссылка на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, в рассматриваемом случае не подтверждают правомерность и обоснованность действий Общества по истребованию у заявителя (потребителя) исполнительно-технической документации и обязанность заявителя (потребителя) направить данную документацию в газораспределительную организацию (газораспределительная организация вправе проверять техническую документацию на соответствие техническим условиям непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем (потребителем) доступа к объектам капитального строительства).
Согласно пункту 9.8.2 технических условий к договору от 21.12.2018 Обществом предъявлены требования о заключении договоров со специализированной организацией или с Обществом на пусконаладочные работы; на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования.
Пункт 28 Правил N 1314 содержит исчерпывающий перечень выдаваемых исполнителем технических требований, дополнительных требований названной нормой не предусмотрено.
При таких обстоятельствах предъявление Обществом дополнительных требований, изложенных в пунктах 9.8.1 и 9.8.2 технических условий к договору от 21.12.2018, является неправомерным, противоречащим пункту 104 Правил N 1314.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества как субъекта естественной монополии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае факт совершения Обществом административного правонарушения доказан, в связи с чем Управление имело законные основания для выдачи Обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дел не представлены.
Суды не усмотрели оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, исходя из имеющихся материалов дела.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды обоснованно учли обстоятельства и характер совершенного правонарушения.
Оснований для признания незаконным постановления Управления о назначении административного наказания суды не установили, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что представление Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, соответствует положениям действующего законодательства.
Ссылка Общества на судебную практику по аналогичным делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А28-14805/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества как субъекта естественной монополии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф01-12954/20 по делу N А28-14805/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12954/20
04.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1518/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-14805/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14805/19