г. Киров |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А28-14805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Цариковой В.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2020;
представителя ответчика - Бушманова Е.С., действующего на основании доверенности от 10.01.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020
по делу N А28-14805/2019,
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Киров" (ОГРН 1024301312881, ИНН 4346006589)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
(ОГРН 1034316517652, ИНН 4347021540)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Зверева Елена Викторовна,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Киров" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Киров", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, УФАС, антимонопольный орган) от 23.09.2019 N 043/04/9.21-396/2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, о признании недействительным представления от 23.09.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зверева Елена Викторовна, заявитель жалобы в УФАС, по результатам рассмотрения которой вынесено оспариваемое постановление (далее - третье лицо, Зверева Е.В.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Газпром газораспределение Киров" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что АО "Газпром газораспределение Киров" имеет право испрашивать у заявителя (потребителя) исполнительно-техническую документацию, поскольку Общество должно реализовать свою обязанность по проверке выполнения технических условий со стороны заявителя (потребителя). Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что нормами Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), не предусмотрено право газораспределительной организации запрашивать у Зверевой Е.В. исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления.
В дополнениях к апелляционной жалобе Общество указывает, что антимонопольным органом не доказана объективная сторона правонарушения в части необоснованности требования от заявителя исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, а также включения указанного требования в технические условия. По мнению заявителя, Правила N 1314 не ограничивают исполнителя в части включения в технические условия иных дополнительных требований к заявителю при осуществлении строительства сети газопотребления.
Более подробно доводы заявителя со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела, судебную практику изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Ответчик и третье лицо в письменных отзывах опровергли доводы жалобы.
Заявителем представлены дополнения к жалобе, ответчиком представлены дополнения к отзыву.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 14.04.2020 рассмотрение дела откладывалось до 02.06.2020
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении жалобы и уточненных требованиях по жалобе, представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС рассмотрено заявление Зверевой Е.В. от 09.07.2019 б/н (вх. N 4519 от 09.07.2019) на действия АО "Газпром газораспределение Киров" о нарушении Правил N 1314.
При рассмотрении указанного обращения антимонопольным органом установлено, что 21.12.2018 АО "Газпром газораспределение Киров" (исполнитель) и Зверева Е.В. (заявитель) заключили договор N КГФ/ЛИ/Вр/18/89 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Антимонопольным органом установлено, что строительство сетей газопотребления в пределах границ земельного участка Зверевой Е.В. завершено 05.04.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).
При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу, что третьим лицом были осуществлены мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащему ему земельного участка.
17.04.2019 Зверева Е.В. обратилась в АО "Газпром газораспределение Киров" с заявлением об осуществлении мониторинга выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по адресу: г. Киров, п. Дороничи, ул. Веселая, д. 9, в 09 час. 00 мин. 18.04.2019.
Из пояснений Общества, представленных в антимонопольный орган, следует, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по указанному адресу произведен 18.04.2019 специалистом АО "Газпром газораспределение Киров".
27.05.2019 Зверева Е.В. направила в адрес Общества запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, а именно: по осуществлению мониторинга выполнения технических условий о присоединении; о дате подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению).
Письмом от 10.06.2019 АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило Зверевой Е.В. о том, что в целях дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению необходимо представить исполнительную документацию на законченный строительством объект - сеть газопотребления.
Письмом от 06.08.2019 Зверева Е.В. направила в адрес Общества имеющуюся у нее документацию - акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления; акт пневматических испытаний, паспорт газового оборудования, акт ВДПО, а также просила явиться для осуществления мониторинга 08.08.2019 в 8 час. 15 мин., либо согласовать иную дату проведения мониторинга. Ответа на названное письмо не последовало.
Исследовав указанные обстоятельства, Управление заключило, что АО "Газпром газораспределение Киров" допущено нарушение требований подпункта "г" пункта 98, пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в не направлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в течение 10 дней со дня получения запроса; в требовании от Зверевой Е.В. документов (исполнительной документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами N 1314; во включении в технические условия на подключение требований (обязательств), не предусмотренных Правилами N 1314.
