Нижний Новгород |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А28-9093/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 года.
Дата изготовления решения в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего судьи Чижова И.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поморцевой А.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ИНН: 4346011123, ОГРН: 1024301316280) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015,
заинтересованные лица - Управление финансов Лузского района Кировской области (ИНН: 4316004792, ОГРН: 1084316000680), администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (ИНН: 4316003799, ОГРН: 1054300514047),
и установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление финансов Лузского района Кировской области (далее - Управление финансов), администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (далее - Администрация).
Доводы заявителя основаны на положениях Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), разъяснениях, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации), а также практике Европейского Суда по правам человека.
Администрация в отзыве на заявление просила суд удовлетворить требования Общества частично - в размере 30 000 рублей. При этом Администрация указывает на наличие объективных препятствий, повлиявших на неисполнение решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015, а именно на приостановление Управлением финансов с 15.03.2016 расходных операций по всем лицевым счетам Администрации в связи с наличием у последней в существенном размере муниципального долга по исполнительным листам (по состоянию на июль 2020 года задолженность по исполнительным листам, по которым должником является Администрация, составила 9 249 790 рублей 74 копейки).
В возражениях на отзыв ОАО "Коммунэнерго" указало, что отсутствие достаточных для исполнения судебного акта по делу N А28-9502/2015 денежных средств у должника не является основанием для уменьшения размера заявленной компенсации, поскольку не может быть признано объективными причинами нарушения срока исполнения решения.
Лицами, участвующими в деле, определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2020 о принятии заявления о присуждении компенсации к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания, судебного заседания получено.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
Представитель Общества в предварительном судебном заседании 01.09.2020 поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа определением от 01.09.2020 завершил подготовку дела к судебному разбирательству и назначил дело к судебному разбирательству на 23.03.2020.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.09.2020 произведена замена судьи Камановой М.Н. на судью Бабаева С.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение заявления начато с начала.
ОАО "Коммунэнерго" заявило ходатайство о рассмотрении заявления 23.09.2020 без участия представителя.
Управление финансов в отзыве от 21.09.2020 N 523 на заявление пояснило, что не является финансовым органом муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области" в рамках соглашения, заключенного с Администрацией, осуществляет кассовое обслуживание муниципального бюджета Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, с муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области" в пользу Общества за счет казны муниципального образования взыскано в субсидиарном порядке 2 086 658 рублей 27 копеек долга.
Указанное решение суда первой инстанции в соответствии со статьями 176 (часть 2) и 180 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу 05.05.2016. ОАО "Коммунэнерго" 16.05.2016 выдан исполнительный лист серии ФС N 007023919, который с сопроводительным письмом от 27.12.2017 N 22-07/10275 направлен Обществом в Управление финансов и получен адресатом 15.01.2018.
Неисполнение решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015 послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением, в котором за нарушение права на исполнение в разумный срок указанного судебного акта просит присудить ему компенсацию в размере 387 344 рублей 32 копеек.
Рассмотрев доводы заявителя и заинтересованного лица, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации (часть 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 19 Постановления о компенсации разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд округа установил, что начало срока для исполнения судебного акта в рассматриваемом случае следует исчислять с 15.01.2018, и он истек 15.04.2018.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзацу первому пункта 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 46 Постановления о компенсации действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета.
В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации, присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исследовав материалы дела во взаимосвязи и в совокупности, суд округа пришел к выводу о том, что исполнительный лист серии ФС N 007023919, выданный Арбитражным судом Кировской области, своевременно представлен в Управление финансов, а заявление взыскателя содержит все необходимые реквизиты.
Далее, согласно разъяснениям, данным в пункте 55 Постановления о компенсации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В отношении разумного срока исполнения судебного акта Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что задержка менее чем в год в исполнении решения о присуждения денежной выплаты в принципе совместима с Конвенцией, тогда как более длительная задержка на первый взгляд представляется неразумной. Однако эта презумпция может быть отклонена при наличии особых обстоятельств и с надлежащим учетом вышеупомянутых критериев "разумности" (постановление от 01.07.2014 по делу "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации", § 169).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд округа пришел к выводу о том, что общая продолжительность неисполнения решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015, исчисляемая с даты поступления исполнительного листа в Управление финансов (15.01.2018), на дату рассмотрения заявления составила 960 дней, то есть более двух лет.
