Нижний Новгород |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А31-7672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Волга"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020
по делу N А31-7672/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волга"
(ОГРН: 1137606002544, ИНН: 7606091658)
к Управлению Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям
о признании незаконным приказа о проведении внеплановой проверки, о признании незаконными действий должностных лиц Управления Россельхознадзора по проведению проверки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям (далее - Управление) о признании незаконным приказа о проведении внеплановой проверки от 12.03.2019 N 186, о признании незаконными действий должностных лиц Управления Россельхознадзора по проведению проверки.
Арбитражный суд Костромской области решением от 05.02.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы ссылаясь на пункт 12 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251, указывает, что Управление нарушило порядок обследования. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.12.2018 N 384-ОД и задания от 30.01.2019 N 32/о Управление провело административное обследование принадлежащих на праве собственности ООО "Волга" земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 44:13:022903:171, 44:13:022903:172, расположенных в Нерехтском районе Костромской области, в ходе которого выявлены нарушения требований земельного законодательства.
По результатам административного обследования составлен акт от 25.02.2019 N 03/32.
Результаты обследования опубликованы на сайте Управления.
Рассмотрев акт административного обследования от 25.02.2019 N 03/32, Управление издало приказ от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки Общества в рамках государственного земельного надзора с целью соблюдения земельного законодательства. Проведение проверки согласовано прокурором Костромской области.
В качестве правовых оснований проведения проверки в оспариваемом приказе указаны: подпункт 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение о земельном надзоре), Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям, утвержденное приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 202, Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251.
Приказ с письмом от 14.03.2019 N 03/1449 направлен заявителю и получен им 25.03.2019.
По результатам проверки Управление составило акт от 27.03.2019 N 03/4.
Не согласившись с приказом от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки и действиями ответчика по проведению проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь положениями ЗК РФ, Закона N 294-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Арбитражный суд Костромской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционный инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - орган государственного земельного надзора). Положением о земельном надзоре установлено, что государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Управление является органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора. В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В пункте 2 статьи 71.2 ЗК РФ закреплено понятие административного обследования объекта земельных отношений, под которым понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Согласно пункту 3 статьи 71.2 ЗК РФ в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В силу пункта 12 Правил N 251 результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Кодексом (пункт 4 статьи 71 ЗК РФ).
В соответствии подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пункту 7 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Как видно из материалов дела, Управление провело административное обследование принадлежащих Обществу земельных участков, в ходе которого выявлены нарушения земельного законодательства.
По результатам административного обследования составлен акт от 25.02.2019 N 03/32, результаты административного обследования опубликованы на сайте Управления об административном обследовании от 25.02.2019 земельного участка с кадастровыми номерами 44:13:022903:171, 44:13:022903:172.
Рассмотрев акт административного обследования от 25.02.2019 N 03/32, Управление издало приказ от 12.03.2019 N 186 о проведении внеплановой выездной проверки Общества в рамках государственного земельного надзора с целью соблюдения земельного законодательства, которая согласована прокурором Костромской области.
Проведение внеплановой проверки на основании результатов административного обследования земельных участков соответствует положениям подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ и не противоречит положениям Закона N 294-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в действиях Управления не имеется нарушений порядка издания приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 12.03.2019 N 186 и порядка проведения проверки.
Установив, что заинтересованным лицом не нарушен порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений, суды пришли к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления.
Вывод судов об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. В связи с предоставлением Обществу отсрочки по оплате государственной пошлины денежные средства в размере 1500 рублей подлежат взысканию в доход федерального бюджета с заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.02.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020 по делу N А31-7672/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волга" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы размере 1500 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Волга".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волга" в доход федерального бюджета 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пункту 7 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
...
Проведение внеплановой проверки на основании результатов административного обследования земельных участков соответствует положениям подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ и не противоречит положениям Закона N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2020 г. N Ф01-12214/20 по делу N А31-7672/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12214/20
23.04.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2439/20
05.02.2020 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19
05.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7100/19
10.07.2019 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-7672/19