Нижний Новгород |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А28-13419/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Шурыгина А.Н. (доверенность от 27.12.2018 N 1345),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020
по делу N А28-13419/2019
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
(ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
о признании недействительным решения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Малахит"
(ИНН: 4345461419, ОГРН: 1174350002485),
и установил:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.07.2019 N 08/02-18 (в полном объеме изготовлено 23.07.2019).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Малахит" (далее - ООО "Малахит").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.06.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что Общество при превышении нормативных сроков отключения горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов не повлекло ущемление законных интересов ООО "Малахит" при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг. По мнению кассатора, у антимонопольного органа отсутствовали полномочия для рассмотрения по существу заявления ООО "Малахит" на действия Общества. Заявитель полагает, что ремонтные работы по устранению дефектов (инцидентов) на тепловых сетях являются внеплановыми (аварийными). К таким ремонтным работам установленный пунктом 3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), четырнадцатидневный срок применению не подлежит.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Управление и ООО "Малахит", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования "Город Киров", осуществляет передачу и распределение тепловой энергии в границах присоединенных сетей на территории города Кирова.
Объекты теплоснабжения, посредством которых осуществляется снабжение тепловой энергией жителей города Кирова, переданы Обществу во временное владение и пользование по договорам субаренды от 30.06.2008 N 5507000256, 5507000257, заключенным с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5", которому, в свою очередь, данные объекты переданы муниципальным образованием "Город Киров".
Согласно пункту 3.3.3 договоров субаренды от 30.06.2008 на Общество возложена обязанность по принятию мер к бесперебойному обеспечению теплоснабжения и горячего водоснабжения населения города Кирова, иных абонентов, присоединенных к сетям, переданным в составе имущества, а также Общество обязано подготавливать указанное имущество к безаварийной эксплуатации в отопительном сезоне, самостоятельно нести ответственность за бесперебойное и качественное теплоснабжение абонентов в соответствии с условиями заключенных договоров. Пунктом 3.3.4 договоров субаренды предусмотрено, что субарендатор обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, в том числе осуществлять за свой счет его текущий и капитальный ремонт (капитальный и текущий ремонт не относится к улучшению имущества). В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению последствий событий. Пунктом 3.3.5 договоров субаренды Обществу предоставлено право с согласия арендатора осуществлять реконструкцию, модернизацию имущества и строительство новых объектов с отнесением указанных расходов на арендатора, который засчитывает их в счет арендной платы за имущество в пределах и порядке, установленном разделом 4 договора.
Общество и ООО "Малахит" заключили договор теплоснабжения от 10.08.2017 N 917111, на основании которого осуществляется горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении последнего.
ООО "Малахит" осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Киров, ул. Жуковского, д. 4А (договор управления многоквартирным домом от 13.03.2018 N 381), ул. Свердлова, д. 28А (договор управления многоквартирным домом от 14.05.2018 N 103), пер. Луговой, д. 3 (договор управления многоквартирным домом от 11.05.2018 N 355), ул. Ленина, д. 190, корп. 5 (договор управления многоквартирным домом от 17.04.2018 N 15), ул. Милицейская, д. 76А (договор управления многоквартирным домом от 09.11.2017), ул. Московская, д. 135 (договор управления многоквартирным домом от 22.09.2017).
В Управление 15.10.2018 поступило заявление ООО "Малахит" на действия Общества в связи с длительным отсутствием горячего водоснабжения в указанных жилых домах.
Управление в названных действиях Общества усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем вынесло приказ от 12.12.2018 N 110 о возбуждении в отношении Общества дела N 08/02-18 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившегося в затягивании сроков проведения ремонтных работ на тепловых сетях, посредством которых осуществляется подача горячего водоснабжения в некоторые многоквартирные жилые дома города Кирова, находящиеся в управлении третьего лица.
В ходе комиссионного рассмотрения названного дела комиссия Управления установила, что администрацией муниципального образования "Город Киров" принято постановление от 11.05.2018 N 1220-П "Об окончании отопительного периода 2017-2018 годов и проведении испытаний тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров". Данным постановлением предусмотрено завершение отопительного периода в муниципальном образовании "Город Киров" с 11.05.2018; рекомендовать руководителям организаций, эксплуатирующих объекты теплового хозяйства, провести гидравлические испытания тепловых сетей на плотность для выявления дефектных участков в системе централизованного теплоснабжения по отдельным графикам ресурсоснабжающих организаций. При проведении текущего ремонта и испытаний магистральных тепловых сетей города Кирова руководствоваться подпунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Общество направило Управлению письмо от 04.02.2019, в котором сообщило, что согласование с администрацией муниципального образования "Город Киров" сроков отключения горячего водоснабжения не проводилось.
