Нижний Новгород |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А17-6949/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020
по делу N А17-6949/2019
по заявлению акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания"
(ОГРН: 1143702015995; ИНН: 3702733445)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона"
(ОГРН: 1143702022936; ИНН: 3702739662),
и установил:
акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба, надзорный орган) от 21.06.2019 N 4-м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.06.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что к нему неправомерно предъявлены требования оспариваемого предписания, он не обязан проводить корректировку платы за отопление вносимой жителями спорного многоквартирного дома; такая обязанность, с учетом конкретных обстоятельств дела, должна быть возложена на Компанию, которая является исполнителем коммунальных услуг.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Общество и Компания, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Служба в отношении Общества провела внеплановую документарную проверку в период с 31.05.2019 по 21.06.2019 на основании приказа от 31.05.2019 N 1332, изданного в связи с обращением жителя многоквартирного дома по адресу: город Иваново, улица Ташкентская, дом 13 (далее - МКД N 13), по вопросу соблюдения правил предоставления коммунальных услуг.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 21.06.2018 N 10-м.
Инспекция выдала Обществу предписание которым на заявителя возложены следующие обязанности: в срок до 21.08.2019 устранить нарушения требований части 1 статьи 157, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 3(1) Приложения 2 к Правилам N 354, выразившиеся в осуществлении расчета платы за отопление жителям МКД N 13, с января 2018 по февраль 2019 года исходя из нормативов потребления тепловой энергии, путем проведения следующих мероприятий: перерасчет платы за отопление вносимой жителями МКД за период определенного с января 2018 по декабрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, определенного с учетом показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) с 01.01.2017 по 26.05.2017, и среднемесячного за отопительный период объема потребления тепловой энергии, с января 2019 по февраль 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, с учетом показаний ОДПУ с 19.12.2018 по 31.12.2018 в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354.
Общество, полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 154, 155, 157, 161, 162 ЖК РФ, положениями Правил N 354, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Суды установили, что с 2017 года на основании протокола общего собрания собственников помещений от 31.01.2017 N 2 и договора Компания является управляющей организацией в отношении МКД N 13.
Компания и Общество заключили договор теплоснабжения от 01.02.2015 N 1149, по которому ресурсоснабжающая организация обязалась за плату поставлять потребителю (управляющей организации) через присоединенную сеть до точек поставки, указанных в Приложении 2 к договору, тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов теплоснабжения потребителя. Согласно Приложению 2 от 01.04.2017 к договору МКД N 13 является точкой поставки тепловой энергии.
Разделом 3 договора от 01.02.2015 N 1149 определен порядок учета тепловой энергии и теплоносителя, в частности, пунктом 3.3 предусмотрено, что потребитель обязан ежемесячно предоставлять в теплоснабжающую организацию записи показаний ОДПУ, пунктом 3.4 сторонами договора согласованы действия потребителя при выходе ОДПУ из строя.
В разделе 4 договора от 01.02.2015 N 1149 стороны согласовали порядок и форму оплаты. В соответствии с пунктом 4.5 потребитель самостоятельно получает счет-фактуру в теплоснабжающей организации не позднее седьмого числа месяца, следующего за расчетным. При неявке потребителя счет-фактура направляется по адресу, указанному потребителем в реквизитах договора, не позднее восьмого числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается поступление денег на расчетный счет или в кассу теплоснабжающей организации.
В пункте 8.10 договора от 01.02.2015 N 1149 указано, что начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжение собственникам жилых помещений МКД, находящихся в управлении потребителя производится теплоснабжающей организацией в соответствии с заключенным между теплоснабжающей организацией и потребителем договором поручения.
Общество (поверенный) и ООО "УК "Корона" (доверитель) заключили договор поручения 01.02.2015 N 13, в соответствии с пунктом 1.1 которого доверитель поручает, а поверенный принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени и за счет доверителя действия, конкретизированные в пункте 1.1.1 договора.
