Нижний Новгород |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А43-29179/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Воронина Д.А., директора,
от заинтересованного лица: Кочеткова Т.С. (доверенность от 29.04.2020 N 27/20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020
по делу N А43-29179/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер Малокозинский"
(ИНН: 5262362416, ОГРН: 1195275013768)
о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов
Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер Малокозинский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 03.07.2019 N Исх-319-162937/19 решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) об отказе в продлении срока действия лицензии НЖМ N 00500 ТЭ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация).
Решением суда от 30.12.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку спорный участок недр расположен в водоохранной зоне, что исключает добычу полезных ископаемых, Министерство правомерно приняло оспариваемое решение об отказе в продлении срока действия лицензии. Суд апелляционной инстанции немотивированно отказал Министерству в удовлетворении ходатайства о приобщении к делу новых доказательств, подтверждающих нахождение участка в водоохранной зоне.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и возражении на отзыв.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы. В подтверждение своих возражений Общество приложило к кассационной жалобе дополнительные документы.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отказал в принятии дополнительно представленных документов.
Министерство заявило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
Суд кассационной инстанции отклонил заявленное ходатайство, поскольку не усмотрел оснований, предусмотренных в статье 158 Кодекса.
На основании статьи 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.09.2020.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Поволжье" выдана лицензия на право пользования недрами от 09.11.2009 НЖМ N 00140 ТЭ сроком действия до 03.11.2019 в целях разведки и добычи строительных песков центральной части Малокозинского месторождения.
Впоследствии на основании абзаца 6 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия переоформлена на Общество путем выдачи лицензии НМЖ N 00500 ТЭ сроком действия до 03.11.2019. Ранее выданная лицензия от 09.11.2009 НМЖ N 00140 ТЭ аннулирована с 15.05.2019.
До истечения срока действия лицензии 10.06.2019 Общество обратилось в Министерство с заявкой о внесении изменений в условия лицензии НМЖ N 00500 ТЭ на право пользования недрами в части продления срока ее действия, указав на неполное освоение запасов полезных ископаемых.
Министерство отказало Обществу в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами, сославшись на нахождение участка недр в водоохранной зоне (письмо от 03.07.2019 N Исх-319-162937/19).
Общество оспорило отказ в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона о недрах, Водного кодекса Российской Федерации, Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участком недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16.07.2012 N 438 (далее - Порядок), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что Министерство не доказало законность и обоснованность принятого решения.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, а также Административным регламентом Министерства по предоставлению государственной услуги "Переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, изменение предусмотренных лицензией условий пользования участком недр местного значения, в том числе в связи с изменением границ участка недр местного значения", утвержденным приказом Министерства от 18.07.2013 N 858 (далее - Административный регламент), согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр.
В статьях 7 и 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
В соответствии с абзацем 1 статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В части 3 статьи 10 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
На основании части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Из приведенных норм следует, что по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, однако из этого правила законодателем могут быть установлены исключения. В случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользования участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию (решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2012 N АКПИ12-1108).
Требования к оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Нижегородской области устанавливает Порядок.
В пункте 19 Порядка определено, что владелец лицензии имеет право обращаться в Министерство, предоставившее лицензию, по поводу пересмотра условий пользования участками недр местного значения, в том числе в связи с необходимостью продления срока пользования участком недр местного значения (подпункт 3).
В соответствии с пунктом 22 Порядка в этом случае пользователь недр подает в Министерство заявку на внесение изменений в условия лицензии по форме согласно приложению 1 к Порядку за подписью руководителя заявителя или иного уполномоченного лица.
Административный регламент устанавливает порядок предоставления государственной услуги по переоформлению лицензий.
В силу пункта 2.15.1 Административного регламента основанием отказа в рассмотрении заявки на переоформление лицензии по существу является несоответствие заявочных материалов требованиям пункта 2.7 данного регламента.
Согласно пункту 2.15.2 Административного регламента основаниями отказа в переоформлении лицензии являются случаи, если: 1) переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством; 2) заявитель представил о себе неверные сведения; 3) до наступления событий, являющихся основанием перехода прав пользования участком недр местного значения, по участку недр, предоставленному в пользование предыдущему пользователю недр, начата в соответствии со статьей 21 Закона недрах процедура досрочного прекращения права пользования недрами; 4) заявитель не соответствует условиям проведения аукциона (конкурса), по результатам которого была предоставлена переоформляемая лицензия (в случае, если переоформляемая лицензия на пользование участком недр была предоставлена по результатам аукциона (конкурса)).
На основании пункта 2.15.3 Административного регламента основанием отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений в условия лицензии в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 3, 4 пункта 1.2.2 данного регламента, является представление заявителем документов с нарушением требований пункта 2.8 данного регламента.
В пункте 2.15.4 Административного регламента определено, что основанием отказа в изменении предусмотренных лицензией условий пользования участком недр местного значения в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 3, 4 пункта 1.2.2 данного регламента, является соответствующая рекомендация комиссии по пользованию недрами, вынесенная по результатам рассмотрения заявочных материалов.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество при обращении в Министерство представило все предусмотренные Административным регламентом документы для продления срока пользования участком недр в связи с необходимостью завершения разработки месторождения. Нарушений условий лицензии пользователем недр не допущено.
Таким образом, заявка Общества соответствовала условиям и требованиям, установленным законодательством для переоформления лицензии.
Отказ Министерства в продлении срока действия лицензии (решение от 27.06.2019 N 319-75/19-пр) мотивирован тем, что участок недр, на пользование которым выдана лицензия, находится в водоохранной зоне. Изменениями, внесенными в Водный кодекс Российской Федерации, установлен запрет на разведку и добычу полезных ископаемых в таких зонах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. На этих территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому в границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
В силу части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила N 17).
В пункте 3 Правил N 17 предусмотрено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 17 органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных правил, подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, требования к точности определения координат характерных точек указанных границ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 17 органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения: а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Исследовав представленные в дело документы, оценив их во взаимосвязи и в совокупности, правильно применив указанные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Министерство не представило относимые и допустимые доказательства, подтверждающие нахождение спорного участка недр в границах водоохраной зоны.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Министерства правовых оснований для принятия оспариваемого решения и удовлетворили требование Общества. Возложение судом первой инстанции на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в данном случае является способом восстановления права заявителя, что соответствует положениям части 4 статьи 201 Кодекса.
Довод заявителя о нарушении судом апелляционной инстанции части 2 статьи 268 Кодекса, выразившемся в отказе принять новые доказательства, отклоняется, поскольку в рамках данного спора Обществом обжалуется конкретное решение Министерства, законность которого проверяется на момент его принятия.
Министерство, ссылаясь на положения статьи 26 Закона N 342-ФЗ, не привело достаточного правового обоснования, позволяющего сделать выводы о том, что границы водоохраной зоны установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и спорный участок находится в границах такой зоны.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А43-29179/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому в границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
В силу части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила N 17).
...
Министерство, ссылаясь на положения статьи 26 Закона N 342-ФЗ, не привело достаточного правового обоснования, позволяющего сделать выводы о том, что границы водоохраной зоны установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и спорный участок находится в границах такой зоны."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2020 г. N Ф01-13067/20 по делу N А43-29179/2019