По результатам рассмотрения поступивших материалов антимонопольным органом 09.09.2019 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 043/04/9.21-396/2019, которым его деяние квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
23.09.2019 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 043/04/9.21-396/2019, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес Общества выдано обязательное для исполнения представление от 23.09.2019, которым на него возложена обязанность: 1) исключить из технических условий на подключение, выданных Зверевой Е.В., требования, не предусмотренные Правилами N 1314, в частности, производство скрытых работ производить в присутствии представителя филиала АО "Газпром газораспределение Киров" в г. Кирове (пункт 9.7 технических условий); направить в адрес филиала АО "Газпром газораспределение Киров" в г. Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления (пункт 9.8.1 технических условий); заключить договор со специализированной организацией или с АО "Газпром газораспределение Киров" на пуско-наладочные работы, на техническое и аварийное обслуживание газопровода, газоиспользующего оборудования (пункт 9.8.2 технических условий); 2) не предъявлять Зверевой Е.В. требования о направлении (представлении) в АО "Газпром газораспределение Киров" исполнительной документации на сеть газопотребления при осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий по договору от 21.12.2018.
АО "Газпром газораспределение Киров" не согласилось с постановлением и представлением УФАС и обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения, об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, а также об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзывов на жалобу и дополнений к отзыву антимонопольного органа, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами N 1314.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности;
под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Из пункта 60 Правил N 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Подпункт "г" пункта 98 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель обязан по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Несоблюдение Правил N 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом судом случае договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения подписан между АО "Газпром газораспределение Киров" и Зверевой Е.В. 21.12.2018.
Пунктом 7 данного договора установлено право заявителя (потребителя) получать информацию о ходе выполнения исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства не позднее 10 дней со дня получения исполнителем запроса заявителя в письменной форме.
Из материалов дела усматривается, что 27.05.2019 Общество получило от представителя Зверевой Е.В. запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, а именно: по осуществлению мониторинга выполнения технических условий о присоединении; о дате подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению).
В течение 10 дней со дня получения названного запроса Общество обязано было направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению). Данный срок истек 06.06.2019.
Письмом от 10.06.2019 N КГ-ВЛ-26/2453АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило Зверевой Е.В. о том, что в целях дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению необходимо представить исполнительную документацию на законченный строительством объект - сеть газопотребления.
Таким образом, ненаправление Обществом в установленный срок (06.06.2019) информации о ходе выполнений мероприятий по подключению образует событие вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (в части нарушения Обществом подпункта "г" пункта 98 Правил N 1314), является правомерным.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение пункта 104 Правил N 1314, выразившееся в требовании от Зверевой Е.В. документов (исполнительной документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами N 1314; во включении в технические условия на подключение требований (обязательств), не предусмотренных Правилами N 1314.
По утверждению АО "Газпром газораспределение Киров", указанные действия Общества не противоречат действующему законодательству и нормам Правил N 1314, напротив, соответствуют общим требованиям, направленным на обеспечение надежности и безопасности при газификации жилого дома, отвечающим интересам собственника.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о доказанности события и состава вмененного Обществу административного правонарушения в части указанного эпизода исходя из следующего.
По смыслу подпункта "а" пункта 83 Правил N 1314 договор о подключении включает в себя существенные условия, в частности перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.
Согласно пункту 97 Правил N 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.
В подпункте "б" пункта 98 Правил N 1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".
Исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении (подпункт "а" пункта 99 Правил N 1314).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 100 Правил N 1314 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт "а"); при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт "б").
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил N 1314).
В соответствии с пунктом 104 Правил N 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.
Применительно к рассматриваемому случаю условиями договора от 21.12.2018 N КГФ/ЛИ/Вр/18/89 о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения, заключенного между Обществом и третьим лицом, предусмотрено, что исполнитель принимает на себя обязательство по мониторингу выполнения третьим лицом технических условий и фактическому присоединению объекта капитального строительства строящегося индивидуального жилого дома к сети газораспределения, а Зверева Е.В. принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей земельного участка.
Согласно пункту 2 названного договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению N 1.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 10 рабочих дней со дня подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (пункт 3 договора от 21.12.2018).
Пункт 11 договора от 21.12.2018 устанавливает порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения - не реже 2 раз в период действия договора в согласованные сторонами дни при условии обеспечения доступа к объекту.
Зверевой Е.В. выданы технические условия (Приложение N 1 к данному договору) на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения. В данные технические условия включены следующие положения:
- производство скрытых работ, а также работ в охранной зоне существующего газопровода производить в присутствии представителя филиала АО "Газпром газораспределение Киров" (пункт 9.7);
- направить в адрес Общества исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя, акт проверки технического состояния дымового и вентиляционного каналов, подписанный организацией, имеющей лицензию.