Пунктом 1.1.1 договора поручения от 01.02.2015 (в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2017) закреплены обязательства поверенного: самостоятельно производить операции по расчетам (ведение справочно-разъяснительной работы с населением, консультации по вопросам начисления, расчета, перерасчета платы за отопление и ГВС, выдача справок, копий лицевых счетов, выдача копий платежных документов на оплату коммунальных услуг, внесение изменений в лицевые счета, прием письменных заявлений граждан, начисление платы, перерасчеты, печать счетов-извещений, учет задолженности), доставка счетов-извещений гражданам-потребителям за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, проживающим в МКД N 13.
Суды верно установили факт выставления счетов на оплату Обществом жителям МКД N 13 в спорный период, что подтверждается платежными документами и Обществом по существу не оспаривается.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Аналогичное положение о порядке расчетов и внесения платы за коммунальные услуги в спорный период содержалось в пункте 64 Правил N 354.
При этом внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не изменяет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Из материалов дела следует, что на общем собрании, оформленном протоколом от 31.01.2017 N 2, собственники помещений МКД N 13 приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Данное решение в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействительным, не отменено (изменено) и является действующим.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) в статью 155 ЖК РФ внесены изменения, в частности: часть 7.1 приведенной нормы утратила силу; статья 155 ЖК РФ была дополнена частью 7.5, в соответствии с которой случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, введенной в действие Законом N 59-ФЗ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих, среди прочего, случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (пункт 1); если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (пункт 3).
Закон N 59-ФЗ согласно части 1 статьи 3 вступил в силу со дня его официального опубликования (03.04.2018).
Частью 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Суды верно указали, что прежний порядок расчетов (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), хотя и сохраняет свое действие, не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ и необходимого для полного применения положений Закона N 59-ФЗ к отношениям сторон.
Положения ЖК РФ в редакции Закона N 59-ФЗ применяются к отношениям по поставке в МКД коммунальных ресурсов и их оплате, возникшим после 03.04.2018, а также при условии, если после указанной даты имеется одно из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
В данном случае правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений МКД N 13 возникли, помимо прочего, на основании решения последних, оформленного протоколом от 31.01.2017 N 2, которым собственники выразили прямое волеизъявление о произведении расчетов за коммунальные услуги непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, которой в рассматриваемой ситуации является Общество.
Нарушение Обществом требований действующего законодательства согласно оспариваемому предписанию выразилось в ненадлежащем расчете платы за коммунальную услугу по отоплению.
Данные расчеты в спорный период времени производились непосредственно ресурсоснабжающей организацией. Стороны в сложившихся правоотношениях руководствовались волеизъявлением собственников, договором теплоснабжения, а также договором поручения от 01.02.2015, согласно которому (с учетом дополнительного соглашения от 01.04.2017) зачисление денежных средств, полученных Обществом от граждан - потребителей в счет оплаты коммунальной услуги производилось на счет поверенного в счет оплаты потребленных доверителем энергоресурсов по договору теплоснабжения от 01.02.2015 N 1149. Обязательства по перерасчету платы Обществом также приняло на себя.
При таких обстоятельствах, с учетом фактически сложившихся отношений между потребителями (собственниками помещений МКД N 13 - управляющей организацией -ресурсоснабжающей организацией), осуществление Обществом на основании решения собственников, а также пункта 1.1.1 договора поручения от 01.02.2015 (в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2017), действий по начислению, расчету и перерасчету платы за отопление, внесение платы собственниками МКД ресурсоснабжающей организации на законных основаниях, зачисления денежных средств на ее счет, суды обосновано установили, что в рассматриваемом случае лицом, ответственным за надлежащие расчеты с жителями дома за коммунальную услугу и ее перерасчет, является именно Общество, которое в силу закона и договорных отношений с исполнителем услуг не ограничено в установленном законом праве требования от исполнителя услуг и его обязании по представлению необходимой документации и уплаты сумм задолженностей.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (часть 1 статьи 541 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению установлен в Правилах N 354.