Такой срок исполнения судебного акта окружной суд расценивает как не отвечающий критерию разумности. Более того, на момент рассмотрения заявления о присуждении компенсации судебный акт не исполнен в полном объеме, что подтверждено Администрацией в отзыве от 14.08.2020 N 1981 и дополнениями к нему.
Ссылка Администрации на существующие объективные факторы, повлиявшие на длительность исполнения судебного акта (решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015), а именно наличие значительного муниципального долга, судом округа не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Так, Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции (постановления: по делу "Бурдов (Burdov) против России" от 07.05.2002 - жалоба N 59498/00, § 35; по делу "Кукало (Kukalo) против Российской Федерации" от 03.11.2005 - жалоба N 63995/00, § 49; по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) от 15.01.2009 - жалоба N 33509/04, § 70).
Таким образом, исходя из недостаточности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебных актов действий Администрации и общей продолжительности неисполнения судебного акта, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел установленным нарушение права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок, а требование о присуждении компенсации - правомерным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления о компенсации, установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 2 Закона о компенсации определено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме (часть 1). Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека (часть 2).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, с учетом практики Европейского Суда по правам человека при данных обстоятельствах является обоснованным присуждение компенсации, исчисляемой исходя из ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на момент спорных правоотношений с невыплаченного по судебному решению долга (уменьшаемого в связи с частичными платежами).
С учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13 при расчете суммы компенсации должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки, при определении ставки процентов - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Поскольку исполнительный лист серии ФС N 007023919 получен Управлением финансов 15.01.2018, заявитель вправе истребовать компенсацию за неисполнение в разумный срок решения от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015 с момента истечения трехмесячного срока на исполнение судебного акта, то есть с 17.04.2018 (с учетом выходных нерабочих дней).
Соответственно, суд рассчитывает компенсацию с 17.04.2018 по 01.08.2020 (дата, указанная заявителем в заявлении о присуждении компенсации), исходя из суммы долга 2 086 658 рублей 27 копеек. Компенсация при данных условиях составила 330 604 рубля 60 копеек.
При таких обстоятельствах требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит частичному удовлетворению в сумме 330 604 рублей 60 копеек.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в приведенном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 60 Постановления о компенсации), а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Исполнение решения суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок производится в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления о компенсации разъяснено, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Суд кассационной инстанции полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы сторон, представленные доказательства и, руководствуясь, в том числе положениями статьи 5 Закона о банкротстве, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области", Положением об Управлении финансами Лузского района Кировской области, соглашением между администрацией муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области" и администрацией муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" от 27.10.2012, пришел к выводу, что исходя из указанных в данных нормативных актах функций и полномочий именно Администрация является тем финансовым органом муниципального образования, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу о присуждении компенсации, а Управление финансов - органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении арбитражного суда указывается на распределение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления о присуждении компенсации.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о присуждении компенсации в сумме 6000 рублей (подпункт 14 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на Администрацию.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявленное требование удовлетворить.
Присудить открытому акционерному обществу "Коммунэнерго" компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2016 по делу N А28-9502/2015 в сумме 330 604 рублей 60 копеек.
Обязать администрацию Лузского городского поселения Лузского района Кировской области в трехмесячный срок со дня поступления на исполнение настоящего решения выплатить за счет средств местного бюджета муниципального образования Лузское городское поселение Лузского района Кировской области в пользу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ИНН: 4346011123, ОГРН: 1024301316280): компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта в размере 330 604 рублей 60 копеек; проценты годовых от суммы компенсации по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды, увеличенной на три процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока и до полной уплаты суммы компенсации; расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 6000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет открытого акционерного общества "Коммунэнерго" N 40702810892000001826 в Филиале Банка ВТБ (ПАО) в г. Кирове, корреспондентский счет N 30101810200000000705, БИК N 043304705.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Управление финансов Лузского района Кировской области.
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Суд кассационной инстанции полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы сторон, представленные доказательства и, руководствуясь, в том числе положениями статьи 5 Закона о банкротстве, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области", Положением об Управлении финансами Лузского района Кировской области, соглашением между администрацией муниципального образования "Лузское городское поселение Лузского района Кировской области" и администрацией муниципального образования "Лузский муниципальный район Кировской области" от 27.10.2012, пришел к выводу, что исходя из указанных в данных нормативных актах функций и полномочий именно Администрация является тем финансовым органом муниципального образования, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта по делу о присуждении компенсации, а Управление финансов - органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Администрации."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф01-12512/20 по делу N А28-9093/2020