Рекомендуем в состав исполнительной документации включить контрольно-исполнительную съемку (пункт 9.8.1);
- заключить договоры со специализированной организацией или с АО "Газпром Газораспределение Киров" на пуско-наладочные работы; на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования (пункт 9.8.2).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 17.04.2019 Зверева Е.В. в адрес АО "Газпром газораспределение Киров" направила заявление об осуществлении мониторинга выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по адресу: г. Киров, п. Дороничи, ул. Веселая, д. 9, в 09 час. 00 мин.
Из пояснений Общества, представленных в ходе рассмотрения Управлением жалобы третьего лица, следует, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении газового оборудования по указанному адресу произведен 18.04.2019 специалистом АО "Газпром газораспределение Киров".
27.05.2019 представителем Зверевой Е.В. в адрес Общества направлен запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, а именно: по осуществлению мониторинга выполнения технических условий о присоединении; о дате подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению).
В письме от 10.06.2019 АО "Газпром газораспределение Киров" сообщило Зверевой Е.В. о том, что в целях дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению необходимо представить исполнительную документацию на законченный строительством объект - сеть газопотребления.
Письмом от 06.08.2019 Зверева Е.В. направила в адрес Общества имеющуюся у нее документацию - акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления; акт пневматических испытаний, паспорт газового оборудования, акт ВДПО, а также просила явиться для осуществления мониторинга 08.08.2019 в 8 час. 15 мин., либо согласовать иную дату проведения мониторинга. Ответа на названное письмо не последовало.
Подпункт "б" пункта 97 Правил N 1314 определяет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
В части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (часть 3 статьи 48 ГрК РФ).
Руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 "Об утверждении "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", суд первой инстанции верно заключил, что проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства не разрабатывается, в связи с чем не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта индивидуального жилищного строительства, находящиеся в границах земельного участка, потребителя.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае предполагается подключение индивидуального жилого дома, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования Общества у Зверевой Е.В. исполнительной документации на сеть газопотребления, а также включение в технические условия на подключение требований (обязательств) направить в адрес филиала АО "Газпром газораспределение Киров" в г. Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления противоречат пункту 104 Правил N 1314.
По утверждению АО "Газпром газораспределение Киров", Общество имеет право испрашивать у заявителя исполнительно-техническую документацию, поскольку Общество должно реализовать свою обязанность по проверке выполнению технических условий со стороны заявителя.
Между тем анализ вышеизложенных норм законодательства, по правомерному замечанию суда первой инстанции, запрещает требовать от заявителя сведения и документы, не предусмотренные Правилами N 1314, на что имеется прямое указание в пункте 72 указанных Правил.
В рассматриваемом деле с учетом конкретных его обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с позицией антимонопольного органа о том, что газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту, а не путем требования исполнителя о направлении заявителем в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации.
В соответствии с пунктом 9.7 технических условий к договору от 21.12.2018 Обществом предъявлены требования о производстве скрытых работ, а также работ в охранной зоне существующего газопровода в присутствии представителя филиала АО "Газпром газораспределение Киров".
Подпункт "а" пункта 99 Правил N 1314 предусматривает, что исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении.
Согласно буквальному толкованию данной нормы исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ, а не при их производстве. Суд первой инстанции верно указал, что право исполнителя участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов не порождает обязанность заявителя осуществлять производство скрытых работ в присутствии представителя исполнителя.
Вопреки доводам Общества Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 16.08.2018 N 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" (далее - Методические указания), на которые ссылается апеллянт, не наделяют его правом на участие в производстве скрытых работ. Как указывает само Общество, данные Методические указания определяют расходы, в том числе на участие в приемке скрытых работ на сети газопотребления объекта капитального строительства.
Аргументы Общества о том, что типовой формой акта о готовности сетей и оборудования к подключению, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713, предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям, что Федеральная антимонопольная служба, определяя состав расходов на мониторинг, устанавливает необходимость и обязательность проверки со стороны исполнителя исполнительной (технической) документации, судом апелляционной инстанции рассмотрены и не принимаются исходя из следующего.
