Нижний Новгород |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А29-9577/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Турышева А.А. (доверенность от 27.08.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Коми ФМ"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.11.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020
по делу N А29-9577/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коми ФМ"
(ИНН: 1101145597, ОГРН: 1131101007840)
о признании незаконным решения государственного казенного учреждения
Республики Коми "Коми реклама" (ИНН: 1101155740, ОГРН: 1171101000322),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар",
администрация Главы Республики Коми,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коми ФМ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения государственного казенного учреждения Республики Коми "Коми реклама" (далее - Учреждение) об отказе во включении рекламных мест по адресам: улица Морозова, район дома 2; улица Куратова, район дома 37; улица Первомайская, район дома 18 улица Коммунистическая; улица Малышева, район дома 1; улицы Коммунистическая - Первомайская, сторона центрального бассейна; улица Интернациональная, район дома 18; улицы Первомайская - Бабушкина, район дома 31; улица Коммунистическая, район дома 18 ("Детский мир"); улица Первомайская, район дома 72; улица Коммунистическая, напротив дома 20; улица Коммунистическая, район дома 19; улица Ленина, район дома 28; улицы Орджоникидзе - Интернациональная; проспект Октябрьский, район дома 16; улицы Коммунистическая - Карла Маркса, район перекрестка, в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Схема), изложенного в письме от 15.04.2019 N 03-41/616.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и администрация Главы Республики Коми (далее - Администрация).
Решением суда от 06.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что на спорные рекламные конструкции Обществу уполномоченным органом в соответствии с действующим порядком были выданы разрешения на установку и эксплуатацию. Рекламные конструкции, установленные до вступления в силу приказа администрации Главы Республики Коми от 11.05.2018 N 39-р "О некоторых вопросах распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми" (далее - Приказ N 39-р), могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Утверждение новых правил размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований в Республике Коми не является основанием для отказа во включении в Схему спорных рекламных конструкций, установленных в соответствии с ранее выданными разрешениями со сроком действия до 2025 года. Отказ со ссылкой на такое обстоятельство должен быть расценен как злоупотребление правом.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Общество 04.04.2019 обратилось в Учреждение с заявлением о включении в Схему рекламных мест, расположенных по адресам: улица Морозова, район дома 2; улица Куратова, район дома 37; улица Первомайская, район дома 18 улица Коммунистическая; улица Малышева, район дома 1; улицы Коммунистическая - Первомайская, сторона центрального бассейна; улица Интернациональная, район дома 18; улицы Первомайская - Бабушкина, район дома 31; улица Коммунистическая, район дома 18 ("Детский мир"); улица Первомайская, район дома 72; улица Коммунистическая, напротив дома 20; улица Коммунистическая, район дома 19; улица Ленина, район дома 28; улицы Орджоникидзе - Интернациональная; проспект Октябрьский, район дома 16; улицы Коммунистическая - Карла Маркса, район перекрестка.
Учреждение отказало Обществу во включении запрашиваемых мест в Схему, поскольку размещение спорных типов рекламных конструкций ("еврощит", "сити-борд") в зоне "1" на территории города Сыктывкара не допускается (письмо от 15.04.2019 N 03-41/616).
Общество оспорило решение Учреждения в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 38-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Закон Республики Коми от 05.12.2016 N 123-РЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми" (далее - Закон N 123-РЗ), распоряжением Правительства Республики Коми от 27.12.2016 N 563-р "О наделении администрации Главы Республики Коми полномочиями в сфере рекламы" (далее - Распоряжение Правительства Республики Коми N 563-р), Правилами распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций на территориях муниципальных образований в Республике Коми, утвержденных приказом администрации Главы Республики Коми от 11.05.2018 N 39-р (далее - Правила N 39-р), суд первой инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулирует Закон N 38-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из части 7 статьи 40 Закона N 38-ФЗ, части 1.2 статьи 17 Ф Закона N 131-ФЗ следует, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные Законом о рекламе, могут быть перераспределены между ними.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Республики Коми в сфере рекламы перераспределены в пользу органов исполнительной власти Республики Коми и возложены на Администрацию (Закон N 123-РЗ, Распоряжение Правительства Республики Коми N 563-р).
В соответствии с пунктом 2.7 Положения о составе, порядке разработки, утверждения схем размещения рекламных конструкций на территории Республики Коми и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 06.04.2017 N 212 "О мерах по реализации законодательства в сфере рекламы" разработка схемы размещения рекламных конструкций возложена на Учреждение.
Приказом Администрации от 11.05.2018 N 39-р утверждены Правила N 39-р, которые определяют виды и типы рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территориях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов или частях их территорий.
В пункте 2 данного приказа предусмотрено, что рекламные конструкции, установленные до вступления в силу данного приказа, эксплуатируются до окончания срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленным Законом N 38-ФЗ.
В разделе 2 Правил N 39-р определено, что еврощитом является типовая отдельно стоящая рекламная конструкция большого формата, имеющая внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы (пункт 2.2.3). Под сити-бордом понимается типовая отдельно стоящая рекламная конструкция среднего формата с внутренним или внешним подсветом, имеющая внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы (пункт 2.2.6).
В силу пункта 4.1 Правил N 39-р в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (поселений) обеспечения целостности архитектурной среды и гармоничного распределения рекламных конструкций по территории городских округов (поселений), обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения осуществляется осуществляется деление территории каждого муниципального образования городского округа, муниципального района в Республике Коми на территориальные зоны, которые формируются в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой, в зависимости от плотности застройки.