В многоквартирных жилых домах г. Кирова отсутствовало горячее водоснабжение по следующим адресам: ул. Жуковского, д. 4А горячее водоснабжение отсутствовало в периоды с 11.05.2018 по 08.06.2018 (29 дней), с 17.07.2018 по 01.08.2018 (16 дней); ул. Свердлова, д. 28А в период с 17.05.2018 по 05.06.2018 (21 день); пер. Луговой, д. 3 в период с 09.06.2018 по 21.08.2018 (74 дня); ул. Ленина, д. 190, корп. 5 в период с 26.06.2018 по 23.07.2018 (28 дней); ул. Милицейская, д. 76А в период с 10.07.2018 по 29.08.2018 (51 день); ул. Московская, д. 135 в период с 08.08.2018 по 22.08.2018 (15 дней).
Комиссия Управления установила, что продление срока проведения ремонтных работ по устранению дефектов на сетях, превышающего нормативный срок, не согласовывалось с администрацией муниципального образования "Город Киров" в нарушение пункта 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 и пункта 6.145 Типовой инструкции технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N 285.
По итогам анализа материалов дела N 08/02-18 Управление пришло к выводу, что Общество не предприняло достаточных и своевременных мер, направленных на соблюдение нормативного срока отключения горячего водоснабжения домов, не совершило достаточных действий, направленных на устранение возникших дефектов.
Комиссия Управления по делу N 08/02-18 10.07.2019 принято решение (в полном объеме изготовлено 23.07.2019), которым в действиях Общества, выразившихся в затягивании сроков проведения ремонтных работ на тепловых сетях, посредством которых осуществляется горячее водоснабжение спорных домов, приведших к превышению нормативного срока отключения горячего водоснабжения, установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Обществу не выдавалось.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 08/02-18 Управление провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения в муниципальном образовании "Город Киров" за 2018 год. По итогам анализа установлено, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах присоединенных тепловых сетей на территории муниципального образования "Город Киров" с долей 100 процентов.
Таким образом, Общество при осуществлении данной деятельности обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются ГК РФ, ЖК, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и иными нормативными актами.
В пункте 1 статьи 539 ГК РФ определено содержание договора энергоснабжения. В силу пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам.
В части 15 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
Согласно пункту 4 раздела II Приложения 1 к Правилам N 354 услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Аналогичное положение содержится в пункте 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
СанПиН 2.1.4.2496-09 не устанавливает отдельных сроков на проведение испытания тепловых сетей на плотность и прочность системы централизованного теплоснабжения и отдельных сроков на устранение выявленных дефектов на системах центрального теплоснабжения. Из буквального толкования пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что законодателем установлен предельный срок отключения горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов.
СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу пункта 1.2 является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Проанализировав названные положения суды отметили, что продолжительность устранения неисправностей на сетях и текущего ремонта систем горячего водоснабжения определена нормативно; соблюдение указанной продолжительности обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Проведение испытаний тепловых сетей на плотность и прочность и последующее устранение выявленных дефектов, сопряженные с отключением горячей воды, должны быть завершены в 14-дневный срок. Нарушение такого срока путем его произвольного самостоятельного регулирования обязанными лицами недопустимо, поскольку, безусловно, влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и в необходимом объеме, а иных хозяйствующих субъектов - на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг и надлежащее исполнение обязанностей.
Как следует из материалов дела, продолжительность проводимых Обществом ремонтных работ, направленных на устранение дефектов на тепловых сетях, выявленных в процессе осуществления гидравлических испытаний, по спорным многоквартирным домам значительно превышала указанные предельные допустимые сроки.
Общество полагает, что выявленные в ходе гидравлических испытаний дефекты являлись инцидентами, а работы по их устранению - внеплановыми (аварийными), а не профилактическими, в связи с чем требование пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 неприменим к рассматриваемой ситуации.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98, утвержденной РАО "ЕЭС России" 06.07.1998 (далее - Типовая инструкция РД 153-34.0-20.507-98), ремонт тепловой сети представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств тепловой сети и входящих в нее оборудования и сооружений.
В силу пункта 9.1.2 названной Инструкции ремонт тепловой сети подразделяется на текущий ремонт, к которому отнесены работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений; и капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции, или они заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные качества ремонтируемой сети.
Согласно пункту 9.2.1 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 объем ремонтных работ по каждому эксплуатационному району определяется с учетом дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, а также на основании данных испытаний, аварийных вскрытий, диагностических работ и ревизий. При этом на основании пункта 9.2.3 Инструкции работы по текущему ремонту тепловой сети должны производиться регулярно в течение года по графику.