Осуществление АО "Газпром газораспределение Киров" действий по мониторингу выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713. Как верно указывает заявитель, данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Вместе с тем включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, а также содержание в Методических указаниях ссылки на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, в рассматриваемом судом случае не свидетельствуют о правомерных и обоснованных действиях Общества относительно требования у заявителя (потребителя) направления в его адрес исполнительно-технической документации и об обязанности заявителя (потребителя) направлять данную документацию газораспределительной организации (газораспределительная организация вправе проверять техническую документацию на соответствие техническим условиям непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем (потребителем) доступа к объектам капитального строительства).
Согласно пункту 9.8.2 технических условий к договору от 21.12.2018 Обществом предъявлены требования о заключении договоров со специализированной организацией или с АО "Газпром Газораспределение Киров" на пуско-наладочные работы; на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования.
Пункт 28 Правил N 1314 содержит исчерпывающий перечень выдаваемых исполнителем технических требований, дополнительных требований названной нормой не предусмотрено.
При таких обстоятельствах предъявление Обществом дополнительных требований, изложенных в пунктах 9.8.1 и 9.8.2 технических условий к договору от 21.12.2018, является неправомерным, противоречащим положениям пункта 104 Правил N 1314.
Рассмотрев доводы Общества, приведенные в дополнениях к апелляционной жалобе, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами "б", "в", "г" пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения предусматривает, среди прочего выдачу технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий ("б"); заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 ("в"); выполнение заявителем и исполнителем технических условий ("г").
В пункте 28 Правил N 1314 определено, что технические условия должны содержать следующие данные:
а) максимальная нагрузка (часовой расход газа);
б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям;
в) срок действия технических условий;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
По смыслу подпункта "з" пункта 83 Правил N 1314 технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 названных Правил, являются существенным условием договора о подключении.
Технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Действительно, как указывает заявитель, подпункт "д" пункта 75 Правил N 1314 предусматривает возможность включения в технические условия других условий подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения.
Вместе с тем установленная приведенной нормой возможность касается исключительно включения в технические условия других условий подключения, но не включения дополнительных требований, на чем необоснованно настаивает заявитель.
Данная норма не может быть истолкована как предоставляющая заявителю неограниченные возможности в части включения в технические условия иных дополнительных требований к потребителю. Исходя из содержания данной нормы, на которую ссылается Общество, применяемое словосочетание "другие условия подключения" не тождественно понятию "дополнительные требования". В пункте 72 Правил N 1314 законодателем установлен императивный запрет, согласно которому исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами. В рассматриваемом случае данными Правилами не предусмотрено право Общества запрашивать у заявителя (потребителя) исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления в ходе проведения мониторинга выполнения технических условий, равно как не предусмотрена обязанность третьего лица по предоставлению такой исполнительно-технической документации. Иного из толкования положений пунктов 72, 104 Правил N 1314 не следует. Антимонопольным органом в оспариваемом постановлении Обществу вменено в вину включение в Технические условия определенных (конкретных) требований, не соответствующих Правилам N 1314 и действующему законодательству, в связи с чем ссылка заявителя на возможность включения в Технические условия других условий подключения безотносительна к вменяемому нарушению.
Ссылка Общества на СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 Газораспределительные системы" судом апелляционной инстанции рассмотрена и не принимается, поскольку в рассматриваемом судом деле с учетом вышеизложенного не свидетельствует об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы относительно включения в технические условия требования о предоставлении исполнителю акта проверки технического состояния дымового и вентиляционного каналов (пункт 9.8.1 технических условий) апелляционным судом отклоняется как не имеющий правового значения, поскольку при вынесении оспариваемого постановления антимонопольный орган не вменял АО "Газпром газораспределение Киров" данный эпизод.
Факт выявленных в деятельности Общества как субъекта естественной монополии нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии АО "Газпром газораспределение Киров" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Ссылка заявителя на судебную практику, позицию Общества не подтверждает, поскольку названные им судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Правовых и фактических оснований для применения положений, предусмотренных статьями 2.9, 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не установил.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (абзац 3 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Поскольку оснований для признания незаконным постановления УФАС от
23.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении не установлено, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Представление является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленное. Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях. Определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, о чем заявитель просит в жалобе, не имеется.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.01.2020 по делу N А28-14805/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14805/2019
Истец: АО "Газпром газораспределение Киров"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: Зверева Елена Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12954/20
04.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1518/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-14805/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14805/19