Для каждой территориальной зоны в зависимости от площади информационных полей устанавливаются виды и типы рекламных конструкций, допустимых к установке.
Зона 1 включает в себя: районы исторической застройки городских округов (поселений), территории, занимаемые местами отдыха общего пользования (парки, скверы, бульвары, площади), территории, отведенные под обслуживание аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов. В территориальной зоне 1 допускается установка отдельно стоящих рекламных конструкций типов: пилларс, пилон, афишная конструкция, рекламная конструкция на остановочном пункте.
Зона 2 включает в себя территории общественной, деловой и финансовой активности, расположенные в центральных частях городских округов (поселений), в том числе прилегающие к зоне 1. В зоне 2 допускается установка уникальных (нестандартных) рекламных конструкций; рекламных конструкций, присоединяемых к зданиям типов: крышная установка, видеоэкран, медиафасад; отдельно стоящих рекламных конструкций типов: пилларс, пилон, афишная конструкция, рекламная конструкция на остановочном пункте, сити-борд, щит 3 x 4, отдельно стоящий видеоэкран;
Зона 3 включает в себя: автомобильные дороги либо участки автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в границах населенных пунктов, обеспечивающие транспортную связь между жилыми, промышленными районами и центрами городских округов (поселений), имеющие транспортную связь с внешними автомобильными дорогами, ведущие к аэропортам, местам массового отдыха общего пользования и поселениям в системе расселения; автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения вне населенных пунктов. В зоне 3 допускается установка всех видов и типов рекламных конструкций с учетом положений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Зона 4 включает в себя территории, не включенные в зоны 1, 2, 3. В зоне 4 допускается установка уникальных (нестандартных) рекламных конструкций; всех типов рекламных конструкций, присоединяемых к зданиям; отдельно стоящих рекламных конструкций следующих типов: пилларс, пилон, рекламная конструкция на остановочном пункте, сити-борд, щит 3 x 4, еврощит, отдельно стоящий видеоэкран.
Границы территориальных зон муниципальных образований городских округов (муниципальных районов) в Республике Коми, а также виды и типы рекламных конструкций, допустимых к размещению в пределах границ территориальных зон, устанавливаются приказом администрации Главы Республики Коми.
Во исполнение Правил N 39-р приказом Администрации от 09.08.2018 N 70-р утверждены границы территориальных зон МОГО "Сыктывкар", а также виды и типы рекламных конструкций, допустимых к размещению в пределах границ территориальных зон.
Таким образом, размещение рекламных конструкций типа "еврощит", сити-борд в пределах границ территориальной зоны 1, не допускается.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что места фактического размещения спорных рекламных конструкций находятся в пределах границ территориальной зоны 1, в пределах которой не допускается размещение рекламных конструкций в виде еврощитов и сити-бордов.
При обращении в Учреждение с заявлением от 04.04.2019 N 22/19 Общество просило включить в схему размещения рекламных конструкций места исходя из их фактического местонахождения в территориальной зоне 1. Из 16 указанных в заявлении конструкций типа "еврощит" 13 рекламных конструкций входят в территориальные зоны 1 или 2, где размещение таких конструкций не допускается. Четыре конструкции могут быть включены в Схему при их фактическом перемещении в территориальную зону 4, поскольку выданными разрешениями на их эксплуатацию допускается размещение таких конструкций в пределах соответствующего кадастрового квартала, в который включается несколько территориальных зон. С заявлением о включении в Схему рекламных конструкций, которые могут быть размещены в территориальной зоне 4, Общество не обращалось.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение об отказе во включении спорных рекламных конструкций в Схему не противоречит Правилам N 39-р, Приказу N 70 и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Ссылка Общества на пункт 2 Приказа N 39-р, предусматривающий, что рекламные конструкции, установленные до вступления в силу данного приказа, эксплуатируются до окончания срока действия разрешения на их установку и эксплуатацию либо до его аннулирования (признания недействительным по основаниям и в порядке, установленным Законом N 38-ФЗ) рассмотрена судами и правомерно отклонена.
Как верно указали суды, необходимость включения данных рекламных конструкций в Схему до окончания переходного периода с учетом фактического изменения схем расположения рекламных конструкций действующим законодательством не предусмотрена. Общество вправе продолжать эксплуатировать на законных основаниях рекламные конструкции до наступления обстоятельств, приведенных в обозначенной норме, без внесения соответствующих рекламных мест в Схему.
Выводы судов основаны на материалах дела не противоречат им. Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.11.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А29-9577/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коми ФМ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из части 7 статьи 40 Закона N 38-ФЗ, части 1.2 статьи 17 Ф Закона N 131-ФЗ следует, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные Законом о рекламе, могут быть перераспределены между ними.
...
В пункте 2 данного приказа предусмотрено, что рекламные конструкции, установленные до вступления в силу данного приказа, эксплуатируются до окончания срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленным Законом N 38-ФЗ.
...
Ссылка Общества на пункт 2 Приказа N 39-р, предусматривающий, что рекламные конструкции, установленные до вступления в силу данного приказа, эксплуатируются до окончания срока действия разрешения на их установку и эксплуатацию либо до его аннулирования (признания недействительным по основаниям и в порядке, установленным Законом N 38-ФЗ) рассмотрена судами и правомерно отклонена."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф01-13158/20 по делу N А29-9577/2019