В пункте 9.2.7 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 установлено, что при составлении плана-графика ремонтных работ по каждому эксплуатационному району организацией, эксплуатирующей тепловые сети, должны быть приняты реальные минимальные сроки окончания работ по текущему и капитальному ремонтам с тем, чтобы не допускать длительных перерывов горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 6.2.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона. Порядок проведений испытаний на прочность и плотность установлен в пункте 6.2.14 Правил, согласно которому испытываемый участок трубопровода отключается от действующих сетей; в самой высокой точке участка испытываемого трубопровода (после наполнения его водой и спуска воздуха) устанавливается пробное давление, которое плавно повышается в соответствии с нормативно-технической документацией на трубопровод, испытательное давление должно быть выдержано не менее 10 минут и затем снижено до рабочего. При этом подготовительные мероприятия заключаются только в отключении необходимого оборудования тепловых сетей, отключение водоснабжения жилых домов за 5 дней до даты проведения гидравлических испытаний не требуется.
Согласно пункту 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), и пункту 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285 (далее - Типовая инструкция N 285), графики ремонта тепловых сетей, отключение которых приводит к ограничению горячего водоснабжения в межотопительный период, должны быть согласованы с местными органами управления.
В пункте 12 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 установлено, что в случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта.
В части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования "Город Киров" от 11.05.2018 N 1220-П принято решение об окончании отопительного периода 2017 - 2018 годов на территории города Кирова с 11.05.2018, руководителям организаций, эксплуатирующих объекты теплового хозяйства, рекомендовано провести гидравлические испытания тепловых сетей на плотность с целью выявления дефектных участков. В постановлении организациям, эксплуатирующим объекты теплового хозяйства, отдельно указано на необходимость при проведении испытаний и ремонта руководствоваться пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласование сроков отключения горячего водоснабжения Общество с администрацией города Кирова не проводило, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В нарушение пункта 6.2.7 Правил N 229 и пункта 6.145 Типовой инструкции N 285 продление срока проведения ремонтных работ по устранению дефектов на сетях Обществом не согласовывалось с администрацией города Кирова. Достаточных оснований полагать, что дефекты на тепловых сетях устранялись в согласованные с органом местного самоуправления сроки, не усматривается.
В соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции N 285 аварией признается повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта на срок 36 часов и более.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованно указали, что материалы дела свидетельствуют о проведении Обществом текущих (профилактических) ремонтных работ. Вопреки позиции заявителя жалобы, работы проводились им после гидравлических испытаний с целью устранения дефектов на тепловых сетях и не могут быть отнесены к аварийным работам.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что превышение Обществом нормативных сроков отключения горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов является неправомерным. Такое поведение Общества, безусловно, влечет возможность ущемления прав как конечных потребителей коммунальных услуг - граждан (добросовестных плательщиков) в части получения коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества и в необходимых объемах, так и прав и законных интересов ООО "Малахит" в сфере осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг.
Гарантия бесперебойного горячего водоснабжения закреплена законом, носителем данной гарантии в числе иных субъектов является и ресурсоснабжающая организация, роль которой в процессе поставки коммунального ресурса является определяющей, действия (бездействие) Общества, приводящие к превышению предельных сроков устранения неисправностей, стали возможны исключительно в силу обладания рыночной властью и являются злоупотреблением доминирующим положением.
В случае проявления Обществом должной степени внимательности и осмотрительности, принятия всех необходимых и своевременных мер по устранению возникших дефектов (в том числе уведомление подрядчика о необходимости проведения ремонтных работ, ведение претензионной работы) период отсутствия у населения горячего водоснабжения мог бы не превысить установленный срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом названной статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что действия Общества представляют собой злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Данные действия стали возможными вследствие злоупотребления Обществом рыночной властью, подпадают под сферу регулирования антимонопольного законодательства. Конечные потребители и ООО "Малахит" не имеют возможности изменить контрагента - поставщика тепловой энергии. Результатом таких действий явилось, в том числе необоснованное ограничение граждан в их праве на бесперебойное получение коммунальной услуги горячего водоснабжения, ущемление интересов ООО "Малахит".
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали, что оспариваемое решение Управления по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 08/02-18 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции соответствует закону, не нарушает права заявителя и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А28-13419/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом названной статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что действия Общества представляют собой злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Данные действия стали возможными вследствие злоупотребления Обществом рыночной властью, подпадают под сферу регулирования антимонопольного законодательства. Конечные потребители и ООО "Малахит" не имеют возможности изменить контрагента - поставщика тепловой энергии. Результатом таких действий явилось, в том числе необоснованное ограничение граждан в их праве на бесперебойное получение коммунальной услуги горячего водоснабжения, ущемление интересов ООО "Малахит".
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали, что оспариваемое решение Управления по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 08/02-18 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции соответствует закону, не нарушает права заявителя и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф01-13123/20 по делу N А28-13419/2019