Нижний Новгород |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А82-7483/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.10.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
акционерного общества "Ярославльводоканал"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.01.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020
по делу N А82-7483/2019
по иску акционерного общества "Ярославльводоканал"
(ИНН: 7606069518, ОГРН: 1087606002384)
к акционерному обществу "Ярполимермаш-Татнефть"
(ИНН: 7606040300, ОГРН: 1027600838759)
о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ярославской области,
и установил:
акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с акционерного общества "Ярполимермаш-Татнефть" (далее - Общество) 44 661 рубля 58 копеек задолженности по оплате услуг по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, с января по сентябрь 2018 года, 3824 рублей 80 копеек пеней за период с 11.05.2018 по 22.11.2018 и далее по день фактической оплаты долга.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020, отказал в удовлетворении иска. Суды пришли к выводу, что применение к Обществу пункта 5.2 Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 16.06.2017 N 480-п (далее - Порядок N 480-П), в отсутствии доказательств сброса ответчиком сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, неправомерно.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 7 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 25, 35, 111, 113, 118 и 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и пунктами 5 и 5.2 Порядка N 480-П.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Водоканал обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к необоснованному выводу, что требование истца связано с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в то время как Водоканал предъявил к взысканию плату за прием сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, на основании Порядка N 480-П.
По мнению подателя жалобы, Общество отвечает требованиям, предусмотренным в пункте 5.2 Порядка N 480-П, в связи с чем в его отношении используется упрощенная формула определения размера платы за сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях. В названной формуле не предусмотрено учет нормативных и фактических концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ее применение не зависит от деятельности абонента.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Определением от 13.10.2020 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Ногтевой В.А. на судью Жеглову О.Н.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 14.12.2017 N 2871, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять подачу абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, в сроки, порядке и размере, определенном договором, оплачивать водоотведение в объеме, в сроки, порядке и размере, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведении и режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им узлов учета холодной воды (сброшенных сточных вод).
Объектом водоснабжения и водоотведения является административный производственный корпус цеха пресс-форм; корпус полимерного оборудования с административным блоком.
Водоканал счел, что Общество сбрасывает в централизованную систему отведения сточные воды, содержащие загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, и произвел расчет платы за водоотведение на основании пункта 5.2 Порядка N 480-п с учетом коэффициента компенсации.
Отказ Общества оплачивать услуги по отведению сточных вод, стоимость которых исчислена с учетом коэффициента компенсации, послужил основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
На основании подпунктов "ж" и "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного постановления Правительство Ярославской области утвердило Порядок N 480-П.
В пункте 5.1 Порядка N 480-П приведена формула расчета платы абонентов за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, в которой, в том числе, учитываются показатели ФКi и ДКi, то есть фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленные абонентом в декларации либо зафиксированные в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, на конкретном канализационном выпуске и допустимые концентрации i-го загрязняющего вещества в составе сточных вод абонентов соответственно, а также Q - объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксирован такой сброс.
В названном пункте также имеется указание на то, что периодичность отбора проб организацией определяется Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации.
Из пункта 5.2 Порядка N 480-П следует, что в случае, если объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента в централизованную систему водоотведения составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам плата абонента за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, при отсутствии залпового сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, определяется по иной формуле, в которой, как справедливо указывает истец, не учитываются величины ФКi и ДКi. При этом в названном пункте Порядка N 480-П указано, что организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет контроль состава и свойств сточных вод, сброшенных абонентом (абонентами), в том числе контроль за соблюдением абонентом (абонентами) нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Анализ приведенных положений Порядка N 480-П в их системном толковании позволяет сделать вывод, что упрощенная формула определения платы за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, может быть использована в случае фиксации факта такого сброса в установленном законом порядке. Сокращенная формула применима к частным ситуациям, в том числе, в случаях незначительного объема сточных вод, отводимых от абонента (не более 30 кубических метров).
В силу пункта 38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, для признания факта сброса абонентом проб сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, необходим соответствующий акт, составленный по результатам проведения анализа проб сточных вод, поскольку превышение нормативных концентраций невозможно установить без сопоставления двух значений - норматива концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и величины, полученной в результате анализа проб сточных вод.
Суды установили, что Водоканал в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, свидетельствующих о сбросе Обществом сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, а также об отборе проб сточных вод ответчика, поэтому пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Возражения Водоканала об обратном основаны на неверном толковании норм материального права. Водоканал требует взыскать с ответчика плату за услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях, без представления доказательств, обуславливающих начисление платы, а именно нарушения ответчиком нормативов загрязняющих веществ в сточных водах.
Как верно отметили суды первой и апелляционной инстанций, действующим в спорный период законодательством предусмотрен единственный случай, при котором возможно взыскание дополнительной платы без проведения отбора проб сточных вод - это плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей. Формула для расчета такой платы предусмотрена пунктом 123 (4) Правил N 644.
Водоканал в кассационной жалобе отметил, что он не предъявлял Обществу задолженность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.01.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А82-7483/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ярославльводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В названном пункте также имеется указание на то, что периодичность отбора проб организацией определяется Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации.
...
Как верно отметили суды первой и апелляционной инстанций, действующим в спорный период законодательством предусмотрен единственный случай, при котором возможно взыскание дополнительной платы без проведения отбора проб сточных вод - это плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей. Формула для расчета такой платы предусмотрена пунктом 123 (4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 октября 2020 г. N Ф01-12934/20 по делу N А82-7483/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12934/20
01.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1879/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7483/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7483/19