Как следует из материалов дела и суды установили, на территории города Иванова в рассматриваемый период действовал способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 пункта 42 (1) Правил N 354).
Формула 3 (1) приложения 2 к названным Правилам (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) позволяла определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, который оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2019 рассчитывается по формуле Формула 3 (1) приложения 2 к названным Правилам позволяет определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил. Данная формула учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6); общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Пунктом 59 (1) Правил N 354 определено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60 (1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце 2 пункта 42 (1) настоящих Правил, то есть по нормативу (в редакции, действующей с 01.01.2019). В ранее действующей редакции Правил N 354 также применимой к рассматриваемым правоотношениям в данном пункте конкретизирующая ссылка именно на "абзац 2" указанного в нем пункта 42 (1) Правил отсутствовала, при этом существо регулирования правоотношений не изменилось.
При расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в многоквартирном доме ОДПУ должен приниматься среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с учетом периода его работоспособности.
Согласно материалам дела общедомовой прибор учета, установленный в спорном МКД, был пригодным для коммерческого учета тепловой энергии (эксплуатировался) в 2017 году с 01.01.2017 по 26.05.2017, в 2018 году с 19.12.2018 по 31.12.2018. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривают.
В соответствии с постановлениями Администрации города Иваново от 19.09.2016 N 1714, от 17.05.2017 N 653 отопительный сезон 2016 - 2017 годов в городском округе Иваново начат с 20.09.2016, окочен с 18.05.2017; постановлениями Администрации города Иваново от 28.09.2019 N 1311, от 25.09.2018 N 519 отопительный сезон 2017-2018 годах в городском округе Иваново начат с 02.10.2017, окочен с 26.04.2018.
Таким образом, период работы узла учета в 2017 году в отопительном периоде составил более трех месяцев, в 2018 году период работы узла учета составил менее трех месяцев отопительного периода.
Общество в 2018 году надлежало производить расчет размера соответствующей коммунальной услуги с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2017 год. Правовых оснований для применения при расчете размера коммунальной услуги в январе, феврале 2019 года среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год при работе узла учета в 2018 года лишь несколько дней не имеется, равно как и для проведения перерасчета.
Таким образом, суды сделали правильный вывод, что требование предписания от 21.06.2019 N 4-м об обязании Общества произвести перерасчет платы за отопление, вносимой жителями МКД, с января по февраль 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, рассчитанного с учетом показаний ОДПУ с 19.12.2018 по 31.12.2018 и в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, не соответствует пунктам 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354, статье 157 ЖК РФ и в данной части нарушает права и законные интересы заявителя.
В свою очередь, обязанность по устранению выявленных нарушений обязательных требований в части обязания Общества произвести перерасчет платы за отопление жителям МКД N 13 за период с января 2018 по декабрь 2018 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2017 год, рассчитанного с учетом показаний ОДПУ с 01.01.2017 по 26.05.2017 и среднемесячного за отопительный период объема потребления тепловой энергии, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, является законным и обоснованным.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствовало жилищному законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А17-6949/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в 2018 году надлежало производить расчет размера соответствующей коммунальной услуги с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2017 год. Правовых оснований для применения при расчете размера коммунальной услуги в январе, феврале 2019 года среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год при работе узла учета в 2018 года лишь несколько дней не имеется, равно как и для проведения перерасчета.
Таким образом, суды сделали правильный вывод, что требование предписания от 21.06.2019 N 4-м об обязании Общества произвести перерасчет платы за отопление, вносимой жителями МКД, с января по февраль 2019 года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, рассчитанного с учетом показаний ОДПУ с 19.12.2018 по 31.12.2018 и в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, не соответствует пунктам 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354, статье 157 ЖК РФ и в данной части нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2020 г. N Ф01-13025/20 по делу N А17-6949/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13025/20
11.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2033/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-6949/19
19.08.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-6949/19